Автор: Клименко Алена Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Современное состояние преподавания истории в школе: проблемы и перспективы
Раздел: среднее образование
Современное состояние преподавания истории в школе:
проблемы и перспективы
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила: Клименко А.Д., учитель истории и
обществознания МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь
Современные требования к организации учебного процесса, требования
стандартов, такие, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно
получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых
задач. Главная задача учителя – организация условий, инициирующих
действия
учащихся
в
необходимом
направлении,
условий
для
самореализации ученика на уроке.
Но сегодня нас учителей можно представить в виде свечки, которая
пытается
научить
лампочку
премудростям
компьютерной
техники.
Возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который
мешает развитию способности ребенка учиться. И что же нам делать?!
Прежде всего, самим учиться и не отставать от требований времени.
Современный учитель это уже не тот «всезнающий» учитель с указкой
у
доски,
а
модератор
направляющий
поисковую,
исследовательскую
деятельность учащихся. Именно проблемно – деятельностный подход в
обучении позволяет выполнить те задачи, которые стоят перед учителями
сегодня.
Жизнь требует от нас быстрой адаптации к требованиям и запросам
общества.
Основная задача современного учителя — это заинтересовать
предметом,
каждой
темой,
поставить
проблему,
которая
зацепит
обучающихся и дать свободу поиска решения этой проблемы при этом
невидимой рукой направлять в нужном направлении. И я уверена, что для
решения проблемы, обучающиеся начнут подключать все имеющиеся
ресурсы, на первых порах это будет, скорее всего интернет, но однажды
столкнувшись с недостоверной информацией они начнут сравнивать с
другими источниками (справочники, энциклопедии) и доказывать свою
правоту. Стандарт нового поколения выдвигает кардинально новые подходы
в преподавании предметов, выполнение которого требует от нас творческого
подхода и кропотливой работы с каждым обучающимся.
Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе
обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в
преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении
этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или
задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика
требуется
проявление
самостоятельности
и
оригинальности.
Не
репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной
гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его
переосмысление возможны только при использовании метода проблемного
обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.
При проектировании урочной деятельности ставится задача развития у
учащихся
способностей
самостоятельно
ставить
учебные
цели,
проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои
достижения. Всё это можно обобщить одним умением – умением учиться.
Системно-деятельностный подход в образовании включает в себя ряд
образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность
учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие
результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия,
следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в
постоянно изменяющихся условиях.
Возможна реализация следующих технологий:
Разноуровневое обучение – возможность построить учебный процесс с
учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Исследовательские методы – позволяют учащимся самостоятельно
изучить проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрение.
Игровые технологии – развивают познавательную деятельность,
формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной
практической деятельности.
Технология проектной деятельности – развивает индивидуальные
творческие способности учащихся.
На уроках истории и обществознания используются следующие формы
деятельности учащихся:
-Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика,
диаграммы, рисунка;
-Заполнение
сравнительно-обобщающей
таблицы,
которая
станет
итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения
исторических событий;
-Составление биографических справок – характеристик исторических
личностей;
-Работа с исторической картой;
-Анализ исторических источников (документов);
-Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата;
-Рецензия на ответ товарища;
-Задания на образную реконструкцию исторических фактов: изложение
исторических событий от имени одного из участников, свидетелей,
современников или потомков;
-Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их
непосредственных участников, представляющих разные (противоположные)
мнения и оценки.
Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать
учебную
информацию,
ориентироваться
в
историко-географическом
пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы.
Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной
самооценки и взаимооценки учебной деятельности.
Задача учителя – создать условия для саморазвития возможностей и
творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный
процесс.
Применение
деятельностного
подхода
на
уроках
истории
и
обществознания, позволяет достичь прописанных в стандартах второго
поколения образовательных результатов: личностных, метапредметных и
предметных.
Современному
обществу
нужны
образованные,
нравственные,
предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно
принимать
решения,
прогнозируя
их
возможные
последствия;
•отличаться мобильностью;
•быть способным к сотрудничеству;
•обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-
экономическое процветание.
Принципиальным отличием современного подхода является
ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных
программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и
умение применять эти знания в практической деятельности.
Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания
являются основой успешной социализации их в обществе, готовность к
межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Список литературы:
1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках
требований нового стандарта / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в
школе. – 2020. – № 1.
2. Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова //
Преподавание истории и обществознания в школе. – 2021. – № 1.