Напоминание

«Фонематический слух - основа правильной речи»


Автор: Сычева Тамара Семеновна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 14
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Фонематический слух - основа правильной речи»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Что является важным для становления у ребенка грамотной речи -

правильное произношение речевых звуков. В раннем возрасте ребенок

произносит слова искаженно, т.к. одной из причин является недостаточный

уровень сформированности фонематического восприятия и фонематического

слуха. А что же такое фонема, фонематический слух, фонематическое

восприятие?

Фонема – звук речи.

Фонематический слух

- это умение слышать и различать звуки

родного языка в речевом потоке.

Фонематическое

восприятие

процесс

восприятия

на

слух

определённых фонем,

это звуковой анализ, который лежит в основе

овладения процессом обучения грамоте:

умение определять наличие или отсутствие звука в слове;

умение определять место положения звука в слове;

умение определять последовательность звуков и их количество.

Фонематический слух начинает формироваться рано. На 2 неделе

жизни ребёнок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь

матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу 1-го

месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу

третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и

следит за ним глазами.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные

фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.

К году ребёнок хорошо произносит простые по артикуляции звуки:

гласные — а, у, и и согласные — п, б, м, н, т, д, к, г.

На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки э,

ы, и, но твёрдые согласные у них звучат как мягкие — ть, дь, сь, зь. У них

возрастает

способность

к

подражанию

речи

взрослых,

интенсивно

развивается понимание речи других. К этому времени ребёнок начинает

активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова

К трём годам фонематическое восприятие в это время уже хорошо

развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются

сохранить слоговую структуру слова.

На четвёртом году жизни в речи появляются твёрдые согласные,

шипящие звуки. В это время дети внимательнее прислушивается к речи

взрослого, вслушивается в чтение книг и т.д.

К 5 годам

процесс формирования фонематического восприятия

заканчивается. Ребенок должен не только слышать, но и правильно

произносить все звуки родного языка.

К шести-семи годам дети способны правильно произносить все

звуки

родного

языка

и

слова

различной

слоговой

структуры,

произносительная сторона его речи приближается к речи взрослых, с учётом

норм литературного произношения.

Процесс

формирования

фонематического

восприятия

является

достаточно сложным. Здесь требуются колоссальные усилия всех участников

этого процесса – воспитателей, родителей и самих детей. У дошкольников

ведущим видом деятельности является игра.

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой

форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и

поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении

работоспособности и познавательной активности.

В работе по формированию этих процессов можно выделить VI

этапов:

I этап – узнавание неречевых звуков

Эти

упражнения

направлены,

главным

образом,

на

развитие

физиологического слуха и слухового внимания.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и

основой развития фонематического слуха. На этом этапе происходит

развитие слухового восприятия. Способность узнавать звуки окружающей

среды позволит ребенку в дальнейшем быстрее овладевать речью. Для этого

существуют игры и специальные упражнения, способствующие развитию

слухового восприятия и слуховой памяти.

Предлагаемые дидактические игры можно использовать в работе с

детьми от 3 лет. Эти игры развивают слуховое внимание - «Отгадай, что

звучит?», «Скажи, что ты слышишь?», «Где звенит?», «Тихо-громко»,

«Скажи, что звучит?» и др.).

(Педагогу можно провести игры с родителями «Скажи, что ты

слышишь?», «Где звенит?», «Хлопки», «Кто стучится?»)

Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с

одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический

слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический

слух).

Неречевой

(физический)

слух

это

улавливание

на

слух

и

дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум

транспорта, музыка и другие).

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и

различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл

различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает

дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру,

интонации.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса

Эти упражнения также тренируют слуховое восприятие ребенка.

На данном этапе предлагаются следующие игры: «Узнай, чей

голосок?», «Далеко-близко», «Угадай, кто сказал», «Улиточка», «Три

медведя» и др.

(Игра с родителями «Далеко-близко»).

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу

С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие

фонематического слуха.

Игра «Слушай и выбирай» - мама раскладывает перед ребенком

картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом) и называет

предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Съедобное-несъедобное»: мама произносит три слова, похожих по

звучанию, ребенок должен назвать только то, что можно есть:

картошка – ложка – окрошка

конфета – котлета – ракета

банан – диван – барабан

пироги – сапоги – утюги

лимон – вагон – загон

мед – компот – плот

виноград – мармелад – фотоаппарат

пирожок – творожок – горшок

калач – кулич – циркач

жакет – букет – пакет

Игра «Исправь ошибки»: попросите ребенка помочь навести порядок –

исправить ошибки.

К нам в окно залетел Лук (правильно – жук).

Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)

На асфальт упала лень (тень)

Из трубы идет дом (дым)

В океане живет кот (кит)

Спит на заборе кит (кот)

Дедушка с пасеки принес лед (мед)

Над чайником шар (пар)

Любит кушать шубу соль (моль)

Моряки зашли в торт (порт)

У слона вместо носа робот (хобот)

Наступил новый пень (день)

В лесу течет печка (речка)

Жучка доедает будку (булку)

Орехи в дупло несет булка (белка)

Папа в трамвае взял жилет (билет)

На пальме растут бараны (бананы)

Игра «Поэт»

Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой

строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные…

(перина, подушка, рубашка)

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту…

(тумбочку, дверь, книгу)

От грязнули даже стол

Поздним вечером…

(сбежал, ушел, ускакал)

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то…

(спички, щетку, ложку)

Тебе кукла, а мне - мячик.

Ты девочка, а я…

(игрушка, медведь, мальчик)

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я…

(сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую…

(лису, белку)

Опустела мостовая,

И уехали…

(автобусы, трамваи, такси)

Двор в снегу, белы дома.

IV этап – различение слогов

Игра «Повторюшки»

V этап — дифференциация фонем

Работу на данном этапе необходимо начинать с гласных звуков.

Игра «Поймай звук» - хлопнуть в ладоши, если услышишь звук И.

- из ряда гласных: А, И, А, У, И, У, И, А, И, А, И, У, А, О, А, И, У, У, И…;

- из обратных слогов: АХ, УХ, ИХ, ИМ, ОМ, АМ, ИК, АК…;

- из слов: ириска, апрель, изба, инжир, инженер, интерес, облако, тетрадь,

клоун, избушка, абажур, удочка, автобус, иголка, индюк….

И более сложный вариант:

- хлопнуть в ладоши, если услышишь звук Т, Ть, топнуть ногой на звук Д,

Дь: танк, дом, таблетка, дверь, теремок, , туфли, театр, дым, топор,

дорога, деньги, , тумбочка, дыня, компот, ток, динозавр, тетр.

Игра «Назови слова с одинаковый звук» - на слайде.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа

Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить

звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость,

а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на

заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.

Конечно, наши школьные года остались далеко позади, и некоторые

знания приходится актуализировать заново. Поэтому, что бы быть ребенку

помощником в учении, вспомним некоторые особенности звуков русского

языка, которые так необходимы при играх на данном этапе.

(Кратко ввести родителей в мир звуков и букв - звуки бывают гласными и

согласными…. В русском языке 42 звука. Гласных – 6, согласных 36.

33 буквы. И т.д.)

На данном этапе дети определяют первый и последний звук в слове.

1. Игра «Определи первый звук».

На гласный звук - хлопают, согласный твердый - топают, согласный мягкий

подпрыгивают.

Утро, медведь, носорог, дом, теремок, пироги, абрикос, тарелки, утюг,

пироги, дорога, день, мост, хитрость, мех, снегири, синицы, остров.

2. Игра «Определи последний звук в слове» - на гласный звук - хлопают,

согласный твердый - топают, согласный мягкий подпрыгивают.

Утро, урок, день, дорога, пироги, пирог, хитрость, медведь, теремок,

учитель, тарелки, утюг, снегирь, снегири, зима, лыжи, радость, смех, дети.

3. Игра с мячом «Звуковая цепочка» - последний звук в слове является в

следующем слове первым.

Мы поиграли с вами в игры и вы вспомнили, что звук в слове может

быть первым или в начале слова, может быть последним или в конце слова. А

если он не первый и не последний, значит он посередине слова.

Игра «Где звук живет» (в начале, середине или конце слова).

Еще одним важным моментом на этом этапе является овладение

звуковым анализом слов. Что же это такое? Да, дети определяют

последовательность звуков в слове. Предлагаю определить, какие звуки

находятся в словах ДЕВОЧКИ, МАЛЬЧИКИ, ИГРУШКИ. Для этого вы

разделитесь на три команды и составьте данные слова.

Игра «Раздели на слоги, прошагай и прохлопай» - деление на слоги.

Игра – соревнование

«Рыбалка» - буквенный анализ. Родители

делятся на 3 команды и из букв выкладывают слова.

И ещё одна весьма распространённая родительская ошибка, когда

считается, что звук и буква это одно и тоже. На самом деле между ними

огромная разница. Так, например, звуки мы слышим и произносим, а буквы

пишем и читаем.

Хочу поделиться некоторыми способами запоминания образа букв –

это рисование букв в сказочном образе и творческие работы (поделки из

любого материала).Предлагаю придумать и нарисовать сказочные образы

первый буквы ваших слов.

Таким образом, играя в такие игры, ребенок, который на пороге

школы

будет

иметь

развитый

фонематический

слух,

устойчивые

представления о буквах, что способствует его успешному обучению в школе.



В раздел образования




Яндекс.Метрика