Автор: Каширина Ирина Юльяновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 76"
Населённый пункт: Ленинский район, город Саратов
Наименование материала: Деловая игра для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Тема: «Воспитать патриота нашей страны».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 76» Ленинского района г. Саратова
Деловая игра для педагогов по нравственно-
патриотическому воспитанию дошкольников
«Воспитать патриота нашей страны»
Подготовила:
старший воспитатель
МДОУ «Детский сад № 76»
Каширина Ирина Юльяновна
г. Саратов 2025г.
Деловая игра для педагогов по нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников «Воспитать патриота нашей страны».
Цель:
расширить
уровень
знаний педагогов
по
нравственно-
патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Задачи:
• повысить профессиональную компетентность педагогов по организации
работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
•
углубить
теоретические
знания педагогов
по
вопросу
нравственно-
патриотического воспитания дошкольников;
• вызвать интерес педагогов к данной теме;
• способствовать приобретению опыта коллективной работы.
Ход игры:
Ведущий:
Сегодня мы с вами проведём деловую игру по нравственно-патриотическому
воспитанию, в процессе которой выявим уровень наших с вами знаний по
нравственно – патриотическому воспитанию.
И по традиции мы должны разделиться на две команды.
Давайте выберем жюри и придумаем названия для наших команд?
На ринге встречаются две команды:
1 команда «---»; 2 команда «---».
Игра состоит из нескольких раундов.
Ваша задача: давать правильные ответы и выполнять задания, а также
соблюдать педагогический такт. Команда, победившая в каждом раунде,
получает по 1 баллу.
Итак, начинаем нашу игру!
1 раунд
«Блиц-опрос»
Правила игры: участникам задаются в быстром темпе вопросы; необходимо
ответить на большее количество вопросов. (оценка: 1 балл за правильный
ответ)
1. Земля, где ты родился? (Родина).
2. Древнее название России? (Русь).
3. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного
государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого
государства? (Гражданин).
4. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
6. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему
народу? (Патриотизм).
7. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется
государственным суверенитетом? (Страна).
9. Особый политический институт, который обеспечивает социальную
защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
10. Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).
11. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру
полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
12. Официальная эмблема государства? (Герб).
14. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее
хозяйство? (семья)
16. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного
содержания с выводом – моралью (Басня)
17. Устное народное творчество, «народная мудрость» (Фольклор)
18. Где находится смерть Кащея? (дерево-сундук-заяц-утка-яйцо-игла)
19. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки,
озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава)
21. Из каких полос сверху вниз состоит современный государственный
флаг (белый, синий, красный)
22. Как выглядит Знамя Победы? (Это красное знамя)
2 раунд
«Ребусная чехарда»
Ведущий: Внимание!
Каждой команде даны конверты, в которых находятся карточки с ребусами.
В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой
игры. Ваша задача расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Ответы: герб, гимн, Россия, честь, Родина, война, победа, память
3 раунд
«Так какой он, наш город Саратов?»
Ведущий: Наш город неповторим своим историческим прошлым,
архитектурой. Задача педагогов рассказать ребёнку, что его родной город
славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими
людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города хранит в себе
память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы,
исторического прошлого.
Ведущий: Придумайте слова-признаки (прилагательные) о нашем городе на
каждую букву, которые есть в названии «Саратов».
С – современный, строящийся
А – активный, академический
Р – развивающийся, реальный
А – автобусный
Т – творческий, театральный
О – очаровательный, оживленный
В – великолепный, весёлый
4 раунд
«Узнай родной наш край»
Участникам предлагается назвать памятные и исторические места нашего
города и района по показывающим слайдам (презентация)
5 раунд
«Кейс-технология – решаем педагогические ситуации»
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе
которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе
одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого участника
в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.
Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить
методику работы. Основу кейс-метода составляет сам кейс - описание
конкретной ситуации, техническое задание и источник информации.
Для понимания кейс-метода командам приготовлен файл с документами.
Предлагаю заглянуть внутрь и познакомиться с содержанием файла. На
решение кейса отводится 3 минуты
Шаг 1. Знакомство с ситуацией. (Например: месяц назад, у нас в детском
саду, случилась такая ситуация…”). Требования к случаю: должен быть
основан на реальной ситуации; четко определена задача (проблема), вокруг
которой строится анализ. Случай должен содержать следующие пункты:
места, позиции и роли основных действующих лиц (например: педагог,
родитель, и т.п.); краткое описание - только факты - основных этапов
развития событий и действий действующих лиц.
Шаг 2. Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.
Шаг 3. Процесс моделирования с использованием метода SWOT-анализа. В
ходе обсуждения в таблицу заносятся ответы на вопросы, поставленные в
кейсе:
- восстановите последовательность событий.
- проанализируйте ситуацию (состояние участников, мотивационную оценку
характера взаимоотношений).
- выделите сильные и слабые стороны ситуации.
-
определите
угрозы
(возможность
возникновения
конфликта)
и
возможности.
- выделите педагогическую проблему, которая вырисовывается в данной
ситуации.
Шаг 4. Решение проблемы мини группой. Задание: Продумайте решение
данной
ситуации,
напишите
варианты
решения
данной
ситуации
и
аргументируйте выбранные действия.
Шаг 5. Презентация решений и оценка решений по группам.
Шаг 6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного
вклада в работу всей группы.
Обсуждение
Педагогическая ситуация № 1.
В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные
Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе
воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии.
Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист,
пограничник, подводник, артиллерист.
Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его
высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?».
Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!».
Педагогическая ситуация № 2.
Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять
участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды –
славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и
фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С
энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по нескольку раз в
день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их,
обсуждали. В один из дней воспитатель услышала фразу, оброненную кем-то
из ребят: «А Ирина Андреевна (это няня группы, в которой была
организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь
стало неудобно пыль протирать на полочках!».
6 раунд
«Бой пословиц»
(листочки с продолжением пословиц. Составить пословицу)
Ведущий: С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек,
пословиц, поговорок… Произведения устного народного творчества не
только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют
развитию личности в духе патриотизма.
Восстановите пословицы:
Тот герой, кто ……………………… ( за родину горой.)
Родная сторона — мать, …………… (а чужая — мачеха).
Родной куст и ……………………… (зайцу дорог).
Нет в мире краше …………………...(Родины нашей).
Человек без Родины, что……………( соловей без песни).
Мир освещается солнцем, ………… (а человек знанием).
Родина – мать, ………………………(умей за неё постоять).
7 раунд
«Чёрный ящик»
Ведущий: Каждой команде даётся чёрный ящик. Ваша задача: по описанию
определить изображение какого предмета находится в чёрном ящике.
Внимание! Вопрос!
1 команда: В чёрном ящике находится символ русского быта, который долго
служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В
деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием
промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На
ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это… (Самовар).
2 команда: Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи,
печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не
отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет
встречается не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде.
Итак, это… (Яблоко)
Ведущий: Вот и подошла наша деловая игра к концу. Родить патриота
нельзя, его можно только воспитать.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Макаренко Антон Семенович (воспитатель, педагог, прозаик и драматург).
Ведь действительно всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-
то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических
чувств у детей тоже в наших руках!