Автор: Моисеева Ирина Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию "Солнечный"
Населённый пункт: Салават
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей через профориентационную деятельность
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия
семейному воспитанию «Солнечный»
«Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
через профориентационную деятельность»
Подготовила: социальный педагог
высшей категории Моисеева И.В.
Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога
учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
является профориентационная работа с воспитанниками, которая призвана
способствовать решению вопросов социализации личности подростка.
Социальная адаптация воспитанников - это подготовка их к взрослой жизни
и
профессиональная
ориентация.
Профессиональная
ориентация
рассматривается
как
сложный
динамический
процесс
формирования
личностью
системы
своих
основополагающих
отношений
к
профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и
физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных
планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Именно
поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового
возраста в интернатных учреждениях стала наиболее актуальной на
сегодняшний момент.
Анализ теоретических подходов
в реальных ситуаций педагогической
действительности по проведению профориентационных мероприятий среди
подростков
в
интернатных
учреждениях
обусловили
проблему
исследования:
каковы
наиболее
оптимальные
пути
осуществления
профориентации
подростков,
способствующих
развитию
личности,
её
профессиональных ценностей и знаний.
Цель исследования: выявить роль профориентации детей подросткового
возраста интернатном учреждении в процессе социализации.
Задачи исследования:
1. Определить понятие социализации, выделить компоненты, подлежащие
формированию ;
2.
Обосновать
необходимость
начала
целенаправленной
профориентационной работы с подростками;
3. Разработать модель профориентационной работы с подростками.
Социализация - процесс формирования социальных качеств, усвоение
индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная
личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные
качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются
индивидом в ходе взаимодействия с внешним миром. Социализация требует
деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы
деятельности.
Понятие социализации как
процесса
полной
интеграции
личности
в
социальную систему, в ходе которого происходит её приспособление.
Социализация
раскрывается
через
понятие адаптация. Понятие адаптация, являясь
одним
из
центральных
понятий, означает приспособление человека к условиям социальной среды.
С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс
вхождения человека в социальную среду и её приспособления к культурным
и социологическим факторам. Ребенок усваивает социальный опыт, входя в
социальную среду, в систему социальных связей.Таким образом ребенок в
процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя
как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих его
людей.
Так, процесс социализации связан с действием определенных агентов.
Агенты социализации - это отдельные люди и социальные образования,
связанные с ней и ответственные за ее результаты. Так, важнейшим
институтом раннего детства, начальным элементом социализации личности
является семья. В ней закладываются основы характера человека, его
отношение к труду, моральным, идейным, политическим и культурным
ценностям. В семье происходит формирование основных черт будущего
общественного поведения ребенка: старшие передают ему определенные
взгляды, образцы поведения; от родителей он получает пример участия или
уклонения от участия в общественной жизни, первые рациональные и
эмоциональные оценки. Это - непосредственная социализация в семье, а
косвенная заключается в том, что авторитет родителей формирует отношение
к другим (большим) авторитетам. Атмосфера в семье формирует основные
черты личности: способность к согласованным действиям; умение обсуждать
вопросы,
несовпадающие
с
собственной
позицией;
проявление
или
отсутствие
агрессивных
тенденций.
В
целом
же
более
значимым
авторитетом, играющим все более активную роль в процессе социализации
подростка становится группа (окружение) сверстников. И как институт
социализации, необходимо отметить школу (как среднюю, так и высшую),
хотя и ее роль в формировании личности существенно меняется. Еще один
чрезвычайно
важный
институт
социализации
-
средства
массовой
информации (телевидение,
радио,
печать). Их
значение
постоянно
и
довольно быстро растет, но и они также не всемогущи.
В зависимости от содержания социального опыта в жизни человека можно
выделить различные виды социализации: бытовая, нравственно-этическая,
профессиональная, политическая, культурная и др. Если первых два вида
социализации в идеале человек проходит преимущественно в семье, то его
профессиональная
социализация
связана,
как
правило,
с
другими
социальными
институтами.
Целенаправленно
профессиональная
социализация
начинается
в
профессиональном
учебном
заведении
и
продолжается на рабочем месте. Однако база для профессиональной
социализации закладывается раньше, что можно считать начальной трудовой
социализацией, основы которой формируются уже в школе.
Целесообразно рассмотреть такие этапы на основе трудовой деятельности
как ведущей. Этих этапа три:
- дотрудовой, включающий весь период жизни человека до начала трудовой
деятельности. Этот этап, в свою очередь, разделяется на два более и менее
самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от
рождения ребёнка до поступления его в школу; юношеская социализация,
включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
- трудовой этап охватывает период зрелости человека. Однако его
демографические границы определить трудно, так как он включает весь
период трудовой деятельности человека;
- послетрудовой этап, наступающий в пожилом возрасте в связи с
прекращением трудовой деятельности.
На первом этапе социализации, те есть дотрудовом, по мнению многих
ученых,
практически
завершается
процесс
формирования
ценностей
человека. В дальнейшем происходит лишь их незначительная коррекция.
Серьезная же трансформация ценностей возможна в критических ситуациях,
как
следствие
каких-либо
драматических
событий,
при
глубоком
неудовлетворении потребностей человека и т.п. В связи с этим необходимо
уже в школьном возрасте сформировать у подростка ценность труда,
уважительное отношение к различным видам трудовой деятельности и
профессиям, мотивацию к овладению ими. Тем более что в современных
социально-экономических
условиях
жесткой
конкуренции,
высокой
безработицы и низкого уровня доходов населения проблема мотивации
трудовой деятельности становится все актуальнее.
Кроме того, понимание значимости труда и положительного к нему
отношения необходимы для развития трудовой мотивации как таковой. С
сожалением современное общество постепенно становится все более
потребительским.
А
в
связи
с
активным
развитием
досуговой
инфраструктуры, и общество в целом вскоре можно будет считать
досуговым. В сложившихся условиях мотивация к труду снижается,
молодежь стремится к разнообразным развлечениям, которые раньше были
недоступны. При этом желание самостоятельно зарабатывать на свой досуг
возникает лишь у незначительного количества молодых людей и еще у
меньшего количества подростков. Иждивенческие тенденции тем более
усиливаются, чем более остро проходит подростковый кризис.
Что касается понимания значимости труда в собственной жизни, необходимо
добиваться того, чтобы подросток рассматривал свой жизненный путь в
тесной связи с трудовой деятельностью. Важно довести до его сознания, что
полная самореализация человека как личности невозможна без труда,
профессионального становления и развития.
Поэтому
необходима система профессиональной ориентации, которая
должна
формировать
у
подростков
способность
выбирать
сферу
профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным
особенностям и запросам рынка труда. Особо значимой при этом является
проблема приобретения адекватных представлений о профессиональной
деятельности,
собственных
возможностях,
оптимальном
развитии
профессионально важных качеств, формирования потребностей и умений
включаться в общественно производительный труд. Ориентация подростков
на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего
должны являться неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного
процесса, при обязательном дополнении его практической деятельностью,
связанной с развитием склонностей детей к труду.
Таким образом, профессиональная ориентация - это целенаправленная
воспитательная и образовательная деятельность, направленная на подготовку
молодежи
к
осуществлению
сознательного,
адекватного
собственным
способностям
и
интересам,
а
также
потребностям
государства
профессионального выбора путем вооружения их необходимыми для этого
знаниями, умениями и навыками, а также формирования у них трудовой
(профессиональной) направленности.
Для того, чтобы повысить эффективность профориентации в системе
социализации подростков
необходимо было изучить профессиональные
намерения их, выявить образовательные и профессиональные потребности,
определить
мотивы
и
факторы,
влияющие
на
профессиональное
самоопределение; психологические условия приобретения подростками
знаний о себе, о мире профессионального труда, о профессиональной
деятельности, профессионально важных качествах личности, необходимых
для разных профессий.
В качестве экспериментальной группы были выбраны воспитанники 9 класса.
В соответствии с целями и задачами данного исследования планированы и
осуществлены этапы профориентации в системе социализации подростков.
Первый этап включал в себя наблюдение, анкетирование, анализ школьной и
внешкольной деятельности.
На втором этапе применялись активизирующие опросники личностного и
профессионального самоопределения. Применялась следующая методика:
методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова, дифференциально-
диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО), методика «Структура
интересов» В. Хеннинга.
На третьем этапе на каждого воспитанника была составлена карта первичной
профконсультации.
Анализ результатов эксперимента выявил следующие проблемы:
Профессиональные
намерения
подростков
формируются
на
основе
недостаточных сведений о мире профессий в целом, о характеристиках
выбранного профессионального труда, о степени соответствия выбранной
профессии своим способностям и наклонностям. Хотя сами редко осознают
свою малую информированность в этих вопросах.
Так, 70% девятиклассников считают, что хорошо осведомлены о путях
получения профессионального образования, хотя реально лишь 45% из них
имеют достаточный уровень информированности по этому вопросу. Среди
30%
полагают, что обладают достаточными сведениями об основных
характеристика своей будущей профессии (содержание труда, условия труда
и
т.д.),
лишь
15%
действительно
владеют
этими
сведениями.
Профессиональные
намерения
подростков
формируются
на
основе
малоосознанных и малодифференцированных мотивов профессионального
выбора. Ведущее место среди этих мотивов занимает интерес (50%), причем
профессиональные интересы детей расположены преимущественно в сферах
"Человек - Человек" и "Человек – Техника" (50и 50%). Однако практически
все подростки оказались не в состоянии раскрыть своего интереса к
выбранной профессии, обосновать его. Присутствовавшие в нашей выборке
другие мотивы профессионального выбора значительно менее выражены,
хотя и более осознаны (возможность общения, материальная выгода).
Вывод
по
профориентации
в
системе
социализации
подростков
в
целом профессиональные намерения подростков формируются на основе
низкой
личностной
активности
учащихся
в
процессах профессионального самоопределения, дефицита информации о
мире профессий и о возможностях профессионального развития, а также на
основе слабо развитого самосознания и неполного представления о себе в
частности.
Необходимо в процессе цикла индивидуальных бесед знакомить с научными
подходами к выбору профессии, чтобы направить, главным образом, на
изменение познавательного компонента,
что и было сделано. После
проведения мероприятий, тренингов, круглых столов, направленных на
сформированность профессионального самоопределения старшеклассников
были вновь использованы методики, что и в эксперименте.
После
проведения
эксперимента
результат
сложился
следующий:
о
сформированности профессионального самоопределения старшеклассников
говорит не просто выбор определенной профессии, но то, что ими
продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора.
Об осознанности выбора профессии говорит то, он построен с учетом
интересов, а у некоторых и предшествующего личного опыта, а также то, что
ими указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии.
Система профессиональной ориентации должна формировать у школьников
способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально
соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Особо
значимой при этом является проблема приобретения учащимися адекватных
представлений
о
профессиональной
деятельности,
собственных
возможностях, оптимальном развитии профессионально важных качеств,
формирования
потребностей
и
умений
включаться
в
общественно
производительный труд.
Модель
профориентационной
работы,
разрабатывалась
исходя
из
необходимости
обеспечения
выделенных
компонентов
трудовой
социализации учащихся старших классов:
- понимание значимости труда в жизни общества и отдельного человека,
положительное отношение к труду;
- потребность в профессиональном самоопределении, овладение знаниями о
возможностях его реализации;
- овладение основными доступными видами трудовой деятельности и
необходимыми для этого знаниями.
Выбор профессии не может осуществляться на основе ситуативной
направленности, он обязательно предполагает соотнесенность с желаниями и
возможностями личности. Таким образом, наличие целей, конкретных задач,
оптимальный выбор средств педагогического взаимодействия и ожидаемый
результат позволяют говорить о возможности перехода фрагментарности
контроля и анализа профессиональной ориентации на первом этапе к ее
системной организации, управлению и оценке. Реализация данного подхода к
организации, управлению и оценке профессиональной ориентации на первом
этапе
будет
иметь
следствием
профессиональную
ориентацию
и
социализацию подростков, а также один из способов стимулирования
экономического роста и снижения социальной напряженности в регионе.