Напоминание

Воспитание самостоятельных навыков у учащихся в выполнении домашних заданий


Автор: Манухина Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств рабочего поселка (пгт) Прогресс
Населённый пункт: пгт Прогресс Амурской области
Наименование материала: с
Тема: Воспитание самостоятельных навыков у учащихся в выполнении домашних заданий
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ

ШКОЛА ИСКУССТВ

рабочего

поселка

(пгт)

Прогресс

Воспитание самостоятельных

навыков у учащихся в выполнении

домашних заданий

Преподаватель

по

классу

баяна

Манухина

Н.

А.

В о с п и т а н и е

а к т и в н о с т и ,

т в о р ч е с к о г о

м ы ш л е н и я ,

самостоятельности

личности

является

одной

из

задач

дет ских

музыкальных

школ

по

эстетическому

воспитании

подрастающего

поколения.

Способы

самостоятельных

действий,

сформированные

в

период

обучения

в

школе,

помогут

учащимся

применять

в

б у д у щ е м

п о л у ч е н н ы е

у м е н и я

и

н ав ы к и

в

п р а к т и ч е с к о й

деятельности.

Для

этого

очень

важно

научить

учащихся

способам

самостоятельного

анализа

и

обобщения.

Помощь

и

указания,

данные

преподавателем

на

уроке,

являются

основными предпосылками для того, чтобы научить ученика осмысленно и

самостоятельно

работать.

Упражнения,

заданные

на

дом,

должны

также

сознательно и систематически прорабатываться, как это делалось на уроке. К

сожалению,

большая

часть

наших

учеников

не

в

состоянии

перенести

интенсивность

работы

на

уроке

в

домашние

занятия.

В

результате

наблюдений

за

процессом

выработки

самостоятельности

у

ученика

выявляется

множество

недостатков,

относящихся

как

к

внешним

условиям

занятий,

так

и

к

качеству

проработки

произведений.

Внешние условия

Для

того

чтобы

проработка

произведений

или

их

отрывков

могла

стать

действительно

обучением,

необходимо

следующее:

-достаточное

количество

времени

каждый

день

недели;

-необходимая

бодрость;

духовная

и

физическая

энергия;

-

внутреннее

спокойствие;

инструмент,

соответствующий

требованиям.

На

эти

внешние

условия

преподаватель

должен

обязательно

обратить

внимание,

особенно

при

работе

с

маленькими

детьм и .

Преподаватель

может,

например,

вместе

с

учеником

установить

часы

для

занятий

в

соответствии

с

расписанием

уроков.

Лучше

всего

музыкальным

занятиям

отводить

утренние

часы.

Если

это

невозможно,

посвятить

музыке

время

перед

приготовлением

уроков

общеобразовательной

школы.

Неплохо

также

и

по сещение

ученика

на

дому,

с

целью

знакомства

с

качеством

инструмента

и

домашней

обстановкой.

Т а к о е

о з н а к о м л е н и е

п о м о ж е т

п р е п о д а в а т е л ю

п о с т а в и т ь

т р е б о в а н и я ,

и м е ю щ и е

ц е л ь ю

с и с т е м ат и ч е с ко е

в о с п и т а н и е

самостоятельности

и

интенсивности

в

работе.

Время

для

занятий

должно

быть

выбрано

так,

чтобы

в

помещении,

где

занимается

ребёнок,

б ыли

обеспечены

условия

для

хорошей

концентрации

и

покоя.

Как

прав и л о ,

э то

н е л ь з я

о бе с п еч и т ь

в

том

с л у ч а е ,

е с л и

д е т е й

заставляют

упражняться

после

выполнения

школьных

заданий

и

после

игр

(посл е 17

часов).

Самоконтроль

Намного

труднее

для

преподавателя

оказывать

благоприятное

влияние

на

профессиональнее

качество

домашних

занятий.

Вся

совместная

предварительная

проработка

на

уроке

бесполезна,

если

ученик

не

обладает

нужной

дисциплиной

и

зрелостью,

чтобы

дома

"быть

самому

себе

учителем",

для

этого

он

должен

проявить

способности

к

самоконтролю и стремление

к

совершенствованию.

Чем

младше

ребёнок,

тем

меньше

можно

предположить

в

нём

эти

каче ства.

Поэтому

при

возможно сти

нужно

в о с п о л ь з о в ат ь с я

помощью

родителей,

особенно

для

детей

до

6-7-летнего

возраста.

Неплохо

составить план совместной работы с родителями. Он

может

быть

примерно

таким:

-

Контролировать

ежедневно

домашние задания.

-

Приучать

детей

к

внимательной

работе

над

текстом.

-

Следить

за

соблюдением

системы

занятий,

предложенной

п едагогом.

-

Слушать

всей

семьёй

игру

ребёнка

на

инструменте.

-

Не

реже

одного

раза

в

неделю

встречаться

с

педагогом.

Одной

из

форм

расширения

педагогических

знаний

родителей

являю т с я

о т к р ы т ы е

у р о к и ,

н а

ко т о р ы х

п е д а го г и

п о д р о б н о

комментируют

весь

ход

занятий:

качество

исполнения

гамм,

усвоение

нотного

текста,

овладение

очередными

приёмами

игры,

соблюдение

ритмического

рисунка

произведения,

заданного

темпа

и

т.д.

Подобные

уроки

дают

возможно сть

родителям

б ол е е

квалифицированно

контролировать

домашние

задания

детей.

На

втором,

третьем

году

обучения

помощь

родителей

в

большей

мере

должна

проявляться

лишь

в

том,

чтобы

родители

контролировали

добросовестное

выполнение

указаний

преподавателя,

дисциплину

посещений

занятий

и

подготовку

к

ним.

Уже

если

ребёнок

будет

знать,

что

его

дневник

дома

просматривается,

и

что

иногда

он

должен

проигрывать

то

или

иное

задание

родителям,

он

будет

относиться

к

занятиям

с

большим

вниманием,

чем

без

такого

промежуточ ного

конт роля ,

т ак

как

ребенок

будет

о щ у щ ат ь

заинтересованность

и

поддержку

со

стороны

родителей.

Постепенно ребёнок

должен

привыкать

к

тому,

что

он

должен

сам

нести

ответственность

за

свои

занятия.

Большую

помощь

в

этом

ему

могут

оказать

записи

в

дневнике.

Они

поэтому

должны

содержать

подробные

и

детальные

указания

о

характере

домашней

проработки

заданий.

Замечания

общего

типа,

повторяющиеся

от

урока

к

уроку,

например:

играть

гамму,

не

производят

впечатления

на

ребёнка

и

не

вызывают

в

памяти

проработку

материала

на

уроке

так

как

нет

четкой

формулировки

с

какой

целью

играть

гамму.

В

отличие

от

этого

особенно

запоминающимися

являются

указания,

сформированные

самими

детьми.

Чтобы

п р о ве р и т ь

способность

ученика

к

самостоятельной

работе,

преподаватель

м ож е т

и н о й

р а з

уд е л и т ь

ч а с т ь

у р о к а

н а

с а м о с т о я т е л ь н о е

разучивание

учеником

недостаточно

проработанной

музыкальной

пьесы.

(Для

этой

цели

лучше

всего

сесть

отдельно,

как

бы

з а н и м а я с ь

к а к и м - л и б о

д р у г и м

д е л о м ) .

Р езул ьт ат

р а б о т ы

оценивается

сначала

самим

учеником,

потом

преподавателем.

От

старших

и

преуспевающих

учеников,

у

которых

интеллекту ально е

и

музыкальное

развитие

достигло

уже

определённого

у р о вн я ,

можно

требовать

самоконтроля

во

всех

являющихся

уже

для

них

простыми

элементах

(например,

высота

звука,

ритм,

артикуляция

и

т.д.).

Если

и

встречаются

какие-либо

примитивные

"промахи

тре -

нировки",

то

они

б ольшей

ч аст ью

объя сня ют ся

н е в ы с о к и м

кач е ст вом

заня т ий.

Имеют ся

ввид у

т акие

заня т ия ,

ко гд а

с т р е м л е н и е

к

м у з и ц и р о в а н и ю

п р и в о д и т

к

с к о р о с п е л о м у

проигрыванию

всей

пье сы

целиком

до

того,

как

от работ ан ы

детали.

Терпеливо

и

систематически

нужно

сначала

устранить

все

ошибки,

что

называется

«отшлифовать»

все

потертости,

прежде

чем

от

деталей

перейти

к

целому,

а

также

от

медленной

игры

к

беглой.

Стремление

к

быстрой

игре

и

неумение

сдерживать

себя

часто

приводят

к

тому,

что

учащийся

оказывается

ниже

своих

музыкальных

и

технических

данных.

Нередко

в

этих

случаях

они

придерживаются

такого

мнения,

что

успех

исполнения

зависит

больше

от

их

настроения

и

состояния

чем

от

упорного

труда.

Ко н еч н о ,

н е л ь зя

н е

с о гл а с и т ь с я

с

т е м ,

ч то

у ве р е н н о с т ь

в

исполнении,

также

как

и

способность

к

яркому

воплощению

музыкальных

образов,

всегда

находится

в

большой

зависимости

от

общих

физических

и

духовных

данных

играющего.

Однако

ничто

не

может

заменить

систематического

труда.

Наоборот:

даже

при

боязни

эстрады

или

при

других

неблагоприятных

условиях

о с -

новательная

тренировка

с

осознанием

всех

технических

процессов

всегда

является

залогом

успешного

выступления.

При

э т ом ,

ко н еч н о

же ,

н ед о п у с т и м о

за н я т и я

м у зы ко й

н е

м о г у т

б ы т ь

многочасовыми.

Необходимо

показывать

ребенку

на

уроке,

что

результат

качественного

исполнения

музыкального

произведения

з а в и с и т

н е

о т

е г о

м н о г о к р а т н о г о

п р о и г р ы в а н и я

п о р о й

с

заучиванием

ошибок,

а

напротив,

от

понимания

своих

ошибок

и

стремления

к

их

устранению

методом

«вычления»

из

всего

нотного

текст а

произведения

и

проработкой

именно

« н еуд а ю щ и хс я ,

неполучающихся»

в

исполнении

фрагментов

музыкальной

пьесы.

С

усложнением

прорабатываемых

произведений

растут

и

требования

к

самоконтролю.

Совершенно

необходимыми

при

этом

являются

заблаговременно

натренированный

слух

и

способность

сознательно

владеть

двигательным

аппаратом.

Играть

без

того,

ч т о б ы

п о с т о я н н о

с л у ш а т ь ,

д у м а т ь ,

ч у в с т в о в а т ь ,

з н а ч и т

бессмысленно

тратить

драгоценное

время.

Игра

без

достаточного

звукового

представления

и

критического

обдумывания

-

пустая

трата

драгоценного

времени.

В конце

концов

внимание

вообще

ухудшается

до

такой

степени,

что

это

грозит

нарушить

даже

и

нормальный

до

тех

пор

контакт

с

клавишами.

В

р е зул ьт ат е

возникает

неуверенность,

незнакомые

прежде

промахи

и

чувство

скованно сти

па льцев.

Тако е

"заигрывание"

пье сы

по сле

е ё

длительного

разучивания

-

то,

чего

особенно

боятся

любители,

никак

нельзя

рассматривать

как

нечто

естественное

и

само

собой

р а зу м е ю щ е е с я .

Н а о б о р о т,

э т о

п р и з н а к

т о го ,

ч т о

с л у х о в а я

концентрация

и г р а л а

и

и г р а е т

в

э т о м

с л у ч а е

с л и ш к о м

незначительную

роль.

Сосредоточенная

и

длительная

проработка

не

может

привести

к

ухудшению.

Самое

большее,

что

может

произойти

-

это

застой,

и

то

лишь

тогда,

когда

характер

и

содержание

пьесы

больше

не

интересует

исполнителя.

Стоило

бы

о братить

внимание

подвинутого

ученика

на

эти

обстоятельства

и

д аже

посвятить

целый

урок

такому

"заигранному"

произведению,

чтоб ы

п р и

п омо щи

н а д л е жа щи х

у ка за н и й ,

и ме ющи х

ц е л ь ю

сознательно

контролируемую

слухом

тренировку,

вывести

его

из

этой

стадии.

В

дальнейшем

ученик

уже

сам

должен

проявить

инициативу

в

деле

преодоления

своих

ошибок.

Чтобы

развить

творче скую

с амо стоятельно сть

у ч е н и к а ,

можно

применять

и

такой

приём

как

выбор

произведения

по

его

желанию.

Если

предложенное

учеником

произведение

является

полноценным

художественным

произведением

и

с о отве т с твуе т

уровню

развития

ученика

на

данном

этапе

обучения,

педагог

может

внести

его

в

рабочий

план.

И

даже

если

предлагаемое

учеником

произведение

не

совсем

соответствует

уровню

развития

д а н н о го

у ч е н и к а ,

н о

р е б е н о к

оч е н ь

хоч е т

и г р а т ь

д а н н о е

произведение,

педагог

может

и,

наверное,

должен

согласиться

с

предложением

ученика,

но

возможно

на

альтернативном

варианте:

после

хорошего

освоения

учеником

произведений

программного

уровня

играть

произведение,

которое

так

понравилось

ученику.

Н а

р а з в и т и е

т в о р ч е с ко й

с а м о с т о я т е л ь н о с т и

у ч е н и к а

благотворно

влияет

и

всесторонняя

музыкальная

подготовка.

Для

этого

надо

часто

слушать

музыку:

выступления

солистов,

симфо-

нические

концерты,

оперу,

заблаговременно

готовясь

к

восприят и ю

музыкальных

произведений.

Очень

полезно

учащимся

слушать

друг

друга

в

классе,

так

как

это

даёт

возможность

легко

заметить

недостатки

исполнения.

Анализируя

причины

ошибок,

допущен-

ных

товарищем,

можно

быстрее

найти

и

исправить

свои

собственные.

Без

творческой

инициативы

и

самостоятельности

немыслим

подлинный

музыкант

-

исполнитель.

Над

развитием

этих

качеств

ученика

педагогу

надо

работать

повседневно,

в

течение

вс его

периода

обучения.



В раздел образования




Яндекс.Метрика