Напоминание

выступление на педагогическом совете


Автор: Шпилько Даниил Алексеевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Изучение истории родного края как составляющий элемент исторического образования и патриотического воспитания школьников
Тема: выступление на педагогическом совете
Раздел: среднее образование





Назад




Изучение истории родного края как составляющий элемент

исторического образования и патриотического воспитания школьников

(выступление на педагогическом совете)

Составил: Шпилько Д.А.,

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №22

Для России в настоящее время главной задачей является воспитание

российского духовного характера, основными чертами которого являются

любовь к Отечеству, понимание и ответственное исполнение гражданских

обязанностей, национальное самосознание, стремление к справедливости,

вера, совесть и честь. В связи с этим представляется актуальным обращение к

изучению роли краеведения в патриотическом воспитании обучающихся.

Будущее России как цивилизованного общества зависит от уровня

духовности и нравственности его граждан. В связи с этим значимость уроков

истории возрастает, так как они способствуют решению этой актуальной на

сегодняшний день проблемы. Именно уроки истории становятся одним из

важных путей духовного и нравственного возрождения человека, ведь они

позволяют с детских лет прививать интерес к изучению своей малой родины.

Рост

культуры

общества

возможен

тогда,

когда

с

юных

лет

прививается любовь к родному краю, заинтересованность в изучении его

истории, культуры и традиций. Краеведение становится в этих условиях

необходимостью, а участие школьников в краеведческой деятельности

приводит

к

тому,

что

у

них

повышается

уровень

самосознания,

воспитывается уважение к культуре и истории родного края. В процессе этой

увлекательной и общественно-полезной деятельности для школьников

создаются возможности для самореализации.

Мы живем в такое время, когда утрачивается связь поколений,

теряются традиции, которые, являясь исторической памятью народа во все

трудные времена, помогали осознать себя, не потерять своей целостности,

выжить. Современная практика преподавания истории в школе, к сожалению,

мало поправляет это положение, т.к. для детей, в силу их возрастных

особенностей, события, удаленные во времени и на далекое расстояние,

представляются в какой-то мере абстрактной информацией, поэтому в своей

работе учитель истории должен показать, как историко-краеведческий

материал может быть использован в обучении и воспитании школьников.

Изучение истории и культуры родного края не только расширяет

кругозор школьника, но и помогает сформировать чувство сопричастности к

истории. Дает возможность ребенку, знающему свои корни, свои истоки,

познать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего

народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания,

включенную в контекст более масштабной истории. Обращение к истории

родного края важно еще и потому, что современная система образования

должна не только создать представление об общечеловеческих ценностях

культуры, но также она должна стать механизмом передачи этнокультуры.

Какие цели и задачи ставят перед собой учитель истории, вводя

региональный компонент в учебный процесс, используя его во внеклассных

занятиях? Во - первых, это важное средство формирования исторического

мышления

учащихся,

их

национального

самосознания

и

чувства

взаимоуважения

между

народами.

Ведь

для

того,

чтобы

воспитать

полноценных граждан своей страны, необходимо привить у детей и

подростков чувство любви, в первую очередь, к малой Родине. Дети должны

знать прошлое, традиции своего края. Во-вторых, региональный компонент в

историческом образовании выполняет важную психолого-педагогическую

задачу, т.к. играет мировоззренческую роль, дает ощущение, что каждый

человек - соучастник исторических событий, которые пришлись на его долю.

В-третьих, обретение навыков самостоятельной исследовательской работы

составляет развивающую цель, реализация которой возможна при введении

краеведения в учебно-воспитательный процесс.

Материалы местной истории, имеют большое значение не только для

изучения истории своего края, но и для более глубокого понимания

общеисторического процесса, имеют возможность показать и объяснить

ученикам общее и особенное в исторических явлениях. Кроме того,

краеведческий

материал,

как

более

близкий

и

знакомый,

усиливает

конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса

и оказывает воспитывающее воздействие. Когда мы изучаем значительные

исторические события и показываем, как они преломляются в данной

исторической обстановке и конкретной местности, это приобретает особое

образовательное и воспитательное значение. Эта работа интересна и

увлекательна, тем более что каждому учителю надо изучать и хорошо знать

историю своего края, традиции и быт коренного населения, тем самым

использовать богатейшие исторические данные, которые помогают на

конкретных образах иллюстрировать и углублять исторические знания

учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барабанова Н. А. Воспитание патриотизма, гражданственности и

духовности молодого поколения средствами туризма и краеведения / Н. А.

Барабанова // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных

изменений:

материалы

II

Международной

научно-практической

конференции, 22-23 мая 2014 года. [В 3 ч.]. Ч. 3. - Самара: СГАКИ, 2014. - C.

247-251.

2. Калашникова

Л.

А.

Школьное

краеведение

как

педагогическая

технология формирования основ социальной зрелости подростков [Текст]:

[монография] / Л. А. Калашникова, Е. А. Костина; М-во образования и науки

РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск: ФГБОУ ВПО "НГПУ",

2015. - 94 с.

3. Озеров А. Г. История и методика краеведения [Текст] / А. Г. Озеров. -

4. Сейненский А. Е. Школьное историческое краеведение [Текст]:

пособие для педагогов / А. Е. Сейненский. - Москва: Пед. о-во России, 2014. -

191 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика