Автор: Усимова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №18
Населённый пункт: г.о.г.Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ д/с №18
Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного
возраста».
Подготовила:
воспитатель 1 кв.категории
Усимова О.А.
г.о.г.Арзамас, 2025г
«Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста».
Вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста до настоящего
времени остается во многом дискуссионным.
Следует ли целенаправленно знакомить ребенка-дошкольника с буквами,
нужно ли учить в дошкольном учреждении будущего школьника читать и
писать? Мнения педагогов бывают противоположными: от «Обязательно!»
до «Ни в коем случае!».
Прежде чем начать говорить об обучении грамоте, хотелось бы озвучить
некоторые выдержки из Федерального Государственного Образовательного
Стандарта, касаемо непосредственно нашей темы.
п.
2.6. В
соответствии
с
ФГОС
дошкольное
образование должно
обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывать следующие структурные
единицы,
представляющие
определенные
направления
развития
и
образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества;
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры
речи,
фонематического
слуха;
знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
п. 4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
4.7.
Целевые
ориентиры
Программы
выступают
основаниями
преемственности дошкольного и начального общего образования. При
соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие
целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования.
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем
дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу –
овладению письменными форматами речи (чтением и письмом). Поэтому
старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к
обучению чтению и письму.
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать
свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение
отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение
письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи
в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.
Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин
«подготовка к обучению грамоте».
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать
звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают
слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д.
Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения
на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и
предложения из них, употребляя грамматические правила написания,
овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение
чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом
контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой
действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей
грамотности.
Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте,
можно сформулировать следующим образом:
знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
знакомить
дошкольников
с
основными
свойствами
фонематического
(звукового) строения слова;
знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными
символами для обозначения звуков;
научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия
предметов, действий, признаков предмета;
научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам
(гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные),
сопоставлять слова по звуковому составу;
научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова,
постановке ударения в словах, определению ударного слога;
научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и
последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным
количеством слов.
Работу по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста
необходимо вести по трем направлениям:
1.Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать
у детей навыки звукового анализа и синтеза. При обучении грамоте
необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово»,
«слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук»,
«мягкий звук», «буква». На слайде я представила перечень вопросов, на
которые ребёнок, заканчивая дошкольное образование, должен знать ответы.
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие звуки называются гласными?
- Сколько гласных звуков? Назовите их.
- Какие звуки называются согласными?
- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?
- Что такое слог? (правило)
- Что такое предложение? (правило)
На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть
навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ
СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее
слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает,
следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.
Общие правила по формированию навыков звукового анализа.
1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового
анализа:
выделение звука из слова;
определение первого звука;
определение последнего звука;
установление места звука в слове (начало, конец, середина слова);
полный звуковой анализ.
2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:
с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал,
фишки и т.д.);
в речевом плане (проговаривание);
по представлению - в уме (
самое
трудное).
3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового
анализа:
слова из двух гласных (ау, уа);
слова из двух звуков (ум, ах, ус);
слова из трех звуков (дым, мир);
слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их
произношением.
2. Знакомство детей со знаковой системой языка (буква) происходит
только после знакомства со звуком
Запоминание
образа
буквы
можно
организовать
по-разному,
с
использованием различных анализаторов.
Важен эмоциональный настрой!
Написать букву в воздухе, на столе;
Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков,
верёвочек;
Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие
мелкие предметы;
Вырывать из бумаги образ буквы;
Получить в подарок букву;
Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
Вылепить из пластилина, теста;
Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
3.Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по
обводке,
штриховке
и
т.
п.
добавляется
«письмо»
печатных
букв,
конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных
букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе).
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько
направлений:
развитие ручной умелости
(создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых
развивается мелкая моторика, глазомер,аккуратность, умение довести
начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),
развитие у детей чувства ритма,
умения согласовывать слово и движение в
определенном ритме,развитие графических умений
(это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по
клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
развитие пространственной ориентации
(умение ориентироваться на листе
бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке,
в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития
пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в
пространстве».
Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка,
уровень его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1
классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний,
но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым
обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для
успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду
приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять
указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать
карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками
ручного труда.
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из
многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется
таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в
основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков
родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание
зрительных
образов
звуков
(букв)
и
умение
соотносить
звук
с
буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства
ритма (что особенно важно для овладения письмом)