Напоминание

Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе


Автор: Зарубина Юлия Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 19 г. Сочи им. Героя Советского Союза Маляренко М. С.
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Сочи
Наименование материала: Статья
Тема: Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе
Раздел: полное образование





Назад




Межпредметная интеграция на уроках русского языка и

литературы в средней общеобразовательной школе

Статья учителя

русского языка и литературы

Зарубиной Юлии Ивановны

МОБУ СОШ №19 г. Сочи

им. Героя Советского Союза

Маляренко М. С.

Интеграция обучения и воспитания в школе важна и современна как

для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми

социальными запросами, предъявляемыми к школе. Интегрированные уроки

способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию

связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Интеграция - ступень воплощения межпредметных связей, широко

изученных педагогами, психологами, методистами. Перенос знаний из

одного предмета в другой характеризует продуктивность познавательной

деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного

и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в

обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность

ученика. Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и

интерес для учеников.

Наиболее распространённой является интеграция русского языка с

литературой, экологией, изобразительным искусством, музыкой. Такие уроки

способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и

звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи

учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение

понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной

природы.

На интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее

важна, чем образовательная. Так как при прослушивании какого-либо

произведения на уроке, учитель сообщает и краткие данные об авторе, и

историю создания произведения. Это позволяет и способствует расширению

кругозора

учащихся.

Художественная

литература

дает

широкую

возможность использовать музыкальные произведения. Иногда музыка

может быть только фоном, как музыкальные пьески П. Чайковского

«Времена года» при чтении стихотворений русских поэтов о природе или

вальс А. Грибоедова при рассказе учителя о судьбе драматурга. Но может

быть и своеобразным действующим лицом, как соната Бетховена при

изучении повести А. Куприна «Гранатовый браслет», песни и романсы на

стихи русских поэтов при изучении их творчества. Вряд ли можно говорить о

произведениях А. Пушкина и ничего не сказать об операх, написанных по

этим сюжетам замечательными русскими композиторами.

На интегрированных уроках русского языка и изобразительного

искусства

предметом

изучения

чаще

всего

становятся

произведения

живописи. По ходу изложения материала дети знакомятся с биографией

художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждается и

анализируется произведение, внимание детей сосредотачивается на теме,

изложенной на холсте. В результате знакомства с живописью, дети учатся

сопоставлять изображённое на картине с тем, что они наблюдали в

действительности, а это в свою очередь способствует развитию логического

мышления.

Работа

по

картине

стимулирует

речевую

деятельность

школьников, развивает и обогащает их словарный запас.

На уроках

литературы репродукции картин русских живописцев не только помогут

создать определенный настрой, стать своеобразным фоном при изучении,

например, пейзажной лирики Фета или Тютчева, но дать представление о

быте, нравах, обычаях. Иллюстрация призвана освещать литературный текст,

комментировать, пояснять его в зрительных образах. Рассматривание

иллюстраций

на

уроках

литературы

это

прямое

осуществление

межпредметной интеграции.

Литературу и русский язык невозможно изучать в отрыве от истории.

Изучение каждого нового этапа в развитии литературы необходимо начинать

с рассказа об общественно-политической обстановке, культурной жизни

России того времени. Можно попросить учеников по учебнику истории

повторить соответствующий раздел и дать историческую справку на уроке

литературы. При изучении глав романа Л. Толстого «Война и мир»,

посвященных Бородинскому сражению, уместно использовать воспоминания

очевидцев или работы историков, а при изучении романа М. Шолохова

«Тихий Дон» рассказать о быте, нравах, положении в обществе казачества.

Говоря об изменении лексического состава русского языка, грамматики,

обязательно рассказываю об изменениях в жизни разных слоев российского

общества.

На интегрированных уроках литературы и экологии чувственное

восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой

по развитию речи детей. При обучении связной речи, при изучении темы

"Текст" необходимо использовать тексты для сочинений, на материале

которых воспитывается в детях любовь к природе. В свои письменные

работы дети могут вводить цитаты, создавать яркие словесные зарисовки,

вклеивать иллюстрации. Цель такой работы – создание художественной

эмоциональной словесной картины о природе.

Методы, используемые на таких уроках и осуществляющие

интегральный подход, разнообразны:

- эвристические беседы;

- экскурсии;

- творческие работы по развитию речи,

- словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний;

- написание диктантов, изложений природоведческого содержания.

В естественно-гуманитарном цикле пересекаются понятия следующих

предметных линий:

русский язык и физика (образование звуков);

русский язык и биология (человек);

русский язык и общество (роль языка в обществе);

русский язык, литература и история (этимология слов);

русский язык, литература и ИЗО (средства выразительности);

русский язык, литература и родной язык, литература;

русский язык, литература и английский язык;

русский язык и математика (числительные);

литература – музыка – кино – театр (как один вид художественной

деятельности).

Самая

главная

значимость

межпредметной

интеграции

это

формирование

коммуникативной

компетентности

обучающихся.

На

интегрированных уроках ученики сами выбирают технологию поиска

информации, работают больше самостоятельно, обмениваются своими

знаниями, сравнивают результаты, усваивают разные способы обработки

информации. Тем самым, этап за этапом, в классе закрепляется атмосфера

доверия, рождается командный дух; с другой стороны – дети учатся

высказывать и отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы из

разных предметных отраслей, оценивать работу других учеников. А

учитель выступает в качестве проводника в мире наук, помогает овладеть

необходимыми знаниями для успешной социализации в обществе,

способствует раскрытию творческих способностей детей.

Параллельно с изучением нового материала, расширяется и словарный

запас учащихся. Для этого важно на каждой ступени урока вести словарную

работу.

Она проходит

поэтапно:

новое

слово

пишется

на

доске,

проговаривается,

к

нему

подбираются

однокоренные

слова,

с

ним

составляются предложения, а при необходимости мини-тексты. Дети активно

участвуют в этой работе, чувствуют себя исследователями, работая со

словарём.

Возьмем слово «ясли». Когда-то оно употреблялось только в одном

значении – кормушки для скота, состоящей из реек. Из-за схожести с этими

кормушками, появившиеся позже кроватки для младенцев тоже начали так

называться. На сегодняшний день ясли – это группа в детском саду для

самых маленьких, и уже трудно проследить ее связь с первоначальным

значением слова.

Проделав такое мини-исследование, дети начинают обращать внимание на

происхождение и других слов.

Благодаря знаменитым педагогам мы понимаем, что процесс интеграции в

обучении зародился давно.

Ещё И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть

построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой

отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и

родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание.

К.Д. Ушинский путём интеграции письма и чтения, разработал и внедрил

аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Более того, в интеграции

изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по

замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные

элемент двух видов речевой деятельности – письмо и чтение.

Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.

О. Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в

Павлышской школе для шестилетних детей. Это интеграция основных видов

познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) с целью

обучения, воспитания и развития детей.

В последнее время много говорят о слиянии русского языка и литературы

в единый предмет – русскую словесность. Нельзя с этим согласиться. Цель

обучения русскому языку – научить грамотно выражать свои мысли устно и

письменно. Цель обучения литературе – воспитать внимательного читателя,

побудить интерес к художественному слову. Если свести преподавание

литературы к разбору текста произведения, исчезнет эмоциональный

настрой. Поэтому целесообразно говорить о межпредметных связях русского

языка и литературы.

Несколько идей для элементов интеграции на уроках.

ИДЕЯ № 1. Планируя систему уроков по комплексному рассмотрению текста

А.С. Пушкина «Евгений Онегин», представляющих собой интеграцию

лингвистического и литературоведческого анализа, включить программный

материал

по

русскому

языку

(фонетика,

лексикология,

фразеология,

словообразование, морфология и синтаксис), который в процессе анализа

литературного произведения представляется в функциональном аспекте – как

стилеобразующее средство. На материале текста романа рассмотреть на

уроках следующие темы: «Понятие сложноподчиненного предложения»,

«Строение

сложноподчиненного

предложения

и

пунктуация

в

нем»,

«Сложноподчиненное

предложение

с

придаточным

определительным,

изъяснительным, образа действия и степени, места, времени, условия,

причины, цели, сравнения, уступки и следствия». Например, предложить

учащимся следующие задания:

Задание 1. Проанализируем сложноподчиненное предложение с придаточной

изъяснительной частью.

Ей снится, (что?) будто бы она идет по снеговой поляне, печальной мглой

окружена. («Евгений Онегин»).

Мы видим, что придаточная изъяснительная часть относится к одному слову

в главной – сказуемому снится, распространяя и дополняя его: снится что?

Будто бы она идет по снеговой поляне. Средством связи между главной и

придаточной частью является союз будто. Запомните, что придаточные

изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

Задание 2. Выпишите из главы I все сложноподчиненные предложения с

придаточной изъяснительной частью (строфы VII, XVI, XVII, XXIV, XXVI,

LIII, LIV) и проанализируйте их по схеме:

а) Какой частью речи является изъясняемое слово в главной части? Каково

значение этого слова?

б) Какими средствами связи соединены главная и придаточная части?

в) Где находится придаточная часть по отношению к главной?

г) Употребляются ли соотносительные слова?

Прокомментируйте устаревшие слова, формы слов, имена собственные.

ИДЕЯ № 2.

Изучая повесть И.С. Тургенева «Ася», одного из лучших

поэтических созданий русской литературы, внимание ребят сосредотачиваю

на психологической стороне отношений героев, на характерах Аси и

рассказчика (чтение, комментирование, обсуждение). Попутно проводим

наблюдения над сюжетом, внесюжетными элементами, авторской позицией.

И вдруг – задание: «Выпишите существительные, прилагательные, глаголы и

наречия, посредством которых автор создает образ Аси. Слова какой части

речи

наиболее

выразительно

передают

особенности

ее

характера?

Прокомментируйте особенности речевого этикета русского дворянства».

ИДЕЯ № 3.

Разбираем рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Сначала

школьники читают текст рассказа, затем обсуждаем высказывания Толстого

о смысле жизни, беседуем о композиции и сюжете произведения. И опять

ученикам

предлагается

понаблюдать

за

ролью

однородных

членов

предложения в рассказе, за союзной и бессоюзной связью, провести

эксперимент по преобразованию союзной связи в бессоюзную и наоборот.

ИДЕЯ № 4. Музыкальные фрагменты, играя важную роль в сюжете, во

многом являются и средством характеристики героев, выявляют их интересы

и наклонности, переживания и чувства.

Например, на интегрированном уроке литературы и музыки, при

изучении цикла «Времена года» М. М. Пришвина, обращаемся к творчеству

П. И. Чайковского: ребята готовят сообщения о жизни и творчестве великого

композитора, рассматривают портрет известного музыканта, прослушивают

фрагменты

из

музыкального

произведения

«Времена

года»

П.

И.

Чайковского. Прослушав фрагменты из музыкального цикла «Времена года»

П. И. Чайковского, ребята составляют самостоятельно план-инструкцию для

написания собственной пейзажной зарисовки – сочинения-миниатюры «А за

окном зима…». В своих творческих работах учащиеся пытаются отразить

свои представления, которые возникли при прослушивании музыкальных

пейзажных зарисовок. При изучении произведений о природе (М.М.

Пришвин «Времена года») можно использовать пейзажные зарисовки

известных

художников.

Проводим

речевые

разминки

на

материале

изобразительного искусства, осуществляя при этом межпредметную связь

литературы и изобразительного искусства. Так, например, работая над

картиной К.Ф. Юона «Февраль», учащиеся закрепляют и углубляют

представление о пейзаже, знакомятся с понятием «пейзажная зарисовка»,

усваивают особенности описания природы в разных видах искусства,

готовятся к самостоятельной работе над сочинением-описанием природы.

ИДЕЯ № 5. Картина В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича

с половцами» навеяна «Словом о полку Игореве». В её сопоставлении с

замечательным памятником древнерусского эпоса не ограничивайтесь лишь

сходством сюжета обоих произведений, покажите, какие изобразительно-

пластические

средства

полотна

рождены

поэтической

атмосферой

«Слова…». Таким образом, привлечение картины В.М. Васнецова «После

побоища Игоря Святославовича с половцами» в ходе разбора «Слова о полку

Игореве» даёт возможность не только установить сюжетную близость

полотна литературному источнику, но и показать в сопоставлении обоих

произведений высокое художественное мастерство древнерусского автора,

которое

нашло

талантливый

изобразительный

отклик

в

творчестве

замечательного художника.

БЛИЦ-ИДЕЯ. Например, при изучении творчества Н. Некрасова трудно

обойтись

без

репродукций

картин

Крамского

(«Некрасов

в

период

«Последних песен» и др.), Репина («Бурлаки на Волге»), Перова («Проводы

покойника» и «Сельский крестный ход на Пасхе»). Читая и анализируя на

уроке пьесы А.Н. Островского, использую репродукции картин Перова

(«Приезд гувернантки в купеческий дом», портреты купцов). Определенный

настрой при чтении финальных страниц романа И. Тургенева «Отцы и дети»

создает картина Перова «Старики родители на могиле сына». В приведенных

примерах живопись служит не фоном, она существенно дополняет образ,

созданный художником слова, поэтому ведем разговор о разных средствах

выразительности.

Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга

чтения, прививают интерес к другим видам искусств или областям знаний.

Ученики убеждаются, что каждый вид искусства или область науки отражает

мир по-своему: история – языком фактов, литература – языком словесных

образов, у театра, музыки и живописи – свои способы выражения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Альтернативные уроки. – Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2007.

2.

Белова Н.А. Реализация интеграции при изучении русского языка

и литературы

в

школе

на

текстовом

материале.

//

«Русская

словесность», М., «Школа-Пресс», №8 2005.

3.

Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение

русскому языку и литературе: Программы, содержание работы по

классам. 5-8 классы. М., 1998.

4.

Емельянов М. С. «Роль интеграции литературы и истории в школьном

преподавании» (Докторская работа кандидата педагогических работ

СГПУ)– 2013.

5.

Зверев И.Д. Теория и практика методов обучения в современных

условиях общеобразовательной школы. М. «Педагогика», 1975.

6.

Интернет-ресурсы.

7.

Келбакин В.Н. Межпредметная функция в подготовке будущих

учителей. Тбилиси, «Тбилис», 1994.

8.

Колокольцев Е. Н. Межпредметные связи при изучении литературы в

школе. М., «Просвещение», 1990.

9.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Ч. 1 и 2, Ростов-

на-Дону: Изд-во «Учитель», 2006.

10.Межпредметные

связи

при

изучении

литературы

в

школе

/

Колокольцев Е.Н., Дановский А.В. и др.;Под ред. Колокольцева Е.Н. –

М.: Просвещение, 1990.

11.Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать (нетрадиционные уроки по

русскому языку), Волгоград: «Учитель - АСТ», 2002.

12.Подрезова И.И. Интеграция на уроках словесности: Материалы I

Всероссийской

учебно-методической

конференции:

Издательство

Томского

государственного

педагогического

университета.

2007.

С.273-281.

13.Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практическое

пособие для учителей начальной школы, студентов пед.учеб.заведений,

слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.

14.Ушинский К. Д. Сочинения. М., 1948.



В раздел образования




Яндекс.Метрика