Автор: Манухина Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств рабочего поселка (пгт) Прогресс
Населённый пункт: пгт Прогресс Амурской области
Наименование материала: с
Тема: Воспитание самостоятельных навыков у учащихся в выполнении домашних заданий
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ
ШКОЛА ИСКУССТВ
рабочего
поселка
(пгт)
Прогресс
Воспитание самостоятельных
навыков у учащихся в выполнении
домашних заданий
Преподаватель
по
классу
баяна
Манухина
Н.
А.
В о с п и т а н и е
а к т и в н о с т и ,
т в о р ч е с к о г о
м ы ш л е н и я ,
самостоятельности
личности
является
одной
из
задач
дет ских
музыкальных
школ
по
эстетическому
воспитании
подрастающего
поколения.
Способы
самостоятельных
действий,
сформированные
в
период
обучения
в
школе,
помогут
учащимся
применять
в
б у д у щ е м
п о л у ч е н н ы е
у м е н и я
и
н ав ы к и
в
п р а к т и ч е с к о й
деятельности.
Для
этого
очень
важно
научить
учащихся
способам
самостоятельного
анализа
и
обобщения.
Помощь
и
указания,
данные
преподавателем
на
уроке,
являются
основными предпосылками для того, чтобы научить ученика осмысленно и
самостоятельно
работать.
Упражнения,
заданные
на
дом,
должны
также
сознательно и систематически прорабатываться, как это делалось на уроке. К
сожалению,
большая
часть
наших
учеников
не
в
состоянии
перенести
интенсивность
работы
на
уроке
в
домашние
занятия.
В
результате
наблюдений
за
процессом
выработки
самостоятельности
у
ученика
выявляется
множество
недостатков,
относящихся
как
к
внешним
условиям
занятий,
так
и
к
качеству
проработки
произведений.
Внешние условия
Для
того
чтобы
проработка
произведений
или
их
отрывков
могла
стать
действительно
обучением,
необходимо
следующее:
-достаточное
количество
времени
каждый
день
недели;
-необходимая
бодрость;
духовная
и
физическая
энергия;
-
внутреннее
спокойствие;
инструмент,
соответствующий
требованиям.
На
эти
внешние
условия
преподаватель
должен
обязательно
обратить
внимание,
особенно
при
работе
с
маленькими
детьм и .
Преподаватель
может,
например,
вместе
с
учеником
установить
часы
для
занятий
в
соответствии
с
расписанием
уроков.
Лучше
всего
музыкальным
занятиям
отводить
утренние
часы.
Если
это
невозможно,
посвятить
музыке
время
перед
приготовлением
уроков
общеобразовательной
школы.
Неплохо
также
и
по сещение
ученика
на
дому,
с
целью
знакомства
с
качеством
инструмента
и
домашней
обстановкой.
Т а к о е
о з н а к о м л е н и е
п о м о ж е т
п р е п о д а в а т е л ю
п о с т а в и т ь
т р е б о в а н и я ,
и м е ю щ и е
ц е л ь ю
с и с т е м ат и ч е с ко е
в о с п и т а н и е
самостоятельности
и
интенсивности
в
работе.
Время
для
занятий
должно
быть
выбрано
так,
чтобы
в
помещении,
где
занимается
ребёнок,
б ыли
обеспечены
условия
для
хорошей
концентрации
и
покоя.
Как
прав и л о ,
э то
н е л ь з я
о бе с п еч и т ь
в
том
с л у ч а е ,
е с л и
д е т е й
заставляют
упражняться
после
выполнения
школьных
заданий
и
после
игр
(посл е 17
часов).
Самоконтроль
Намного
труднее
для
преподавателя
оказывать
благоприятное
влияние
на
профессиональнее
качество
домашних
занятий.
Вся
совместная
предварительная
проработка
на
уроке
бесполезна,
если
ученик
не
обладает
нужной
дисциплиной
и
зрелостью,
чтобы
дома
"быть
самому
себе
учителем",
для
этого
он
должен
проявить
способности
к
самоконтролю и стремление
к
совершенствованию.
Чем
младше
ребёнок,
тем
меньше
можно
предположить
в
нём
эти
каче ства.
Поэтому
при
возможно сти
нужно
в о с п о л ь з о в ат ь с я
помощью
родителей,
особенно
для
детей
до
6-7-летнего
возраста.
Неплохо
составить план совместной работы с родителями. Он
может
быть
примерно
таким:
-
Контролировать
ежедневно
домашние задания.
-
Приучать
детей
к
внимательной
работе
над
текстом.
-
Следить
за
соблюдением
системы
занятий,
предложенной
п едагогом.
-
Слушать
всей
семьёй
игру
ребёнка
на
инструменте.
-
Не
реже
одного
раза
в
неделю
встречаться
с
педагогом.
Одной
из
форм
расширения
педагогических
знаний
родителей
являю т с я
о т к р ы т ы е
у р о к и ,
н а
ко т о р ы х
п е д а го г и
п о д р о б н о
комментируют
весь
ход
занятий:
качество
исполнения
гамм,
усвоение
нотного
текста,
овладение
очередными
приёмами
игры,
соблюдение
ритмического
рисунка
произведения,
заданного
темпа
и
т.д.
Подобные
уроки
дают
возможно сть
родителям
б ол е е
квалифицированно
контролировать
домашние
задания
детей.
На
втором,
третьем
году
обучения
помощь
родителей
в
большей
мере
должна
проявляться
лишь
в
том,
чтобы
родители
контролировали
добросовестное
выполнение
указаний
преподавателя,
дисциплину
посещений
занятий
и
подготовку
к
ним.
Уже
если
ребёнок
будет
знать,
что
его
дневник
дома
просматривается,
и
что
иногда
он
должен
проигрывать
то
или
иное
задание
родителям,
он
будет
относиться
к
занятиям
с
большим
вниманием,
чем
без
такого
промежуточ ного
конт роля ,
т ак
как
ребенок
будет
о щ у щ ат ь
заинтересованность
и
поддержку
со
стороны
родителей.
Постепенно ребёнок
должен
привыкать
к
тому,
что
он
должен
сам
нести
ответственность
за
свои
занятия.
Большую
помощь
в
этом
ему
могут
оказать
записи
в
дневнике.
Они
поэтому
должны
содержать
подробные
и
детальные
указания
о
характере
домашней
проработки
заданий.
Замечания
общего
типа,
повторяющиеся
от
урока
к
уроку,
например:
играть
гамму,
не
производят
впечатления
на
ребёнка
и
не
вызывают
в
памяти
проработку
материала
на
уроке
так
как
нет
четкой
формулировки
с
какой
целью
играть
гамму.
В
отличие
от
этого
особенно
запоминающимися
являются
указания,
сформированные
самими
детьми.
Чтобы
п р о ве р и т ь
способность
ученика
к
самостоятельной
работе,
преподаватель
м ож е т
и н о й
р а з
уд е л и т ь
ч а с т ь
у р о к а
н а
с а м о с т о я т е л ь н о е
разучивание
учеником
недостаточно
проработанной
музыкальной
пьесы.
(Для
этой
цели
лучше
всего
сесть
отдельно,
как
бы
з а н и м а я с ь
к а к и м - л и б о
д р у г и м
д е л о м ) .
Р езул ьт ат
р а б о т ы
оценивается
сначала
самим
учеником,
потом
преподавателем.
От
старших
и
преуспевающих
учеников,
у
которых
интеллекту ально е
и
музыкальное
развитие
достигло
уже
определённого
у р о вн я ,
можно
требовать
самоконтроля
во
всех
являющихся
уже
для
них
простыми
элементах
(например,
высота
звука,
ритм,
артикуляция
и
т.д.).
Если
и
встречаются
какие-либо
примитивные
"промахи
тре -
нировки",
то
они
б ольшей
ч аст ью
объя сня ют ся
н е в ы с о к и м
кач е ст вом
заня т ий.
Имеют ся
ввид у
т акие
заня т ия ,
ко гд а
с т р е м л е н и е
к
м у з и ц и р о в а н и ю
п р и в о д и т
к
с к о р о с п е л о м у
проигрыванию
всей
пье сы
целиком
до
того,
как
от работ ан ы
детали.
Терпеливо
и
систематически
нужно
сначала
устранить
все
ошибки,
что
называется
«отшлифовать»
все
потертости,
прежде
чем
от
деталей
перейти
к
целому,
а
также
от
медленной
игры
к
беглой.
Стремление
к
быстрой
игре
и
неумение
сдерживать
себя
часто
приводят
к
тому,
что
учащийся
оказывается
ниже
своих
музыкальных
и
технических
данных.
Нередко
в
этих
случаях
они
придерживаются
такого
мнения,
что
успех
исполнения
зависит
больше
от
их
настроения
и
состояния
чем
от
упорного
труда.
Ко н еч н о ,
н е л ь зя
н е
с о гл а с и т ь с я
с
т е м ,
ч то
у ве р е н н о с т ь
в
исполнении,
также
как
и
способность
к
яркому
воплощению
музыкальных
образов,
всегда
находится
в
большой
зависимости
от
общих
физических
и
духовных
данных
играющего.
Однако
ничто
не
может
заменить
систематического
труда.
Наоборот:
даже
при
боязни
эстрады
или
при
других
неблагоприятных
условиях
о с -
новательная
тренировка
с
осознанием
всех
технических
процессов
всегда
является
залогом
успешного
выступления.
При
э т ом ,
ко н еч н о
же ,
н ед о п у с т и м о
за н я т и я
м у зы ко й
н е
м о г у т
б ы т ь
многочасовыми.
Необходимо
показывать
ребенку
на
уроке,
что
результат
качественного
исполнения
музыкального
произведения
з а в и с и т
н е
о т
е г о
м н о г о к р а т н о г о
п р о и г р ы в а н и я
п о р о й
с
заучиванием
ошибок,
а
напротив,
от
понимания
своих
ошибок
и
стремления
к
их
устранению
методом
«вычления»
из
всего
нотного
текст а
произведения
и
проработкой
именно
« н еуд а ю щ и хс я ,
неполучающихся»
в
исполнении
фрагментов
музыкальной
пьесы.
С
усложнением
прорабатываемых
произведений
растут
и
требования
к
самоконтролю.
Совершенно
необходимыми
при
этом
являются
заблаговременно
натренированный
слух
и
способность
сознательно
владеть
двигательным
аппаратом.
Играть
без
того,
ч т о б ы
п о с т о я н н о
с л у ш а т ь ,
д у м а т ь ,
ч у в с т в о в а т ь ,
з н а ч и т
бессмысленно
тратить
драгоценное
время.
Игра
без
достаточного
звукового
представления
и
критического
обдумывания
-
пустая
трата
драгоценного
времени.
В конце
концов
внимание
вообще
ухудшается
до
такой
степени,
что
это
грозит
нарушить
даже
и
нормальный
до
тех
пор
контакт
с
клавишами.
В
р е зул ьт ат е
возникает
неуверенность,
незнакомые
прежде
промахи
и
чувство
скованно сти
па льцев.
Тако е
"заигрывание"
пье сы
по сле
е ё
длительного
разучивания
-
то,
чего
особенно
боятся
любители,
никак
нельзя
рассматривать
как
нечто
естественное
и
само
собой
р а зу м е ю щ е е с я .
Н а о б о р о т,
э т о
п р и з н а к
т о го ,
ч т о
с л у х о в а я
концентрация
и г р а л а
и
и г р а е т
в
э т о м
с л у ч а е
с л и ш к о м
незначительную
роль.
Сосредоточенная
и
длительная
проработка
не
может
привести
к
ухудшению.
Самое
большее,
что
может
произойти
-
это
застой,
и
то
лишь
тогда,
когда
характер
и
содержание
пьесы
больше
не
интересует
исполнителя.
Стоило
бы
о братить
внимание
подвинутого
ученика
на
эти
обстоятельства
и
д аже
посвятить
целый
урок
такому
"заигранному"
произведению,
чтоб ы
п р и
п омо щи
н а д л е жа щи х
у ка за н и й ,
и ме ющи х
ц е л ь ю
сознательно
контролируемую
слухом
тренировку,
вывести
его
из
этой
стадии.
В
дальнейшем
ученик
уже
сам
должен
проявить
инициативу
в
деле
преодоления
своих
ошибок.
Чтобы
развить
творче скую
с амо стоятельно сть
у ч е н и к а ,
можно
применять
и
такой
приём
как
выбор
произведения
по
его
желанию.
Если
предложенное
учеником
произведение
является
полноценным
художественным
произведением
и
с о отве т с твуе т
уровню
развития
ученика
на
данном
этапе
обучения,
педагог
может
внести
его
в
рабочий
план.
И
даже
если
предлагаемое
учеником
произведение
не
совсем
соответствует
уровню
развития
д а н н о го
у ч е н и к а ,
н о
р е б е н о к
оч е н ь
хоч е т
и г р а т ь
д а н н о е
произведение,
педагог
может
и,
наверное,
должен
согласиться
с
предложением
ученика,
но
возможно
на
альтернативном
варианте:
после
хорошего
освоения
учеником
произведений
программного
уровня
играть
произведение,
которое
так
понравилось
ученику.
Н а
р а з в и т и е
т в о р ч е с ко й
с а м о с т о я т е л ь н о с т и
у ч е н и к а
благотворно
влияет
и
всесторонняя
музыкальная
подготовка.
Для
этого
надо
часто
слушать
музыку:
выступления
солистов,
симфо-
нические
концерты,
оперу,
заблаговременно
готовясь
к
восприят и ю
музыкальных
произведений.
Очень
полезно
учащимся
слушать
друг
друга
в
классе,
так
как
это
даёт
возможность
легко
заметить
недостатки
исполнения.
Анализируя
причины
ошибок,
допущен-
ных
товарищем,
можно
быстрее
найти
и
исправить
свои
собственные.
Без
творческой
инициативы
и
самостоятельности
немыслим
подлинный
музыкант
-
исполнитель.
Над
развитием
этих
качеств
ученика
педагогу
надо
работать
повседневно,
в
течение
вс его
периода
обучения.