Автор: Шакирянова Алена Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Терентьевский детский сад "
Населённый пункт: Кемеровская область, Прокопьевский МО, село Терентьевское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Огород на подоконнике
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
МАДОУ «Терентьевский детский сад»
Кемеровская область-Кузбасс, Прокопьевский муниципальный округ
Познавательно
-
исследовательский проект
«ФАЗЕНДА ТРЁХ ПОРОСЯТ»
в группе «Малыши-карандаши»
Работу выполнили воспитатели группы:
Извекова Анна Петровна
Шакирянова Алена Георгиевна
с. Терентьевское 2024
Содержание:
1. Актуальность…………………………………………………………………..……….3
2.Цель проекта ………………………………..…………………………………………..4
3. Задачи проекта……………………………………………………..................................5
4. Участники проекта. Тип проекта ………...…………………........................................5
5. Ожидаемые результаты реализации проекта…………………………………………7
6. Этапы работы…….………………………………………………………..……………8
7. Заключение……………….………………………………….………….……………..15
2
Актуальность
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его
окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи –
и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит,
видит и делает сам.
Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям,
открывается
удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни
человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними. В
процессе работы произойдет обогащение словарного запаса ,дети научатся общаться друг с другом.
Проект
направлен
на
расширение
и
обобщение
знаний
о
культурных
огородных
растениях.
Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо,
жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Таким образом, решаются задачи
познавательно-
исследовательского,
социально-личностного,
эстетического
развития
ребенка.
Маленькие
дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких
качеств,
как
ответственность
за
выполнение
поручения,
за
полученный
результат,
обязательность,
целеустремленность.
3
Цели:
Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и
самостоятельному познанию (через наблюдения за растениями).
Расширить представления детей об окружающем мире. Прививать трудовые навыки,
посредствам совместного создания огорода
Повысить потенциальные возможности полноценного речевого развития дошкольников.
Увеличить словарный запас детей, учить правильно строить предложения, высказывать свои мысли.
4
Задачи:
Обогащать
представления
о
растениях
и
поддерживать
стремление
отражать
их
в
разных продуктах детской деятельности.
Развивать интерес к развитию и росту растений, наблюдательность
и любознательность.
Формировать у детей представления о росте и потребности растений. Дать наглядное
представление
о
необходимости света, тепла и влаги для их роста.
Формировать представления о структуре трудового процесса. Развивать интерес к посадке растений (лук, укроп,
редис, свекла, томаты, кукуруза и другие), посеву крупных семян (бобов, гороха).
Развивать умение узнавать и называть части растения.
Создать условия для участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Совместно
со
взрослым
устанавливать
взаимосвязь
«цель
—
результат»
в
труде.
Формировать
чувство
ответственности при уходе за растениями: вовремя полить, рыхлить почву.
Способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.
5
Участники проекта:
Воспитанники группы компенсирующего вида «Колобок», воспитатели, родители.
Тип проекта:
По содержанию: обучающий, познавательный, исследовательский.
По числу участников: групповой (дети группы).
По времени проведения: краткосрочный (2 месяца).
По характеру: в рамках ДОУ.
6
Ожидаемые результаты реализации
проекта:
1.
Сформируется желание ухаживать за растениями, приобретут опыт доброжелательного общения
со
сверстниками во время исследовательской деятельности по проекту.
2.
Дети получат знания об овощах, узнают их полезные и лечебные свойства.
3.
Дети научатся сажать и ухаживать за овощами, создав на окне «Фазенду трёх поросят», познакомятся с
условиями их роста и развития.
4.
Научатся правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за
растениями.
5.
Научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
6.
Обогатится
и расширится словарный запас детей.
7.
Усовершенствуется диалогическая и монологическая речь.
8.
Дети научаться четко, понятно и последовательно рассказывать о своих действиях.
Сформируется чувство сотрудничества и взаимопомощи.
7
Этапы работы над проектом
1
этап
–
подготовительный
Сбор информации, материалов по теме. Подобрали художественную литературу: поговорки , стихи, загадки,
сказки. рассказы об овощах. Разработка дневников наблюдений, места для огорода и выбор овощных культур
для посадки.
2
этап
-
исследовательский
Дети наблюдали за ростом огурцов и гороха, проводили опыты, беседы. Устанавливали связи: растения - земля,
растения - вода, растения - человек. В процессе исследований
дети
познакомились
с
художественной
литературой об овощах: поговорки, стихи, загадки, сказки, рассказы. Рассматривали иллюстрации, картины на
овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, подвижные игры.
3
этап
–
заключительный
Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей.
Провели дидактические игры: "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку»,
«Четвёртый
лишний»,
«Чудесный
мешочек», «Что сначала, что потом?»,
«Узнай на вкус».
8
1
этап
–
подготовительный
.
Содержание деятельности воспитателя и детей:
-
определение темы проекта;
-
формулировка цели и определение задач;
-
подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры,
физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки);
-
составление плана основного этапа проекта.
Срок реализации: 25 – 30 марта
Ответственные за выполнение: воспитатели.
9
1.
Подготовительный этап
Каждый
год,
с
наступлением
весны
мы
с
воспитанниками
продумываем
место
в группе для
размещения огорода на подоконнике, и этот учебный год не стал исключением и мы приступили к
работе над Проектом.
Сформулировав цели и задачи нашего проекта, мы задумались над темой Проекта. 2019 год в России
объявлен годом Театра, а наступил он под символом Жёлтой Свиньи, мы и решили связать эти два
символа и
построить на подоконнике «Фазенду Три Поросёнка». Герои этой сказки всем знакомы и
мы без труда принялись за работу. А что из этого получилось, мы вам сейчас расскажем и покажем!
10
Теперь не забыв про правила безопасности, мы каждый
день увлечены работой на «Фазенде трёх поросят».
11
2.
Основной этап (исследовательский)
А ребята лейки брали, землю дружно поливали.
Землю грело солнышко, прорастало зернышко.
Появился корешок, а потом и стебелек.
12
«Делу время-потехе час!»
Пусть рассада подрастает, но и мы скучать не станем, будем
книжки мы читать, в игры разные играть!
13
3 этап – заключительный
Незаметно время шло, вот и месяц май пришёл,
а тем временем пора, нам итоги подводить!
Потрудились мы не зря, огород наш подрастал, и теперь ему пора в огород на улицу
переезжать, будем там мы навещать и ухаживать, чтобы осенью собрать, нам
отличный урожай!
14
РЕЗУЛЬТАТ
Выращивая
и
ухаживая
за
растениями,
ребята
наблюдали
за
тем,
какие
из
них
растут
быстрее,
сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений,
связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из
семени.
В результате
практической
и
опытнической
деятельности
дети
получили
необходимые
условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети более бережнее стали относиться к растительному миру.
У детей повысился уровень речевого развития .
В ходе
работы
по
проекту
у
детей
сформировалось
экологическое представление
об
овощных культурах (свёкле, томатах, редисе и др.) и зернобобовых культурах (горох)
15