Напоминание

«Родительское собрание в музыкальной школе: формы, этапы, советы»


Автор: Зверева Ольга Ивановна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Зерносовхозская ДШИ" Ульяновская область
Населённый пункт: п.Новоселки Мелекесский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Родительское собрание в музыкальной школе: формы, этапы, советы»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Зерносовхозская детская школа искусств»

Методическая разработка по теме:

«Родительское собрание в музыкальной школе: формы, этапы, советы»

Разработчик – концертмейстер первой квалификационной категории

Зверева Ольга Ивановна

п. Новосёлки

2024 г.

Методический

анализ

работы

с

родителями

«Родительское

собрание в музыкальной школе: формы, этапы, советы».

В последние годы наше общество существенно

изменилось: изменились

взгляды

на

жизнь,

изменились

требования

к

уровню

жизни,

изменились

экономические критерии жизни, социальные и культурные составляющие нашего

общества.

Все

эти

изменения

не

могли

не

отразиться

на образовании.

Социальный заказ требует нового подхода к образованию, новых стандартов

обучения.

Изменились

функциональные

обязанности

участников

системы

образования, особенно взаимодействие с родительской общественностью.

Одним из действенных инструментов этого взаимодействия и сотрудничества

является родительское собрание. Ни школа без семьи, ни семья без школы не

способны справиться с тончайшими и сложнейшими

задачами становления

человека, воспитания и взращивания его души. Задача школы - сделать семью

помощником и другом, как для самого ребёнка, так и для школы. Только вместе с

родителями,

общими

усилиями,

мы

сможем

добиться

того,

чтобы

ребёнок

раскрыл свои способности, избавился от страхов и комплексов, потянулся к

новому, полюбил труд. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», —

говорил видный пианист и педагог Г. Нейгауз. Именно папы и мамы должны

«заразить» ребенка любовью к музыке, проявит интерес к его музыкальным

приоритетам,

правильно

организовать музыкальные занятия. Таким образом,

родители могут стать единомышленниками педагога-музыканта ДШИ

в деле

приобщения ребенка к музыке.

Школьная жизнь начинается со Дня знаний и

заканчивается Выпускным

балом. Жизнь ребёнка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые

также

подвергаются изменению

и развитию. При

анализе

комфортности

взаимодействия семьи и школы в деле создания благоприятных условий для

развития личности ребёнка в образовательном процессе, родителей – заказчиков

образовательного процесса и преподавателей – исполнителей образовательного

процесса наблюдается увеличение напряжения у всех сторон.

Уровень напряжённости у детей выше, т.к. они являются промежуточным

звеном в общении между взрослыми.

При

обобщении

полученной

информации

выявляются

следующие

причины, вызывающие напряжённость и у взрослых, и у детей.

Преподаватель:

*Родители

мало

времени

уделяют

детям,

слабо

контролируют

домашнее задание;

* Дети мало занимаются, часто не готовы к урокам, некоторые – плохо

воспитаны, пассивны;

Родители:

*музыкальная школа перегружает детей занятиями, детям некогда гулять;

* не все проблемы решаются оперативно;

Дети:

преподаватели задают много заданий;

в музыкальную школу меня привела мама, мне это неинтересно;

я не участвую в конкурсах, концертах.

Развитие личности ребёнка через формирование у него потребности в

достижении успеха напрямую связано с тем, насколько объедены усилия семьи и

школы. Организатором такого сотрудничества становится преподаватель. Виды

совместной работы с родителями условно имеют два основных направления:

учебное и внеклассное.

Практика работы доказывает, что родители начинают стремиться к активному

сотрудничеству со школой и преподавателем, если между ними

возникает

взаимопонимание.

Значит,

преподаватель

должен

стремиться, чтобы

стать

организатором важной программы взаимодействия семьи и школы.

Администрация по возможности должна обеспечить свободный доступ

родителей первоклассников на уроки в любое удобное для них время.

Формы внеклассного взаимодействия с семьёй.

Какими

бывают

родительские

собрания?

Практически

все

родители

стремятся быть рядом со своим ребёнком, понимать его проблемы, учить

преодолевать трудности, при необходимости вовремя протянуть руку помощи.

Но

почему-то

к

моменту,

когда

ребёнок

становится

учащимся

музыкальной

школы, их активность зачастую снижается.

Есть

родители,

которые

стремятся

узнать,

как

помочь

ребёнку

с

домашними заданиями, думают, как

дополнить школьную жизнь походами на

концерты.

Но большинство мало интересуются учебной деятельностью сына или

дочери.

Именно

поэтому

взаимодействие

преподавателя

с

родителями

детей

направлено на создание единого воспитательного

пространства. Деятельность

родителей и учителей в интересах ребёнка успешна только в том случае, если

они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию учитель лучше

узнаёт ребёнка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей,

вырабатывает

верный

подход

к

развитию

способностей,

формированию

жизненных

ориентиров,

исправлению

негативных

проявлений в

поведении

учащихся.

Преподавателям

важно

установить партнёрские

отношения

с

семьёй

каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности

интересов.

Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда,

когда все участники образовательного процесса – преподаватели, дети, родители

– становятся единым целым, большим и сплочённым коллективом,

а для этого важна классификация открытых уроков, посещаемых родителями в

процессе учебного года.

Школьные годы быстротечны. Первый класс, так же, как и второй, и

третий, и седьмой будет у сына или дочери только один раз. Поэтому каждый

новый учебный год запомниться им новыми яркими событиями.

Видя заинтересованность со стороны родителей и их

готовность оказать

помощь, преподаватель будет стараться относиться к учебно- воспитательному

процессу более творчески.

Открытые уроки.

Чтобы быть в курсе дел, ориентироваться в изучаемой программе надо

ходить не только на родительские собрания, но и на уроки в школе.

Урок наблюдение за деятельностью преподавателя и ребенка позволяет

родителям проследить за тем, как строится система обучения, какие приёмы

использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребёнка

с преподавателем, сверстниками. Предоставляя право прийти в школу не

только по приглашению, но и в любой день, и на любой урок, преподаватели

дают понять, что доверяют родителям и всегда готовы видеть их в школе.

Дети,

видя

своих

родителей

на

уроке,

чувствуют

их

заинтересованность

в

своих

успехах,

а

родители

лучше

узнают

преподавателя, а не только своего ребёнка.

День открытых дверей – это концерты класса, где демонстрируется

только положительные достижения преподавателя и ребёнка.

Формы

внешкольного

сотрудничества

«семья

ребёнок

школа»

разнообразны

и

напрямую

связаны

с

интересами

и

увлечениями

детей.

Главное условие успеха общего дела – практическое обучение ребёнка и

привлечение родителей на всех этапах совместной деятельности: помощь,

анализ, поощрение.

Доброжелательная атмосфера в классе и в родительском коллективе –

это мощный стимул для творческой работы преподавателя. Важно добавить

такие

важные

условия,

как

равноправие

и

постоянное

развитие

этого

сообщества.

Демократ

утверждал:

«Хорошими

людьми

становятся

больше

от

упражнений,

чем

от

природы».

Таким

упражнением,

способствующим

развитию ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия

семьи и школы.

Этапы в подготовке родительского собрания:

Этап 1. Организация родительского собрания. Заранее определяются

тема собрания и его содержание. Тут же выбирается форма проведения

собрания.

Этап 2. Подготовка и проведение собрания.

В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит

родителей с общими результатами учебной деятельности класса.

*Личные беседы с родителями.

В работе преподавателя-музыканта на первом месте стоит беседа с

родителями детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность

состоит в том, что очень часто эти родители опасаются критики, и избегают

родительских собраний, и преподаватель должен стремиться обеспечить им

чувство безопасности.

Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение

итогов

собрания

начинается

на

самом

собрании:

необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать

информации. Информация об итогах родительского собрания должна быть

доведена до администрации школы и коллег-предметников.

Правила подготовки классного родительского собрания.

Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна

для родителей.

Правило

второе. Родительское

собрание

должно

проводиться

в

удобное для родителей время.

Правило третье. Общение преподавателя и родителей должны быть

тактичным и выдержанным.

Правило четвёртое. Родительское собрание должно быть полезным и

хорошо подготовленным.

Советы психологов:

*Перед

началом

собрания

лучше

оставить

за

дверью

плохое

настроение;

* На собрание отводится не более 1,5 часов;

*Самый приятный звук для человека – его имя: положите перед собой

список с именами и отечествами родителей;

* «Золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного,

затем

говорить

о

негативном,

завершить

разговор

предложениями

на

будущее;

* Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов); дайте

понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно современным детям

учиться в нескольких школах;

*

В

личной

беседе

оценивайте

успехи

детей

относительно

их

потенциальных возможностей;

* Доведите до родителей мысль: «слабый ученик» не означает «плохой

человек». Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может

помочь своему ребёнку.

Не стоит:

* Осуждать

присутствующих

родителей

за

неявку

на

предыдущие

собрания;

* Сравнивать успехи отдельных учащихся;

* Переоценивать значение отдельных предметов.

Приблизительная тематика, раскрытых родительских собраний:

1.

«Умеем ли мы радоваться успехам детей?»

2.

«Зачем ребёнку заниматься музыкой?»

3.

«Ненавязчивый контроль, или родительские хитрости»

4.

«Эффективность системных занятий»

5.

«Влияние компьютера и гаджета на здоровье ребёнка: все «за» и

«против»

6.

«Концертная жизнь юного музыканта»

7.

«Плюсы музыкального воспитания в развитии детского интеллекта»

8.

«Воспитание

музыкой

от

древности

до

современности.

Интересные факты и высказывания»

9.

«Воспитание собственным примером»

10.

«Причины детского «не хочу» и родительская мудрость»



В раздел образования




Яндекс.Метрика