Автор: Птиченко Оксана Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на методическом объединении
Тема: "ВЕРБАЛЬНЫЙ АЛЬТРУИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: среднее образование
ВЕРБАЛЬНЫЙ АЛЬТРУИЗМ
КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(выступление на методическом объединении)
Составила: Птиченко О.А., педагог-психолог
МБОУ СОШ №22, г. Ставрополь
Коммуникативно-помогающее
и
контактно-устанавливающее
поведение
рассматривается
в
начальной
школе
как
проявление
ответственности, так как мотивировано
бескорыстностью, уважением,
любовью. Под коммуникативным поведением «понимается совокупность
норм и традиций общения определенной лингво-культурной общности -
народа, группы, личности».
Проблема
вербального
альтруизма,
проявляющаяся
в
речевом
милосердии, помощи, заступничестве, отзывчивости, в коммуникативном
поведении
учащихся
весьма
актуальна
в
настоящее
время.
Антропоцентрическая лингвистика (неолингвистика) «в центр внимания поме-
щает ... языковую личность, т.е. человека в его способности совершать
речевые поступки».
Вербальный альтруизм проявляется в речевом поступке. Альтруизм - это
«самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных
на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других,
способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и
чувство ответственности».
Потребности в доверительном общении (аффилиации) и милосердии
(альтруизме)
являются
важнейшими
человеческими
потребностями,
реализуемыми в межличностном общении.
Мотивы аффилиации и помощи как в учебном, так и воспитательном
процессах основаны на позитивном отношении к своим одноклассникам,
товарищам и, как правило, исключают вербальное манипулирование.
Младшим школьникам свойственно стремление к общению, поэтому они
пытаются вербально сблизиться и выстроить доверительные отношения, и
поэтому учащиеся заводят дружбу, испытывают привязанность, радуются
успехам своих товарищей, сотрудничают и общаются друг с другом.
Эффективное общение и поведение предполагает
такие речевые
поступки и речевые этикетные формулы» при которых доминирует взаимная
доверительная связь между коммуникантами.
Речевое
поведение
младших
школьников
в
значительной
мере
реализуется с помощью узуально закрепленных стереотипов общения.
«Чтобы функционировать как единое целое, как сложная социальная система,
общество должно установить такие рамки поведения индивидов, в которых это
поведение становится единообразным, стабильным, повторяющимся».
Младшие школьники с ярко выраженным мотивом аффилиации чаще
обращаются к собеседнику, реализуя, таким образом, свою потребность в
доверительных контактах.
Однако в детской и подростковой коммуникативной среде довольно
часто
на
фоне
вербального
альтруизма
прослеживается
«отчетливая
тенденция отношения к вербальной агрессии если не как к норме, то, по край-
ней мере, как к достаточно естественной форме речевого взаимодействия».
Термины «речевая агрессия», «вербальная агрессия», «словесная
агрессия» широко используется как в российской, так и в зарубежной научной
литературе последних десяти лет, однако «феномен агрессии как объект
изучения современного речеведения до сих пор остается мало исследованным,
особенно на отечественном материале. Кроме того, ни одна из существующих
научных
концепций,
объясняющих
природу
человеческой
агрессии
(этологическая, фрустрационная, бихевиори-стическая, психоаналитическая)
не рассматривает вербальные проявления агрессии как самостоятельный пред-
мет научного анализа».
Вербальная агрессия у младших школьников может проявляться и в
демонстрации
внешней
доброжелательности,
ложной
вежливости,
притворной законопослушности. Однако при этом обнаруживается явный ци-
низм говорящего, его пренебрежение к общим моральным принципам,
нормам нравственности.
Поэтому так важно формировать в начальной школе потребность в
коммуникативном общении, основанном на милосердии, отзывчивости и
бескорыстности.
Эффективное помогающее речевое поведение позволит
младшим школьникам переживать возвышенные чувства причастности
к
добрым делам и чувства глубокого человеческого сопереживания.
Литература:
Стернин,
И.А.
Коммуникативное
поведение
[Текст].
Вып.17.
Вежливость как коммуникативная категория / науч. ред. И.А. Стернин. -
Воронеж: Изд-во «Истоки», 2003. -172 с. - С. 3.
Седов,
К.Ф.
Дискурс
и
личность:
эволюция
коммуникативной
компетенции [Текст] / К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2004. - 320 с. -С. 5.
Куницина В.Н. Межличностное общение [Текст] / В.Н, Куницина
Н.В.,Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с - С. 38.
Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: Лингвистический и
методический аспекты [Текст] / Н.И. Формановская. – М.:КомКнига, 2006. -
160 с. - С. 3-7.
Левкович, В.П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции
поведения
[Текст]
/
В.П.
Левкович
//
Психологические
проблемы
социальной регуляции поведения / отв. ред. Е.В. Шорохов, М.И. Бобнева. - М.,
1976. - С. 212.
Щербинина, Ю.В. Вербальная агрессия [Текст] / Ю.В. Щербинина. - М.:
КомКнига, 2006. - 360 с. - С. 206.
Там же. - С