Напоминание

Современное состояние преподавания истории в школе: проблемы и перспективы


Автор: Клименко Алена Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Современное состояние преподавания истории в школе: проблемы и перспективы
Раздел: среднее образование





Назад




Современное состояние преподавания истории в школе:

проблемы и перспективы

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила: Клименко А.Д., учитель истории и

обществознания МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь

Современные требования к организации учебного процесса, требования

стандартов, такие, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно

получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых

задач. Главная задача учителя – организация условий, инициирующих

действия

учащихся

в

необходимом

направлении,

условий

для

самореализации ученика на уроке.

Но сегодня нас учителей можно представить в виде свечки, которая

пытается

научить

лампочку

премудростям

компьютерной

техники.

Возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который

мешает развитию способности ребенка учиться. И что же нам делать?!

Прежде всего, самим учиться и не отставать от требований времени.

Современный учитель это уже не тот «всезнающий» учитель с указкой

у

доски,

а

модератор

направляющий

поисковую,

исследовательскую

деятельность учащихся. Именно проблемно – деятельностный подход в

обучении позволяет выполнить те задачи, которые стоят перед учителями

сегодня.

Жизнь требует от нас быстрой адаптации к требованиям и запросам

общества.

Основная задача современного учителя — это заинтересовать

предметом,

каждой

темой,

поставить

проблему,

которая

зацепит

обучающихся и дать свободу поиска решения этой проблемы при этом

невидимой рукой направлять в нужном направлении. И я уверена, что для

решения проблемы, обучающиеся начнут подключать все имеющиеся

ресурсы, на первых порах это будет, скорее всего интернет, но однажды

столкнувшись с недостоверной информацией они начнут сравнивать с

другими источниками (справочники, энциклопедии) и доказывать свою

правоту. Стандарт нового поколения выдвигает кардинально новые подходы

в преподавании предметов, выполнение которого требует от нас творческого

подхода и кропотливой работы с каждым обучающимся.

Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе

обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в

преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении

этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или

задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика

требуется

проявление

самостоятельности

и

оригинальности.

Не

репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной

гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его

переосмысление возможны только при использовании метода проблемного

обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

При проектировании урочной деятельности ставится задача развития у

учащихся

способностей

самостоятельно

ставить

учебные

цели,

проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои

достижения. Всё это можно обобщить одним умением – умением учиться.

Системно-деятельностный подход в образовании включает в себя ряд

образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность

учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие

результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия,

следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в

постоянно изменяющихся условиях.

Возможна реализация следующих технологий:

Разноуровневое обучение – возможность построить учебный процесс с

учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Исследовательские методы – позволяют учащимся самостоятельно

изучить проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрение.

Игровые технологии – развивают познавательную деятельность,

формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной

практической деятельности.

Технология проектной деятельности – развивает индивидуальные

творческие способности учащихся.

На уроках истории и обществознания используются следующие формы

деятельности учащихся:

-Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика,

диаграммы, рисунка;

-Заполнение

сравнительно-обобщающей

таблицы,

которая

станет

итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения

исторических событий;

-Составление биографических справок – характеристик исторических

личностей;

-Работа с исторической картой;

-Анализ исторических источников (документов);

-Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата;

-Рецензия на ответ товарища;

-Задания на образную реконструкцию исторических фактов: изложение

исторических событий от имени одного из участников, свидетелей,

современников или потомков;

-Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их

непосредственных участников, представляющих разные (противоположные)

мнения и оценки.

Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать

учебную

информацию,

ориентироваться

в

историко-географическом

пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы.

Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной

самооценки и взаимооценки учебной деятельности.

Задача учителя – создать условия для саморазвития возможностей и

творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный

процесс.

Применение

деятельностного

подхода

на

уроках

истории

и

обществознания, позволяет достичь прописанных в стандартах второго

поколения образовательных результатов: личностных, метапредметных и

предметных.

Современному

обществу

нужны

образованные,

нравственные,

предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно

принимать

решения,

прогнозируя

их

возможные

последствия;

•отличаться мобильностью;

•быть способным к сотрудничеству;

•обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-

экономическое процветание.

Принципиальным отличием современного подхода является

ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных

программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и

умение применять эти знания в практической деятельности.

Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания

являются основой успешной социализации их в обществе, готовность к

межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Список литературы:

1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках

требований нового стандарта / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в

школе. – 2020. – № 1.

2. Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова //

Преподавание истории и обществознания в школе. – 2021. – № 1.



В раздел образования




Яндекс.Метрика