Автор: Зверева Ольга Ивановна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Зерносовхозская ДШИ" Ульяновская область
Населённый пункт: п.Новоселки Мелекесский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Родительское собрание в музыкальной школе: формы, этапы, советы»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Зерносовхозская детская школа искусств»
Методическая разработка по теме:
«Родительское собрание в музыкальной школе: формы, этапы, советы»
Разработчик – концертмейстер первой квалификационной категории
Зверева Ольга Ивановна
п. Новосёлки
2024 г.
Методический
анализ
работы
с
родителями
«Родительское
собрание в музыкальной школе: формы, этапы, советы».
В последние годы наше общество существенно
изменилось: изменились
взгляды
на
жизнь,
изменились
требования
к
уровню
жизни,
изменились
экономические критерии жизни, социальные и культурные составляющие нашего
общества.
Все
эти
изменения
не
могли
не
отразиться
на образовании.
Социальный заказ требует нового подхода к образованию, новых стандартов
обучения.
Изменились
функциональные
обязанности
участников
системы
образования, особенно взаимодействие с родительской общественностью.
Одним из действенных инструментов этого взаимодействия и сотрудничества
является родительское собрание. Ни школа без семьи, ни семья без школы не
способны справиться с тончайшими и сложнейшими
задачами становления
человека, воспитания и взращивания его души. Задача школы - сделать семью
помощником и другом, как для самого ребёнка, так и для школы. Только вместе с
родителями,
общими
усилиями,
мы
сможем
добиться
того,
чтобы
ребёнок
раскрыл свои способности, избавился от страхов и комплексов, потянулся к
новому, полюбил труд. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», —
говорил видный пианист и педагог Г. Нейгауз. Именно папы и мамы должны
«заразить» ребенка любовью к музыке, проявит интерес к его музыкальным
приоритетам,
правильно
организовать музыкальные занятия. Таким образом,
родители могут стать единомышленниками педагога-музыканта ДШИ
в деле
приобщения ребенка к музыке.
Школьная жизнь начинается со Дня знаний и
заканчивается Выпускным
балом. Жизнь ребёнка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые
также
подвергаются изменению
и развитию. При
анализе
комфортности
взаимодействия семьи и школы в деле создания благоприятных условий для
развития личности ребёнка в образовательном процессе, родителей – заказчиков
образовательного процесса и преподавателей – исполнителей образовательного
процесса наблюдается увеличение напряжения у всех сторон.
Уровень напряжённости у детей выше, т.к. они являются промежуточным
звеном в общении между взрослыми.
При
обобщении
полученной
информации
выявляются
следующие
причины, вызывающие напряжённость и у взрослых, и у детей.
Преподаватель:
*Родители
мало
времени
уделяют
детям,
слабо
контролируют
домашнее задание;
* Дети мало занимаются, часто не готовы к урокам, некоторые – плохо
воспитаны, пассивны;
Родители:
*музыкальная школа перегружает детей занятиями, детям некогда гулять;
* не все проблемы решаются оперативно;
Дети:
преподаватели задают много заданий;
в музыкальную школу меня привела мама, мне это неинтересно;
я не участвую в конкурсах, концертах.
Развитие личности ребёнка через формирование у него потребности в
достижении успеха напрямую связано с тем, насколько объедены усилия семьи и
школы. Организатором такого сотрудничества становится преподаватель. Виды
совместной работы с родителями условно имеют два основных направления:
учебное и внеклассное.
Практика работы доказывает, что родители начинают стремиться к активному
сотрудничеству со школой и преподавателем, если между ними
возникает
взаимопонимание.
Значит,
преподаватель
должен
стремиться, чтобы
стать
организатором важной программы взаимодействия семьи и школы.
Администрация по возможности должна обеспечить свободный доступ
родителей первоклассников на уроки в любое удобное для них время.
Формы внеклассного взаимодействия с семьёй.
Какими
бывают
родительские
собрания?
Практически
все
родители
стремятся быть рядом со своим ребёнком, понимать его проблемы, учить
преодолевать трудности, при необходимости вовремя протянуть руку помощи.
Но
почему-то
к
моменту,
когда
ребёнок
становится
учащимся
музыкальной
школы, их активность зачастую снижается.
Есть
родители,
которые
стремятся
узнать,
как
помочь
ребёнку
с
домашними заданиями, думают, как
дополнить школьную жизнь походами на
концерты.
Но большинство мало интересуются учебной деятельностью сына или
дочери.
Именно
поэтому
взаимодействие
преподавателя
с
родителями
детей
направлено на создание единого воспитательного
пространства. Деятельность
родителей и учителей в интересах ребёнка успешна только в том случае, если
они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию учитель лучше
узнаёт ребёнка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей,
вырабатывает
верный
подход
к
развитию
способностей,
формированию
жизненных
ориентиров,
исправлению
негативных
проявлений в
поведении
учащихся.
Преподавателям
важно
установить партнёрские
отношения
с
семьёй
каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности
интересов.
Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда,
когда все участники образовательного процесса – преподаватели, дети, родители
– становятся единым целым, большим и сплочённым коллективом,
а для этого важна классификация открытых уроков, посещаемых родителями в
процессе учебного года.
Школьные годы быстротечны. Первый класс, так же, как и второй, и
третий, и седьмой будет у сына или дочери только один раз. Поэтому каждый
новый учебный год запомниться им новыми яркими событиями.
Видя заинтересованность со стороны родителей и их
готовность оказать
помощь, преподаватель будет стараться относиться к учебно- воспитательному
процессу более творчески.
Открытые уроки.
Чтобы быть в курсе дел, ориентироваться в изучаемой программе надо
ходить не только на родительские собрания, но и на уроки в школе.
Урок наблюдение за деятельностью преподавателя и ребенка позволяет
родителям проследить за тем, как строится система обучения, какие приёмы
использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребёнка
с преподавателем, сверстниками. Предоставляя право прийти в школу не
только по приглашению, но и в любой день, и на любой урок, преподаватели
дают понять, что доверяют родителям и всегда готовы видеть их в школе.
Дети,
видя
своих
родителей
на
уроке,
чувствуют
их
заинтересованность
в
своих
успехах,
а
родители
лучше
узнают
преподавателя, а не только своего ребёнка.
День открытых дверей – это концерты класса, где демонстрируется
только положительные достижения преподавателя и ребёнка.
Формы
внешкольного
сотрудничества
«семья
–
ребёнок
–
школа»
разнообразны
и
напрямую
связаны
с
интересами
и
увлечениями
детей.
Главное условие успеха общего дела – практическое обучение ребёнка и
привлечение родителей на всех этапах совместной деятельности: помощь,
анализ, поощрение.
Доброжелательная атмосфера в классе и в родительском коллективе –
это мощный стимул для творческой работы преподавателя. Важно добавить
такие
важные
условия,
как
равноправие
и
постоянное
развитие
этого
сообщества.
Демократ
утверждал:
«Хорошими
людьми
становятся
больше
от
упражнений,
чем
от
природы».
Таким
упражнением,
способствующим
развитию ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия
семьи и школы.
Этапы в подготовке родительского собрания:
Этап 1. Организация родительского собрания. Заранее определяются
тема собрания и его содержание. Тут же выбирается форма проведения
собрания.
Этап 2. Подготовка и проведение собрания.
В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит
родителей с общими результатами учебной деятельности класса.
*Личные беседы с родителями.
В работе преподавателя-музыканта на первом месте стоит беседа с
родителями детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность
состоит в том, что очень часто эти родители опасаются критики, и избегают
родительских собраний, и преподаватель должен стремиться обеспечить им
чувство безопасности.
Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания.
Подведение
итогов
собрания
начинается
на
самом
собрании:
необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать
информации. Информация об итогах родительского собрания должна быть
доведена до администрации школы и коллег-предметников.
Правила подготовки классного родительского собрания.
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна
для родителей.
Правило
второе. Родительское
собрание
должно
проводиться
в
удобное для родителей время.
Правило третье. Общение преподавателя и родителей должны быть
тактичным и выдержанным.
Правило четвёртое. Родительское собрание должно быть полезным и
хорошо подготовленным.
Советы психологов:
*Перед
началом
собрания
лучше
оставить
за
дверью
плохое
настроение;
* На собрание отводится не более 1,5 часов;
*Самый приятный звук для человека – его имя: положите перед собой
список с именами и отечествами родителей;
* «Золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного,
затем
говорить
о
негативном,
завершить
разговор
предложениями
на
будущее;
* Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов); дайте
понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно современным детям
учиться в нескольких школах;
*
В
личной
беседе
оценивайте
успехи
детей
относительно
их
потенциальных возможностей;
* Доведите до родителей мысль: «слабый ученик» не означает «плохой
человек». Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может
помочь своему ребёнку.
Не стоит:
* Осуждать
присутствующих
родителей
за
неявку
на
предыдущие
собрания;
* Сравнивать успехи отдельных учащихся;
* Переоценивать значение отдельных предметов.
Приблизительная тематика, раскрытых родительских собраний:
1.
«Умеем ли мы радоваться успехам детей?»
2.
«Зачем ребёнку заниматься музыкой?»
3.
«Ненавязчивый контроль, или родительские хитрости»
4.
«Эффективность системных занятий»
5.
«Влияние компьютера и гаджета на здоровье ребёнка: все «за» и
«против»
6.
«Концертная жизнь юного музыканта»
7.
«Плюсы музыкального воспитания в развитии детского интеллекта»
8.
«Воспитание
музыкой
от
древности
до
современности.
Интересные факты и высказывания»
9.
«Воспитание собственным примером»
10.
«Причины детского «не хочу» и родительская мудрость»