Автор: Шпилько Даниил Алексеевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Изучение истории родного края как составляющий элемент исторического образования и патриотического воспитания школьников
Тема: выступление на педагогическом совете
Раздел: среднее образование
Изучение истории родного края как составляющий элемент
исторического образования и патриотического воспитания школьников
(выступление на педагогическом совете)
Составил: Шпилько Д.А.,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №22
Для России в настоящее время главной задачей является воспитание
российского духовного характера, основными чертами которого являются
любовь к Отечеству, понимание и ответственное исполнение гражданских
обязанностей, национальное самосознание, стремление к справедливости,
вера, совесть и честь. В связи с этим представляется актуальным обращение к
изучению роли краеведения в патриотическом воспитании обучающихся.
Будущее России как цивилизованного общества зависит от уровня
духовности и нравственности его граждан. В связи с этим значимость уроков
истории возрастает, так как они способствуют решению этой актуальной на
сегодняшний день проблемы. Именно уроки истории становятся одним из
важных путей духовного и нравственного возрождения человека, ведь они
позволяют с детских лет прививать интерес к изучению своей малой родины.
Рост
культуры
общества
возможен
тогда,
когда
с
юных
лет
прививается любовь к родному краю, заинтересованность в изучении его
истории, культуры и традиций. Краеведение становится в этих условиях
необходимостью, а участие школьников в краеведческой деятельности
приводит
к
тому,
что
у
них
повышается
уровень
самосознания,
воспитывается уважение к культуре и истории родного края. В процессе этой
увлекательной и общественно-полезной деятельности для школьников
создаются возможности для самореализации.
Мы живем в такое время, когда утрачивается связь поколений,
теряются традиции, которые, являясь исторической памятью народа во все
трудные времена, помогали осознать себя, не потерять своей целостности,
выжить. Современная практика преподавания истории в школе, к сожалению,
мало поправляет это положение, т.к. для детей, в силу их возрастных
особенностей, события, удаленные во времени и на далекое расстояние,
представляются в какой-то мере абстрактной информацией, поэтому в своей
работе учитель истории должен показать, как историко-краеведческий
материал может быть использован в обучении и воспитании школьников.
Изучение истории и культуры родного края не только расширяет
кругозор школьника, но и помогает сформировать чувство сопричастности к
истории. Дает возможность ребенку, знающему свои корни, свои истоки,
познать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего
народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания,
включенную в контекст более масштабной истории. Обращение к истории
родного края важно еще и потому, что современная система образования
должна не только создать представление об общечеловеческих ценностях
культуры, но также она должна стать механизмом передачи этнокультуры.
Какие цели и задачи ставят перед собой учитель истории, вводя
региональный компонент в учебный процесс, используя его во внеклассных
занятиях? Во - первых, это важное средство формирования исторического
мышления
учащихся,
их
национального
самосознания
и
чувства
взаимоуважения
между
народами.
Ведь
для
того,
чтобы
воспитать
полноценных граждан своей страны, необходимо привить у детей и
подростков чувство любви, в первую очередь, к малой Родине. Дети должны
знать прошлое, традиции своего края. Во-вторых, региональный компонент в
историческом образовании выполняет важную психолого-педагогическую
задачу, т.к. играет мировоззренческую роль, дает ощущение, что каждый
человек - соучастник исторических событий, которые пришлись на его долю.
В-третьих, обретение навыков самостоятельной исследовательской работы
составляет развивающую цель, реализация которой возможна при введении
краеведения в учебно-воспитательный процесс.
Материалы местной истории, имеют большое значение не только для
изучения истории своего края, но и для более глубокого понимания
общеисторического процесса, имеют возможность показать и объяснить
ученикам общее и особенное в исторических явлениях. Кроме того,
краеведческий
материал,
как
более
близкий
и
знакомый,
усиливает
конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса
и оказывает воспитывающее воздействие. Когда мы изучаем значительные
исторические события и показываем, как они преломляются в данной
исторической обстановке и конкретной местности, это приобретает особое
образовательное и воспитательное значение. Эта работа интересна и
увлекательна, тем более что каждому учителю надо изучать и хорошо знать
историю своего края, традиции и быт коренного населения, тем самым
использовать богатейшие исторические данные, которые помогают на
конкретных образах иллюстрировать и углублять исторические знания
учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барабанова Н. А. Воспитание патриотизма, гражданственности и
духовности молодого поколения средствами туризма и краеведения / Н. А.
Барабанова // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных
изменений:
материалы
II
Международной
научно-практической
конференции, 22-23 мая 2014 года. [В 3 ч.]. Ч. 3. - Самара: СГАКИ, 2014. - C.
247-251.
2. Калашникова
Л.
А.
Школьное
краеведение
как
педагогическая
технология формирования основ социальной зрелости подростков [Текст]:
[монография] / Л. А. Калашникова, Е. А. Костина; М-во образования и науки
РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск: ФГБОУ ВПО "НГПУ",
2015. - 94 с.
3. Озеров А. Г. История и методика краеведения [Текст] / А. Г. Озеров. -
4. Сейненский А. Е. Школьное историческое краеведение [Текст]:
пособие для педагогов / А. Е. Сейненский. - Москва: Пед. о-во России, 2014. -
191 с.