Автор: Какорина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №68
Населённый пункт: Тверь
Наименование материала: статья
Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края»
Раздел: дошкольное образование
«Приобщение детей дошкольного возраста к истории и
культуре родного края»
«Я узнал, что у меня есть огромная родня:
И тропинка, и лесок, в поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною – это все мое, родное!
В.Орлов
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее
актуальных, поэтому в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни
общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится
патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям
нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью своей Родины. Это сложное чувство
возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к
окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к
детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления
личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных
чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Поэтому данная проблема актуальна не только для детского сада, но и для общества в целом.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать,
что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано
окончательно: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Тем не
менее, практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном возрасте.
В рамках патриотического воспитания параллельно решаются следующие задачи:
- формирование нравственно-духовного отношения к природе родного края и чувства
сопричастности к ней;
- формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа
– привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство
привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей
педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей
стране.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является
приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только
узнавать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате
педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии страны, её географии,
природе, символике, если ему известны имена кого-то их тех, кто прославил нашу Родину, если он
будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать,
что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Любой край, где бы человек ни жил, не повторим. У каждого места на земле есть своя история.
Необходимо знакомить детей с историей города, посёлка, села, где они живут. Обращать
внимание детей на чистые и нарядные улицы, на новые памятники и парки, на благоустроенные
дворы и детские площадки, на многообразие зелёных насаждений и разнообразие красиво
оформленных цветущих клумб.
Необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники видели красоту родного города,
преобразования, происходящие в нём каждый год, гордились своей малой родиной.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя
живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же
время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной процесс длительный и сложный.
Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только
систематической работой, и эта работа, в основном должна проходить вне занятий.
Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание
дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет,
ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.
С этой целью рекомендовано проводить экскурсии по городу, посёлку, селу, так же на природу.
Необходимо организовать наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает
осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания
своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами
края, народными умельцами. Родители должны рассказывать детям о городе, о своих любимых
местах: показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Важно, чтобы познавательный
материал и беседы были понятны детям, вызывали у них интерес. Необходимо чтобы дети
принимали участие в праздновании для города. Свои впечатления дети могут отразить в
рисовании, конструировании. Так же можно вместе с детьми изготовить подарки к праздникам.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подводить их к пониманию, что их
город – частица Родины.
Средствами ознакомления дошкольников с родным городом, посёлком, селом являются само
окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка,
изобразительное искусство. Средствами служат так же та или иная деятельность (игра, труд),
праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
Основной формой ознакомления детей с родным городом является организованная учебная
деятельность. Важно, чтобы она повышала детскую мыслительную активность. Здесь помогают
вопросы, индивидуальные задания, приёмы сравнения (город раньше и теперь).
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со
столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Таким образом, знакомя детей с родным городом и родной страны, необходимо учитывать, чтобы
вся информация вызывала в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к
деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал;
рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы,
чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д.
При знакомстве дошкольников с историей родного города, приходится использовать словесные
методы. От того, как воспитатель это сделает, зависит, воспримет ли ребёнок новые
представления или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет в них желание узнать
что-то ещё.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при
условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, то
есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности,
свойственные дошкольному возрасту.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей
счастливыми, умными, добрыми, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами
своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин!
Я горжусь своей страной!».
Работу по воспитанию патриотизма необходимо строить в тесном содружестве с семьёй,
наибольший эффект достигается, когда устанавливается тесная связь воспитателей с родителями
детей. Родители должны являться активными участниками всех мероприятий, проводимых в
детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях,
викторинах.
Таким образом, проводимая работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников
поможет обогатить знания детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство
любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный
интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной
культурой не только сформирует любовь к традициям своего народа, но и будет способствовать
развитию личности в духе патриотизма. Совместная деятельность станет основой в формировании
гражданина, Человека с большой буквы, патриота своей Родины.