Автор: Руденко Светлана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №20 "Незабудка"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: консультация для молодых педагогов
Тема: Инновационные технологии в работе логопеда в современном ДОО
Раздел: дошкольное образование
Инновационные технологии в работе логопеда в современном ДОО
(консультация для молодых педагогов)
Подготовила: Руденко С.В., учитель-логопед
МБДОУ ЦРР д/с №20 «Незабудка», г. Ставрополь
Инновационные технологии в логопедической работе это дополнение к
общепринятым,
проверенным
временем
технологиям
(технология
диагностики,
технология
звукопостановки,
технология
формирования
речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны
речи и другие; новые и обладающие повышенной эффективностью методы и
инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной
деятельности педагога; новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;
новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального
фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации
нарушенных психических функций.
Логопедическая технология - это научное проектирование и точное
воспроизведение педагогических действий, которые гарантируют успешное
достижение поставленных целей.
В практике логопеда существуют разные педагогические технологии,
которые условно можно разделить на базовые и вспомогательные.
К базовым относятся технологии:
логопедического обследования;
коррекции звукопроизношения и голоса;
формирования речевого дыхания;
развития просодических компонентов, лексико-грамматической
стороны, связности речи.
К второстепенным или вспомогательным относятся те технологии, которые
помогают преодолеть речевые нарушения, возникшие на фоне других
заболеваний и отклонений. К таким технологиям относят:
кинезиотерапию;
сенсорно-интегративную терапию;
Су-Джок-терапию;
музыкотерапию;
ароматерапию;
сказкотерапию;
песочную терапию…
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие
повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся
конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Классификация
инновационных
логопедических
технологий
производится по разным основаниям:
По цели воздействия различают:
развивающие технологии (эмоциональное, сенсомоторное воспитание;
мнемотехники, тренинги мыслительных процессов и др.);
психокоррекционные
технологии
(арт-терапия,
сказкотерапия,
смехотерапия, цветотерапия, психогимнастика и др.);
здоровьесберегающие технологии (логопедический массаж, су-джок-
терапия, ароматерапия, дыхательные техники и др.).
По инструментам воздействия различают:
информационно-коммуникационные технологии;
дистанционные образовательные технологии.
По степени инновационности (традиционности) различают:
педагогические технологии с использованием нетрадиционных для
логопедии
приемов
(ароматерапия,
хромотерапия,
библиотерапия,
криотерапия и др.);
смешанные технологии – традиционные логопедические технологии с
использованием нововведений.
Использование
инновационных
логопедических
технологий
в
коррекции звукопроизношения в речи детей должно быть полностью
обосновано структурой дефекта. С целью коррекции памяти, внимания,
наглядно-образного мышления используется технологии:
Информационно-коммуникативные
технологии
(обеспечивают
наглядность, доступность, вариативность и возможность быстрого создания
обучающего
материала,
удобство
объективного
контроля
развития
и
деятельности детей, расширение сюжетного наполнения традиционной
игровой деятельности, визуализацию акустических компонентов речи,
расширение спектра невербальных заданий).
Мнемотехники
(система
приемов,
облегчающих
запоминание
и
увеличивающих
объем
памяти
путем
образования
дополнительных
ассоциаций).
Лэпбук – объединяет в себе игру, творчество, познание и исследование
нового, повторение и закрепление изученного, помогает систематизировать
знания и просто интересный вид совместной деятельности учителя-логопеда,
родителей и ребенка.
Квест-технология
относится
к
организационным
инновационным
технологиям в логопедии и представляет собой современную форму работы с
детьми с нарушениями речи. В логопедической практике квест выступает в
качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается
решение задач для продвижения в определенном сюжете.
ИКТ (информационно коммуникативные технологии) мультимедийный
интерактивный проектор, презентации, развивающие интерактивные игры
«Мерсибо».
С целью коррекции моторных функций применяю телесно-ориентированные
технологии:
биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата
с движениями кисти руки;
логопедический массаж – активный метод механического воздействия,
помогающий нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить
мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции
звуков (ручной, точечный, аппаратный, пальцевый массаж, массаж ладонных
поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными
шариками; прищепочный массаж; массаж орехами; массаж шестигранными
карандашами; массаж чётками; массаж травяными мешочками; массаж
зондами, зондозаменителями; массаж приборами су-джок-терапии;
логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и
музыкально-речевых
игр
и
упражнений,
осуществляемых
в
целях
логопедической
коррекции.
С целью стабилизации эмоциональной сферы применяю арттерапевтические
методики:
музыкотерапия;
изотерапия
(нетрадиционные
техники
рисования:
кляксография,
пальцевая живопись, рисование мягкой бумагой, рисование тычком жёсткой
полусухой кистью, ниткография, рисование манной крупой, листьями,
палочками, камушками, отпечатывание ватой, оттиск пробками, рисование
ладонями и др.);
сказкотерапия (метод, использующий сказочную форму для речевого
развития
личности,
расширения
сознания
и
совершенствования
взаимодействия через речь с окружающим миром);
крупотерапия (способствует более качественной коррекции речи и
развитию эмоционально-волевой сферы);
песочная терапия одна из разновидностей игровой терапии. В одних
ситуациях
игра
с
песком
выступает
в
качестве
ведущего
метода
коррекционного воздействия, в других – в качестве вспомогательного
средства,
позволяющего
стимулировать
ребенка,
развивать
его
сенсомоторные
навыки.
Для успешной работы учителю-логопеду нужно освоить все
традиционные
логопедические
технологии.
Чем
больше
технологий
современной логопедии в арсенале специалиста, тем проще ему находить
подход даже к самым сложным случаям, добиваться результатов в
профилактике, диагностике, коррекции речевых нарушений.