Напоминание

"Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"


Автор: Усимова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №18
Населённый пункт: г.о.г.Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ д/с №18

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного

возраста».

Подготовила:

воспитатель 1 кв.категории

Усимова О.А.

г.о.г.Арзамас, 2025г

«Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста».

Вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста до настоящего

времени остается во многом дискуссионным.

Следует ли целенаправленно знакомить ребенка-дошкольника с буквами,

нужно ли учить в дошкольном учреждении будущего школьника читать и

писать? Мнения педагогов бывают противоположными: от «Обязательно!»

до «Ни в коем случае!».

Прежде чем начать говорить об обучении грамоте, хотелось бы озвучить

некоторые выдержки из Федерального Государственного Образовательного

Стандарта, касаемо непосредственно нашей темы.

п.

2.6. В

соответствии

с

ФГОС

дошкольное

образование должно

обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в

различных видах деятельности и охватывать следующие структурные

единицы,

представляющие

определенные

направления

развития

и

образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и

культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически

правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого

творчества;

развитие

звуковой

и

интонационной

культуры

речи,

фонематического

слуха;

знакомство

с

книжной

культурой,

детской

литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской

литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности

как предпосылки обучения грамоте.

п. 4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои

мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,

чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки

грамотности;

4.7.

Целевые

ориентиры

Программы

выступают

основаниями

преемственности дошкольного и начального общего образования. При

соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие

целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного

возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими

дошкольного образования.

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем

дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу –

овладению письменными форматами речи (чтением и письмом). Поэтому

старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к

обучению чтению и письму.

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать

свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение

отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение

письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи

в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.

Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин

«подготовка к обучению грамоте».

Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать

звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают

слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д.

Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения

на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и

предложения из них, употребляя грамматические правила написания,

овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение

чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом

контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой

действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей

грамотности.

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте,

можно сформулировать следующим образом:

знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

знакомить

дошкольников

с

основными

свойствами

фонематического

(звукового) строения слова;

знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными

символами для обозначения звуков;

научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия

предметов, действий, признаков предмета;

научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам

(гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные),

сопоставлять слова по звуковому составу;

научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова,

постановке ударения в словах, определению ударного слога;

научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и

последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным

количеством слов.

Работу по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

необходимо вести по трем направлениям:

1.Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать

у детей навыки звукового анализа и синтеза. При обучении грамоте

необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово»,

«слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук»,

«мягкий звук», «буква». На слайде я представила перечень вопросов, на

которые ребёнок, заканчивая дошкольное образование, должен знать ответы.

- Чем отличается звук от буквы?

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.

- Какие звуки называются согласными?

- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?

- Что такое слог? (правило)

- Что такое предложение? (правило)

На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть

навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ

СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее

слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает,

следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

Общие правила по формированию навыков звукового анализа.

1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового

анализа:

выделение звука из слова;

определение первого звука;

определение последнего звука;

установление места звука в слове (начало, конец, середина слова);

полный звуковой анализ.

2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:

с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал,

фишки и т.д.);

в речевом плане (проговаривание);

по представлению - в уме (

самое

трудное).

3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового

анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их

произношением.

2. Знакомство детей со знаковой системой языка (буква) происходит

только после знакомства со звуком

Запоминание

образа

буквы

можно

организовать

по-разному,

с

использованием различных анализаторов.

Важен эмоциональный настрой!

Написать букву в воздухе, на столе;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков,

верёвочек;

Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие

мелкие предметы;

Вырывать из бумаги образ буквы;

Получить в подарок букву;

Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

Вылепить из пластилина, теста;

Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

3.Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по

обводке,

штриховке

и

т.

п.

добавляется

«письмо»

печатных

букв,

конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных

букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе).

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько

направлений:

развитие ручной умелости

(создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых

развивается мелкая моторика, глазомер,аккуратность, умение довести

начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

развитие у детей чувства ритма,

умения согласовывать слово и движение в

определенном ритме,развитие графических умений

(это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по

клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),

развитие пространственной ориентации

(умение ориентироваться на листе

бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке,

в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития

пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в

пространстве».

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка,

уровень его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1

классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний,

но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым

обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для

успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду

приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять

указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать

карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками

ручного труда.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из

многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется

таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в

основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков

родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание

зрительных

образов

звуков

(букв)

и

умение

соотносить

звук

с

буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства

ритма (что особенно важно для овладения письмом)



В раздел образования




Яндекс.Метрика