Напоминание

Инновационные технологии в работе логопеда в современном ДОО


Автор: Руденко Светлана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №20 "Незабудка"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: консультация для молодых педагогов
Тема: Инновационные технологии в работе логопеда в современном ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационные технологии в работе логопеда в современном ДОО

(консультация для молодых педагогов)

Подготовила: Руденко С.В., учитель-логопед

МБДОУ ЦРР д/с №20 «Незабудка», г. Ставрополь

Инновационные технологии в логопедической работе это дополнение к

общепринятым,

проверенным

временем

технологиям

(технология

диагностики,

технология

звукопостановки,

технология

формирования

речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны

речи и другие; новые и обладающие повышенной эффективностью методы и

инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной

деятельности педагога; новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;

новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального

фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации

нарушенных психических функций.

Логопедическая технология - это научное проектирование и точное

воспроизведение педагогических действий, которые гарантируют успешное

достижение поставленных целей.

В практике логопеда существуют разные педагогические технологии,

которые условно можно разделить на базовые и вспомогательные.

К базовым относятся технологии:

логопедического обследования;

коррекции звукопроизношения и голоса;

формирования речевого дыхания;

развития просодических компонентов, лексико-грамматической

стороны, связности речи.

К второстепенным или вспомогательным относятся те технологии, которые

помогают преодолеть речевые нарушения, возникшие на фоне других

заболеваний и отклонений. К таким технологиям относят:

кинезиотерапию;

сенсорно-интегративную терапию;

Су-Джок-терапию;

музыкотерапию;

ароматерапию;

сказкотерапию;

песочную терапию…

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие

повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся

конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Классификация

инновационных

логопедических

технологий

производится по разным основаниям:

По цели воздействия различают:

развивающие технологии (эмоциональное, сенсомоторное воспитание;

мнемотехники, тренинги мыслительных процессов и др.);

психокоррекционные

технологии

(арт-терапия,

сказкотерапия,

смехотерапия, цветотерапия, психогимнастика и др.);

здоровьесберегающие технологии (логопедический массаж, су-джок-

терапия, ароматерапия, дыхательные техники и др.).

По инструментам воздействия различают:

информационно-коммуникационные технологии;

дистанционные образовательные технологии.

По степени инновационности (традиционности) различают:

педагогические технологии с использованием нетрадиционных для

логопедии

приемов

(ароматерапия,

хромотерапия,

библиотерапия,

криотерапия и др.);

смешанные технологии – традиционные логопедические технологии с

использованием нововведений.

Использование

инновационных

логопедических

технологий

в

коррекции звукопроизношения в речи детей должно быть полностью

обосновано структурой дефекта. С целью коррекции памяти, внимания,

наглядно-образного мышления используется технологии:

Информационно-коммуникативные

технологии

(обеспечивают

наглядность, доступность, вариативность и возможность быстрого создания

обучающего

материала,

удобство

объективного

контроля

развития

и

деятельности детей, расширение сюжетного наполнения традиционной

игровой деятельности, визуализацию акустических компонентов речи,

расширение спектра невербальных заданий).

Мнемотехники

(система

приемов,

облегчающих

запоминание

и

увеличивающих

объем

памяти

путем

образования

дополнительных

ассоциаций).

Лэпбук – объединяет в себе игру, творчество, познание и исследование

нового, повторение и закрепление изученного, помогает систематизировать

знания и просто интересный вид совместной деятельности учителя-логопеда,

родителей и ребенка.

Квест-технология

относится

к

организационным

инновационным

технологиям в логопедии и представляет собой современную форму работы с

детьми с нарушениями речи. В логопедической практике квест выступает в

качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается

решение задач для продвижения в определенном сюжете.

ИКТ (информационно коммуникативные технологии) мультимедийный

интерактивный проектор, презентации, развивающие интерактивные игры

«Мерсибо».

С целью коррекции моторных функций применяю телесно-ориентированные

технологии:

биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата

с движениями кисти руки;

логопедический массаж – активный метод механического воздействия,

помогающий нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить

мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции

звуков (ручной, точечный, аппаратный, пальцевый массаж, массаж ладонных

поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными

шариками; прищепочный массаж; массаж орехами; массаж шестигранными

карандашами; массаж чётками; массаж травяными мешочками; массаж

зондами, зондозаменителями; массаж приборами су-джок-терапии;

логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и

музыкально-речевых

игр

и

упражнений,

осуществляемых

в

целях

логопедической

коррекции.

С целью стабилизации эмоциональной сферы применяю арттерапевтические

методики:

музыкотерапия;

изотерапия

(нетрадиционные

техники

рисования:

кляксография,

пальцевая живопись, рисование мягкой бумагой, рисование тычком жёсткой

полусухой кистью, ниткография, рисование манной крупой, листьями,

палочками, камушками, отпечатывание ватой, оттиск пробками, рисование

ладонями и др.);

сказкотерапия (метод, использующий сказочную форму для речевого

развития

личности,

расширения

сознания

и

совершенствования

взаимодействия через речь с окружающим миром);

крупотерапия (способствует более качественной коррекции речи и

развитию эмоционально-волевой сферы);

песочная терапия одна из разновидностей игровой терапии. В одних

ситуациях

игра

с

песком

выступает

в

качестве

ведущего

метода

коррекционного воздействия, в других – в качестве вспомогательного

средства,

позволяющего

стимулировать

ребенка,

развивать

его

сенсомоторные

навыки.

Для успешной работы учителю-логопеду нужно освоить все

традиционные

логопедические

технологии.

Чем

больше

технологий

современной логопедии в арсенале специалиста, тем проще ему находить

подход даже к самым сложным случаям, добиваться результатов в

профилактике, диагностике, коррекции речевых нарушений.



В раздел образования




Яндекс.Метрика