Напоминание

Влияние сказки на развитие речи ребенка дошкольного возраста


Автор: Меликян Эльмира Кареновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №79
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Влияние сказки на развитие речи ребенка дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние сказки

на развитие речи ребенка дошкольного возраста

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила: воспитатель Меликян Э.К.

МБДОУ ЦРР д/с №79 г. Ставрополя

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее

важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как

дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка,

но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение

родным языком как средством и способом общения и познания является

одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Немаловажную роль в развитии речи, обогащении словарного запаса

ребенка играет художественная литература, в том числе и сказка. Сказка так

же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным

психотерапевтическим средством

Сказка, словно, ведёт с ребёнком увлекательный разговор, через

который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора,

даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно

победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами — глазами

героя, учит сопереживанию, сочувствию.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что

родители не читают сказки. А ведь чтение сказок — детям-это так важно.

Применение сказки позволяет расширять кругозор, формировать целостность

представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на

развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых

сфер.

С

помощью сказки можно

выявить

проблемы

в развитии

речи

дошкольников, отношений к себе и окружающим, скрытых мотивов

поведения.

Дети

обладают

огромной

познавательной

активностью,

уникальными способностями. Будучи вовремя не востребованными, эти

способности могут быть с возрастом утеряны. Для развития памяти и

внимания, творчества и мышления ребёнка, достаточно, больше проводить с

ним время, пользуясь простыми и действенными способами: почитать книгу,

обсудить её, закрепить знания с помощью вопросов — викторин, зарисовать

иллюстрации или сказочных персонажей, сочинить собственную сказку.

Многочисленные

исследования

учёных-педагогов

в

области дошкольной и

коррекционной

показали,

что

проблему

общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через

использование

метода сказкотерапии,

потому

как

именно дошкольный

возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества

детей.

Сказкотерапия не

является

простым

чтением

вслух

народного

фольклора. Её ценность заключается в проживании сказки вместе с

ребенком. Важно, чтобы при прочтении ребенок проникался сюжетом,

проживал

чувства

и

пытался

понять

черты

характера

персонажей. «Примеряя» на себя их поступки, ребенок проявляет попытки

анализа ситуации, а также самоанализа, что позволяет вынести нравственную

оценку происходящему.

Формирование связной речи, развитие умения содержательно и связно

строить высказывания являются

одной

из

главных

задач

речевого

воспитания дошкольников. Это обусловлено ее социальной значимостью и

ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется

основная, коммуникативная функция языка и речи. Только специальное

речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая

представляет собой развернутое высказывание, состоящие из многих или

нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу

на описание, повествование, рассуждение. Умение задавать вопросы, умение

в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей

успешного развития

дошкольников.

Конечно,

в

течение

дня

ребенок

ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить

шуточный вопрос героям сказки. Кроме спонтанного формирования основ

устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое

значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений.

Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные

дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Дети черпают из сказок

множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о

связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку

видеть добро и зло.

Многообразие

методов

и

приемов

работы

со сказкой позволяет

выделить следующие:

– Словесная режиссерская игра;

– Пересказ от лица литературного героя;

– Словесное рисование;

– Психогимнастика;

«А что потом»;

«Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;

«Изменение ситуации в знакомых сказках»;

«Придумывание кратких историй»;

«Сказка про самого себя»;

«Сказки по-новому»

Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать

многие

коррекционные

задачи, такие

как:

снижение

чрезмерной

двигательной

активности,

нормализация

эмоционального

и

речевого

состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей

работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому

что

даже

те

дети,

которые

вначале

не

включаются

в

игру,

не

принимают сказку,

все

равно

испытывают

на

себе

её

благоприятное влияние на

подсознательном

уровне.

Ребёнок

почерпнет

из сказки

намного

больше,

если

будет

путешествовать

по сказочным

дорогам,

переживать

удивительные

приключения

и

превращения,

встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко

воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения.

Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры. С детьми можно

провести следующие дидактические игры по сказкам:

«Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.

«Назови сказку

по

сказочному

герою»

тренирует

умение

узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями

козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются,

например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.

«Кто

герой сказки?»

учит

отгадывать сказку,

по

словам

персонажей.

«Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и

лесных животных.

«Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный

атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой

ключик, Фея — волшебная палочка. – «Расскажи сказку» — ребёнок

раскладывает

карточки-иллюстрации

в

правильном

порядке

и пересказывает сюжет своими словами.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может

научить детей сочинять сказку, которая поможет раннему развитию ребёнка,

снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик

понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным

миром детей.

С

помощью

элементов сказкотерапии обеспечивается

качественное

формирование

личности дошкольника.

Знакомство

со сказкой (авторской, народной) занимает важную роль в воспитательном

процессе, и при правильном подходе к ее использованию она может стать

эффективным средством общения с ребенком, донесения до него морально-

этических ценностей общества, понятий добра и зла, а также непременными

средствами развития воображения у дошкольника.



В раздел образования




Яндекс.Метрика