Автор: Какорина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №68
Населённый пункт: Тверь
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Дидактические игры в развитии изобразительного
творчества детей старшего дошкольного возраста».
В работе по ФОП в детском саду появилась потребность в более
разнообразных дидактических играх. Нужны дидактические игры,
которые позволяли бы закрепить пройденный материал, а так же
развивающие игры для развития творческих способностей,
мышления ребенка. Дидактические игры имеют большое значение
в процессе воспитания, образования и развития детей
дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного
материала осуществляется не на занятиях, а в свободной
деятельности. Тогда, когда ребенок еще и еще раз проигрывает
ситуацию, применяя на практике знания и умения, полученные на
занятиях до тех пор, пока они не перейдут в навык. Тогда-то и
происходит окончательное понимание и полное освоение учебного
материала. И лучшим тренажером для детей дошкольного
возраста, в данной ситуации, являются дидактические игры.
Необходимо постоянно накапливать, систематизировать,
разрабатывать новые игры по изобразительной деятельности, а
так же совершенствовать старые.
Дидактические игры помогают дать ребенку определенные знания,
закрепить навыки. В дидактических играх обязательно существуют
правила, порядок игры, выполняя которые дети решают игровую
задачу.
Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей
дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи
воспитания и обучения через доступную и привлекательную для
детей форму деятельности.
У дидактической игры есть две функции:
1) Совершенствование и закрепление знаний, при этом ребенок
не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они
были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится
оперировать ими в зависимости от игровой ситуации;
2) Дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
Все дидактические игры имеют свою особенность и структуру.
Основные особенности дидактических игр:
- дидактические игры – это обучающие игры( они создаются
взрослыми с целью воспитания и обучения детей);
- воспитательно-образовательное значение дидактической игры
реализуется через игровую задачу, игровые действия , правила;
- познавательное содержание дидактической игры обусловлено
программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.
Структура дидактической игры:
1- Дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и
обучающей;
2- Содержание игры;
3- Игровые правила;
4- Игровые действия;
5- Окончание игры, подведение итогов.
Дидактические игры используются как на занятиях, так и в
самостоятельной деятельности детей.
Изобразительная деятельность в детском саду имеет
образовательные, воспитательные и развивающие цели. Все игры
в изобразительной деятельности носят эстетический характер.
Использование дидактических игр позволяет в комфортной и
привлекательной для детей игровой ситуации побуждать их к
самостоятельной передаче образов, используя доступные
изобразительные средства. В процессе игр дети учатся овладевать
инструментами, чувствовать материал, развивать память и легкость
руки, формировать изобразительные навыки, художественный
вкус, учатся обдумывать и планировать свои действия, предвидеть
результат.
Большое место в организации самостоятельной художественной
деятельности детей в нашей группе отводится центру детского
творчества. Центр должен иметь название , эмблему и игровой
персонаж. При создании этого центра воспитатели, должны
ставить перед собой следующие задачи:
-создание в группе обстановки для творческой активности детей;
-способствование возникновению и развитию самостоятельной
художественной деятельности у детей.
Принципы размещения нашего центра строятся на требованиях
ФОП к предметно-развивающей среде:
1) Доступность, подвижность, эстетичность;
2) Хорошее освещение(рядом с окном)
3) Соблюдение возрастных требований
4) Отдельное внимание нужно уделилить тому, чтобы удобно и в
полном порядке можно было разместить материалы для
самостоятельной художественной деятельности
(использовать для этого стеллажи, тумбы с полками).
В центре ИЗО должен быть весь необходимый материал и
оборудование для рисования, лепки и аппликации. Оборудование
для рисования, аппликации и лепки можно поместить в
специальных коробках, которые можно назвать «Мастерскими».
Дидактические игры по изо делятся на два вида: теоретические
и практические.
Теоретические игры в свою очередь делятся на:
1)
Игры направленные на развитие восприятия
2)
Игры направленные на знание искусствоведческих терминов
3)
Игры направленные на знание народных промыслов
4)
Игры на развитие эмоциональной сферы
5)
Игры направленные на знание творчества известных
художников, архитекторов, художников – иллюстраторов.
Практические игры могут быть направлены на развитие
глазоручной координации, памяти, внимания, воображения,
мелкой моторики, цветовосприятия, но все они предполагают
работу с изобразительными материалами. «Дорисуй», «Чего не
хватает», «Нарисуй симметричный узор», «Соедини по точкам». К
практическим играм относятся ребусы и кроссворды.
Центр творчества необходимо постоянно пополнять:
дидактическими играми для формирования цветового
восприятия (д/и «Назови цвета весны, лета, осени, зимы», д/и
«Холодные и теплые цвета», д/и «Изучаем цвета», д/и «Собери
букет», д/и «Основные и составные цвета»);
дидактическими играми для знакомства с жанрами живописи
(д/и « Назови виды изобразительного искусства», д/и «Собери
натюрморт», д/и « Собери пейзаж», д/и « Жанры живописи»;
дидактические игры для знакомства с народным декоративно-
прикладным искусством ( д/и «Назови знакомые росписи», д/и «С
какой росписи птица», д/и « Составь узор», д/и «Чей узор?»).
Целенаправленное использование дидактических игр в
изобразительной деятельности значительно способствует
созданию условий для духовного развития и душевного комфорта
ребенка, которые лежат в основе психического здоровья, как
неотделимого компонента здоровья вообще, наряду с социальным
и физическим.