Автор: Меликян Эльмира Кареновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №79
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Влияние сказки на развитие речи ребенка дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Влияние сказки
на развитие речи ребенка дошкольного возраста
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила: воспитатель Меликян Э.К.
МБДОУ ЦРР д/с №79 г. Ставрополя
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее
важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как
дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка,
но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение
родным языком как средством и способом общения и познания является
одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Немаловажную роль в развитии речи, обогащении словарного запаса
ребенка играет художественная литература, в том числе и сказка. Сказка так
же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным
психотерапевтическим средством
Сказка, словно, ведёт с ребёнком увлекательный разговор, через
который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора,
даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно
победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами — глазами
героя, учит сопереживанию, сочувствию.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что
родители не читают сказки. А ведь чтение сказок — детям-это так важно.
Применение сказки позволяет расширять кругозор, формировать целостность
представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на
развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых
сфер.
С
помощью сказки можно
выявить
проблемы
в развитии
речи
дошкольников, отношений к себе и окружающим, скрытых мотивов
поведения.
Дети
обладают
огромной
познавательной
активностью,
уникальными способностями. Будучи вовремя не востребованными, эти
способности могут быть с возрастом утеряны. Для развития памяти и
внимания, творчества и мышления ребёнка, достаточно, больше проводить с
ним время, пользуясь простыми и действенными способами: почитать книгу,
обсудить её, закрепить знания с помощью вопросов — викторин, зарисовать
иллюстрации или сказочных персонажей, сочинить собственную сказку.
Многочисленные
исследования
учёных-педагогов
в
области дошкольной и
коррекционной
показали,
что
проблему
общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через
использование
метода сказкотерапии,
потому
как
именно дошкольный
возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества
детей.
Сказкотерапия не
является
простым
чтением
вслух
народного
фольклора. Её ценность заключается в проживании сказки вместе с
ребенком. Важно, чтобы при прочтении ребенок проникался сюжетом,
проживал
чувства
и
пытался
понять
черты
характера
персонажей. «Примеряя» на себя их поступки, ребенок проявляет попытки
анализа ситуации, а также самоанализа, что позволяет вынести нравственную
оценку происходящему.
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и связно
строить высказывания являются
одной
из
главных
задач
речевого
воспитания дошкольников. Это обусловлено ее социальной значимостью и
ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется
основная, коммуникативная функция языка и речи. Только специальное
речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая
представляет собой развернутое высказывание, состоящие из многих или
нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу
на описание, повествование, рассуждение. Умение задавать вопросы, умение
в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей
успешного развития
дошкольников.
Конечно,
в
течение
дня
ребенок
ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить
шуточный вопрос героям сказки. Кроме спонтанного формирования основ
устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое
значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений.
Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные
дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Дети черпают из сказок
множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о
связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку
видеть добро и зло.
Многообразие
методов
и
приемов
работы
со сказкой позволяет
выделить следующие:
– Словесная режиссерская игра;
– Пересказ от лица литературного героя;
– Словесное рисование;
– Психогимнастика;
– «А что потом»;
– «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;
– «Изменение ситуации в знакомых сказках»;
– «Придумывание кратких историй»;
– «Сказка про самого себя»;
– «Сказки по-новому»
Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать
многие
коррекционные
задачи, такие
как:
снижение
чрезмерной
двигательной
активности,
нормализация
эмоционального
и
речевого
состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей
работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому
что
даже
те
дети,
которые
вначале
не
включаются
в
игру,
не
принимают сказку,
все
равно
испытывают
на
себе
её
благоприятное влияние на
подсознательном
уровне.
Ребёнок
почерпнет
из сказки
намного
больше,
если
будет
путешествовать
по сказочным
дорогам,
переживать
удивительные
приключения
и
превращения,
встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко
воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения.
Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры. С детьми можно
провести следующие дидактические игры по сказкам:
– «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
– «Назови сказку
по
сказочному
герою» —
тренирует
умение
узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями
козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются,
например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
– «Кто
герой сказки?» —
учит
отгадывать сказку,
по
словам
персонажей.
– «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и
лесных животных.
– «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный
атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой
ключик, Фея — волшебная палочка. – «Расскажи сказку» — ребёнок
раскладывает
карточки-иллюстрации
в
правильном
порядке
и пересказывает сюжет своими словами.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может
научить детей сочинять сказку, которая поможет раннему развитию ребёнка,
снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик
понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным
миром детей.
С
помощью
элементов сказкотерапии обеспечивается
качественное
формирование
личности дошкольника.
Знакомство
со сказкой (авторской, народной) занимает важную роль в воспитательном
процессе, и при правильном подходе к ее использованию она может стать
эффективным средством общения с ребенком, донесения до него морально-
этических ценностей общества, понятий добра и зла, а также непременными
средствами развития воображения у дошкольника.