Автор: Смирнова Инна Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс для родителей по развитию речи в средней группе
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для родителей
по развитию связной речи дошкольников
«
Сочиняем сказки
»
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения
единства в речевом развитии дошкольников, с использованием
современных игровых технологий: «цветные кружочки», «кубики с
картинками», мнемотаблицы, мнемодорожки в работе с детьми.
Задачи:
1) показать важность работы по развитию связной речи у детей
дошкольного возраста;
2) поделиться с родителями методами использования методов и
приемов как «цветные кружочки», «кубики с картинками»,
мнемотаблицы, мнемодорожки по сказкам и стихам в работе с детьми.
3) способствовать желанию родителей применять полученные знания
на практике в домашних условиях.
Участники: родители.
Форма проведения: мастер-класс.
Оборудование: кубики с картинками персонажей из сказок; цветные
кружочки; мнемотаблицы, мнемодорожки со сказками и стихами.
Ход мастер-класса:
Воспитатель: -Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада вас
видеть на мастер-классе «Дома играем-речь развиваем». Предлагаю Вам
встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
- Спасибо.
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Теоретическая часть:
Воспитатель: - Современный мир насыщен новейшими технологиями,
дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется
общением с гаджетами. Поэтому развитие речи становится все более
актуальной проблемой. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-
нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на
лету».
Сегодня мы с вами будем сочинять сказки. Сочинение сказок является
одним из самых простых и самых эффективных методов развития речи
дошкольников этот метод привлекательный для ребенка тем, что здесь нет
верных и неверных ответов, и именно поэтому ребенок может выражать
свои мысли, не боясь ошибиться. Существует очень много методов и
приемов в сочинении сказок с дошкольниками. Вот несколько из них,
которые я использую в своей образовательной деятельности: цветные
кружочки.
Сочиняем сказку по цветным кружочкам
Воспитатель: - В процессе сочинения сказки, взрослый показывает
ребенку круг того или иного цвета и ребенок сам придумывает с чем
ассоциируется в его понимании этот цвет и с этим предметом будет связан
дальнейший сюжет сказки.
-Уважаемые родители, сегодня мы с вами будем сочинять сказки. Как мы
сочиняем сказки?(при помощи цветных кружочков):
Давным давно в лесу жил да был……+(серый кружочек-серый волк) и
однажды он очень проголодался. Решил найти себе еду. Идет, идет по
лесу и вдруг навстречу ему кто ……+(сами дети говорят) Медведь какой?
+бурый медведь (кружочек коричневого цвета -медведь). Волк
спрашивает медведя (сами говорят), +медведь, медведь ты поможешь
мне найти мне еду? Я с тобой поделюсь…
Кубики с картинками для сочинения сказок
Воспитатель: - Вашему вниманию предоставляю кубики с разными
картинками. Для красивого сюжета, картинки должны быть примерно
одной тематики. Сейчас мы с вами составим сказку при помощи простых
кубиков. Выбираем кубики и начинаем сочинять сказку.
-Давным давно жил да был один……(цыпленок) и вот он идет по лесу
и встречает на своем пути (бабу ягу) и что случилось ?....... баба- яга
говорит: цыпленок, цыпленок, идем ко мне……чай пить
Воспитатель: Еще один интересный метод называется продолжи сказку.
взрослый начинает рассказывать какую- нибудь сказку и придумывает
проблемную ситуацию..
«Жила была в одном дремучем лесу одна старенькая, добренькая
бабушка-хранительница леса.Все звери знали и любили ее за ее доброту
и отзывчивость. Однажды морозным зимним вечером кто-то
постучался в дверь…»
Воспитатель: -Дальше ребенок сам должен додумывать, как же
разрешилась эта ситуация. Также сказки можно сочинять по сюжетным
картинкам. Ребенок смотрит на картинку и начинает придумывать сюжет
сказки.
Перевирание сказок
Воспитатель: -Этот метод тоже является очень интересным для ребят. Вы
только представьте, сколько интересных сказок можно было бы
придумать, если бы красная шапочка была бы злая, а серый волк был бы
добреньким.
Придумывание нового супергероя.
Воспитатель:-
Стоит лишь придумать супергероя, например, супер-
мышь или макс и пес, ребята сразу же начинают придумывать для него
новые подвиги. И само по себе рождается цикл новых интересных,
красивых сказок. Существует еще очень много методов и приемов
сочинения сказок. Они помогут вам весело провести время с ребенком, а
также ненавязчиво развивать их речь и фантазию.
Воспитатель: -
Для развития связной речи у детей, я использую
мнемотаблицы, мнемодорожки, мнемокартинки. С их помощью можно
легко выучить стихи, составлять рассказы, пересказывать сказки. Вашему
вниманию предлагаются цветные мнемотаблицы.
Мнемотаблица «Кораблик» А.Барто
Матросская шапка
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
— Прокати, капитан!
Мнемотаблица «Слон» А.Барто
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
Пересказ сказок
Сказка «Заюшкина избушка» (1 команде)
Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца -
лубяная. Пришла весна-красна - у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит
по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избушки и
выгнала.
Идёт зайчик, плачет.
Ему навстречу собака: "Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?" - "Как мне
не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась
она ко мне ночевать, да и выгнала". - "Не плачь, зайчик! Я твоему горю
помогу".
Подошли они к избушке. Собака забрехала: "Тяф, тяф, тяф! Поди,
лиса, вон!" А лиса им с печки: "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут
клочки по закоулочкам!" Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идёт, плачет. Ему навстречу медведь: "О чём, зайчик,
плачешь?" - "Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы
ледяная, попросилась она ночевать, да и выгнала." - "Не плачь, я твоему
горю помогу".
Подошли они к избушке. Медведь как зарычит: "Поди, лиса, вон!"
А лиса им с печи: "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по
закоулочкам!" Медведь испугался и убежал.
Идёт опять зайчик, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух:
"Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?" - "Как мне не плакать? Была у
меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ночевать, да
меня и выгнала". - "Пойдём, я твоему горю помогу". - "Нет, петух, не
поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и тебе не
выгнать". - "Нет, выгоню!" Подошли они к избушке. Петух сапогами
затопал, крыльями захлопал: "Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису
посечи. Ступай, лиса, вон!"
Лиса услыхала, испугалась и говорит: "Обуваюсь..." Петух опять:
"Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!"
Лиса опять говорит: "Одеваюсь..." Петух в третий раз: "Ку-ка-ре-ку! Несу
косу на плече, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!" Лиса выскочила из
избушки и убежала в лес. И стал зайчик опять жить-поживать в лубяной
избушке.
Вопросы после сказки: Ребята, а скажите, какие герои в этой сказке
присутствовали? (Ответы детей).
А какие герои в сказке «Заюшкина избушка» самые главные? (Ответы
детей и вывешивается картинки зайца и лисы).
Какие герои из них положительные? А какой отрицательный герой живёт
в этой сказке? (ответы детей).
Молодцы всё знаете! Какой сюжет из сказки нарисован на этой
картине? (ответы детей)
А, давайте вспомним, что было до этого момента? А после этого? (ответы
детей)
Воспитатель: - Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой
форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и
развивать память ребёнка, составлять рассказы – описания, сказки.
Я думаю, что все игры, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так
же понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней
игротеке. Это очень интересно и увлекательно! Спасибо за внимание!
Желаю всем удачи!