Напоминание

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей через профориентационную деятельность


Автор: Моисеева Ирина Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Солнечный"
Населённый пункт: Салават
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей через профориентационную деятельность
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия

семейному воспитанию «Солнечный»

«Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

через профориентационную деятельность»

Подготовила: социальный педагог

высшей категории Моисеева И.В.

Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога

учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

является профориентационная работа с воспитанниками, которая призвана

способствовать решению вопросов социализации личности подростка.

Социальная адаптация воспитанников - это подготовка их к взрослой жизни

и

профессиональная

ориентация.

Профессиональная

ориентация

рассматривается

как

сложный

динамический

процесс

формирования

личностью

системы

своих

основополагающих

отношений

к

профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и

физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных

планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Именно

поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового

возраста в интернатных учреждениях стала наиболее актуальной на

сегодняшний момент.

Анализ теоретических подходов

в реальных ситуаций педагогической

действительности по проведению профориентационных мероприятий среди

подростков

в

интернатных

учреждениях

обусловили

проблему

исследования:

каковы

наиболее

оптимальные

пути

осуществления

профориентации

подростков,

способствующих

развитию

личности,

её

профессиональных ценностей и знаний.

Цель исследования: выявить роль профориентации детей подросткового

возраста интернатном учреждении в процессе социализации.

Задачи исследования:

1. Определить понятие социализации, выделить компоненты, подлежащие

формированию ;

2.

Обосновать

необходимость

начала

целенаправленной

профориентационной работы с подростками;

3. Разработать модель профориентационной работы с подростками.

Социализация - процесс формирования социальных качеств, усвоение

индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная

личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные

качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются

индивидом в ходе взаимодействия с внешним миром. Социализация требует

деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы

деятельности.

Понятие социализации как

процесса

полной

интеграции

личности

в

социальную систему, в ходе которого происходит её приспособление.

Социализация

раскрывается

через

понятие адаптация. Понятие адаптация, являясь

одним

из

центральных

понятий, означает приспособление человека к условиям социальной среды.

С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс

вхождения человека в социальную среду и её приспособления к культурным

и социологическим факторам. Ребенок усваивает социальный опыт, входя в

социальную среду, в систему социальных связей.Таким образом ребенок в

процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя

как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих его

людей.

Так, процесс социализации связан с действием определенных агентов.

Агенты социализации - это отдельные люди и социальные образования,

связанные с ней и ответственные за ее результаты. Так, важнейшим

институтом раннего детства, начальным элементом социализации личности

является семья. В ней закладываются основы характера человека, его

отношение к труду, моральным, идейным, политическим и культурным

ценностям. В семье происходит формирование основных черт будущего

общественного поведения ребенка: старшие передают ему определенные

взгляды, образцы поведения; от родителей он получает пример участия или

уклонения от участия в общественной жизни, первые рациональные и

эмоциональные оценки. Это - непосредственная социализация в семье, а

косвенная заключается в том, что авторитет родителей формирует отношение

к другим (большим) авторитетам. Атмосфера в семье формирует основные

черты личности: способность к согласованным действиям; умение обсуждать

вопросы,

несовпадающие

с

собственной

позицией;

проявление

или

отсутствие

агрессивных

тенденций.

В

целом

же

более

значимым

авторитетом, играющим все более активную роль в процессе социализации

подростка становится группа (окружение) сверстников. И как институт

социализации, необходимо отметить школу (как среднюю, так и высшую),

хотя и ее роль в формировании личности существенно меняется. Еще один

чрезвычайно

важный

институт

социализации

-

средства

массовой

информации (телевидение,

радио,

печать). Их

значение

постоянно

и

довольно быстро растет, но и они также не всемогущи.

В зависимости от содержания социального опыта в жизни человека можно

выделить различные виды социализации: бытовая, нравственно-этическая,

профессиональная, политическая, культурная и др. Если первых два вида

социализации в идеале человек проходит преимущественно в семье, то его

профессиональная

социализация

связана,

как

правило,

с

другими

социальными

институтами.

Целенаправленно

профессиональная

социализация

начинается

в

профессиональном

учебном

заведении

и

продолжается на рабочем месте. Однако база для профессиональной

социализации закладывается раньше, что можно считать начальной трудовой

социализацией, основы которой формируются уже в школе.

Целесообразно рассмотреть такие этапы на основе трудовой деятельности

как ведущей. Этих этапа три:

- дотрудовой, включающий весь период жизни человека до начала трудовой

деятельности. Этот этап, в свою очередь, разделяется на два более и менее

самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от

рождения ребёнка до поступления его в школу; юношеская социализация,

включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

- трудовой этап охватывает период зрелости человека. Однако его

демографические границы определить трудно, так как он включает весь

период трудовой деятельности человека;

- послетрудовой этап, наступающий в пожилом возрасте в связи с

прекращением трудовой деятельности.

На первом этапе социализации, те есть дотрудовом, по мнению многих

ученых,

практически

завершается

процесс

формирования

ценностей

человека. В дальнейшем происходит лишь их незначительная коррекция.

Серьезная же трансформация ценностей возможна в критических ситуациях,

как

следствие

каких-либо

драматических

событий,

при

глубоком

неудовлетворении потребностей человека и т.п. В связи с этим необходимо

уже в школьном возрасте сформировать у подростка ценность труда,

уважительное отношение к различным видам трудовой деятельности и

профессиям, мотивацию к овладению ими. Тем более что в современных

социально-экономических

условиях

жесткой

конкуренции,

высокой

безработицы и низкого уровня доходов населения проблема мотивации

трудовой деятельности становится все актуальнее.

Кроме того, понимание значимости труда и положительного к нему

отношения необходимы для развития трудовой мотивации как таковой. С

сожалением современное общество постепенно становится все более

потребительским.

А

в

связи

с

активным

развитием

досуговой

инфраструктуры, и общество в целом вскоре можно будет считать

досуговым. В сложившихся условиях мотивация к труду снижается,

молодежь стремится к разнообразным развлечениям, которые раньше были

недоступны. При этом желание самостоятельно зарабатывать на свой досуг

возникает лишь у незначительного количества молодых людей и еще у

меньшего количества подростков. Иждивенческие тенденции тем более

усиливаются, чем более остро проходит подростковый кризис.

Что касается понимания значимости труда в собственной жизни, необходимо

добиваться того, чтобы подросток рассматривал свой жизненный путь в

тесной связи с трудовой деятельностью. Важно довести до его сознания, что

полная самореализация человека как личности невозможна без труда,

профессионального становления и развития.

Поэтому

необходима система профессиональной ориентации, которая

должна

формировать

у

подростков

способность

выбирать

сферу

профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным

особенностям и запросам рынка труда. Особо значимой при этом является

проблема приобретения адекватных представлений о профессиональной

деятельности,

собственных

возможностях,

оптимальном

развитии

профессионально важных качеств, формирования потребностей и умений

включаться в общественно производительный труд. Ориентация подростков

на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего

должны являться неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного

процесса, при обязательном дополнении его практической деятельностью,

связанной с развитием склонностей детей к труду.

Таким образом, профессиональная ориентация - это целенаправленная

воспитательная и образовательная деятельность, направленная на подготовку

молодежи

к

осуществлению

сознательного,

адекватного

собственным

способностям

и

интересам,

а

также

потребностям

государства

профессионального выбора путем вооружения их необходимыми для этого

знаниями, умениями и навыками, а также формирования у них трудовой

(профессиональной) направленности.

Для того, чтобы повысить эффективность профориентации в системе

социализации подростков

необходимо было изучить профессиональные

намерения их, выявить образовательные и профессиональные потребности,

определить

мотивы

и

факторы,

влияющие

на

профессиональное

самоопределение; психологические условия приобретения подростками

знаний о себе, о мире профессионального труда, о профессиональной

деятельности, профессионально важных качествах личности, необходимых

для разных профессий.

В качестве экспериментальной группы были выбраны воспитанники 9 класса.

В соответствии с целями и задачами данного исследования планированы и

осуществлены этапы профориентации в системе социализации подростков.

Первый этап включал в себя наблюдение, анкетирование, анализ школьной и

внешкольной деятельности.

На втором этапе применялись активизирующие опросники личностного и

профессионального самоопределения. Применялась следующая методика:

методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова, дифференциально-

диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО), методика «Структура

интересов» В. Хеннинга.

На третьем этапе на каждого воспитанника была составлена карта первичной

профконсультации.

Анализ результатов эксперимента выявил следующие проблемы:

Профессиональные

намерения

подростков

формируются

на

основе

недостаточных сведений о мире профессий в целом, о характеристиках

выбранного профессионального труда, о степени соответствия выбранной

профессии своим способностям и наклонностям. Хотя сами редко осознают

свою малую информированность в этих вопросах.

Так, 70% девятиклассников считают, что хорошо осведомлены о путях

получения профессионального образования, хотя реально лишь 45% из них

имеют достаточный уровень информированности по этому вопросу. Среди

30%

полагают, что обладают достаточными сведениями об основных

характеристика своей будущей профессии (содержание труда, условия труда

и

т.д.),

лишь

15%

действительно

владеют

этими

сведениями.

Профессиональные

намерения

подростков

формируются

на

основе

малоосознанных и малодифференцированных мотивов профессионального

выбора. Ведущее место среди этих мотивов занимает интерес (50%), причем

профессиональные интересы детей расположены преимущественно в сферах

"Человек - Человек" и "Человек – Техника" (50и 50%). Однако практически

все подростки оказались не в состоянии раскрыть своего интереса к

выбранной профессии, обосновать его. Присутствовавшие в нашей выборке

другие мотивы профессионального выбора значительно менее выражены,

хотя и более осознаны (возможность общения, материальная выгода).

Вывод

по

профориентации

в

системе

социализации

подростков

в

целом профессиональные намерения подростков формируются на основе

низкой

личностной

активности

учащихся

в

процессах профессионального самоопределения, дефицита информации о

мире профессий и о возможностях профессионального развития, а также на

основе слабо развитого самосознания и неполного представления о себе в

частности.

Необходимо в процессе цикла индивидуальных бесед знакомить с научными

подходами к выбору профессии, чтобы направить, главным образом, на

изменение познавательного компонента,

что и было сделано. После

проведения мероприятий, тренингов, круглых столов, направленных на

сформированность профессионального самоопределения старшеклассников

были вновь использованы методики, что и в эксперименте.

После

проведения

эксперимента

результат

сложился

следующий:

о

сформированности профессионального самоопределения старшеклассников

говорит не просто выбор определенной профессии, но то, что ими

продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора.

Об осознанности выбора профессии говорит то, он построен с учетом

интересов, а у некоторых и предшествующего личного опыта, а также то, что

ими указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии.

Система профессиональной ориентации должна формировать у школьников

способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально

соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Особо

значимой при этом является проблема приобретения учащимися адекватных

представлений

о

профессиональной

деятельности,

собственных

возможностях, оптимальном развитии профессионально важных качеств,

формирования

потребностей

и

умений

включаться

в

общественно

производительный труд.

Модель

профориентационной

работы,

разрабатывалась

исходя

из

необходимости

обеспечения

выделенных

компонентов

трудовой

социализации учащихся старших классов:

- понимание значимости труда в жизни общества и отдельного человека,

положительное отношение к труду;

- потребность в профессиональном самоопределении, овладение знаниями о

возможностях его реализации;

- овладение основными доступными видами трудовой деятельности и

необходимыми для этого знаниями.

Выбор профессии не может осуществляться на основе ситуативной

направленности, он обязательно предполагает соотнесенность с желаниями и

возможностями личности. Таким образом, наличие целей, конкретных задач,

оптимальный выбор средств педагогического взаимодействия и ожидаемый

результат позволяют говорить о возможности перехода фрагментарности

контроля и анализа профессиональной ориентации на первом этапе к ее

системной организации, управлению и оценке. Реализация данного подхода к

организации, управлению и оценке профессиональной ориентации на первом

этапе

будет

иметь

следствием

профессиональную

ориентацию

и

социализацию подростков, а также один из способов стимулирования

экономического роста и снижения социальной напряженности в регионе.



В раздел образования




Яндекс.Метрика