Напоминание

Двигательная активность школьников в урочной и внеурочной деятельности


Автор: Серикова Светлана Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ лицея №17
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Двигательная активность школьников в урочной и внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Двигательная активность школьников в урочной и внеурочной

деятельности

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила: Серикова С.А., учитель физкультуры

МАОУ лицея №17 г. Ставрополь

В последнее время в России наметилась устойчивая тенденция к

ухудшению

состояния

здоровья

школьников, в связи

с этим

вопросы

физического воспитания все больше и больше привлекают внимание

педагогической,

медицинской

и

родительской

общественности.

Дети

пропускают уроки, а затем освобождаются от уроков физической культуры.

Одной из важнейших целей физической культуры в школе является

развитие

основных

физических

качеств

и

повышение

физической

подготовленности учащихся. Процесс освоения любыми двигательными

действиями идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие,

выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности

управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий

уровень развития физических способностей – важный компонент состояния

здоровья. Эффективность физических упражнений во многом зависит от

желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик

проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на

укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его

физическое развитие будет проходить более успешно.

Отметим, что спортивные и подвижные игры, которые очень любят

ученики,

являются

эффективным

средством

физического

развития

и

поддержание высокой работоспособности, успешного роста и развития

детей, а также ранней профилактики различных заболеваний.

Поэтому важную роль на уроках физической культуры необходимо

отводить спортивным и подвижным играм. Играя, обучающиеся с одной

стороны, улучшают свое физическое развитие, а с другой, делают это с

удовольствием и без принуждения.

Игровые упражнения, технические приемы, состоящие из естественных

видов двигательных действий (бега, прыжков, метаний), выполняемые в

различных вариантах и сочетаниях в соответствии с изменяющейся игровой

ситуацией при повышенном эмоциональном настрое ребенка, способствует

развитию у него высокой координации, ловкости, выносливости и других

физических

качеств.

Естественная

координация

является

основой

рациональной техники в большинстве спортивных игр. Вот почему элементы

подвижных и спортивных игр необходимо включать в комплексную

программу по физической культуре, начиная с первого класса.

Таким образом, в раздел программы «Спортивные игры» включены

подвижные игры, изучение элементов спортивных игр (баскетбол, волейбол,

футбол), совершенствование в этих играх. В начальных классах изучаются

подвижные игры, в 5-7 классах – подвижные игры и элементы всех

перечисленных игр, в 8-11 классах учащиеся совершенствуются в играх.

Гибкий, вариативный характер программ по спортивным играм в

выборе средств позволяет учителю физкультуры рационально использовать

их содержание. Имеется возможность значительно повысить моторную

плотность урока, его эффектность. Универсальный характер воздействия

спортивных игр позволяет воспитывать широкий диапазон физических

качеств, их комплексное проявление в действиях скоростно-силового

характера, динамическую силу, прыжковую выносливость.

Наряду

со

способностью

к

оценке

силовых,

временных

и

пространственных параметров движений эти свойства и качества имеют

жизненно важное значение.

Обучение спортивным играм, их совершенствование целесообразно

проводить в школе в урочные и внеурочные часы. К внеурочным формам

относятся занятия спортивной секции, дни здоровья, спорта, спортивные и

военно-спортивные игры.

Урок спортивных игр является тем звеном, где формируются знания,

умения, навыки проведения внеурочных форм занятий, инструкторские и

судейские навыки, приобретаются двигательные навыки и умения. Объем

времени и содержание программы по спортивным играм рассчитаны на

овладение учащимися основными приемами изучаемой игры, умение

применять их в игре.

На уроках спортивных игр успешно решаются задачи воспитания

устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Динамичность и

эмоциональность игр привлекает школьников, вызывает у них интерес и

желание принять участие в игре.

Удовлетворенность является тем фактором, который повышает и

закрепляет интерес к занятиям, делает его устойчивым. В процессе занятий

ученик повышает свою физическую подготовку, осваивает новые приемы

игры и успешно применяет их. Коллективный характер действий в играх

способствует проявлению чувства товарищества и дружбы.

Включение спортивных игр во внеурочное время (спортивные секции,

дни здоровья и спорта) помогают более успешно решать задачи повышения

физической

подготовленности

и

двигательной

активности

учащихся.

Спортивные соревнования решают педагогические, спортивно-методические

задачи. Они являются органическим продолжением учебно-тренировочного

процесса и средством проверки его качества, выявления допущенных

недостатков и просчетов в планировании, организации и проведении. В то же

время спортивные соревнования являются стимулом к систематическим

занятиям спортивными играми, активизируют спортивно-массовую работу,

пропагандируют

развитие

массовости,

позволяют

воздействовать

на

зрителей,

решая

задачи

эстетического,

патриотического

и

интернационального воспитания.

Разнообразные

игровые

приемы

выполняются

участниками

спортивных игр в большинстве случаев на свежем воздухе, в благоприятных

гигиенических условиях и имеют большое оздоровительное значение. Они

способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению обмена

веществ, служат средством активного отдыха. Занятия играми положительно

сказываются

на

развитии

зрительного

вестибулярного

и

других

анализаторов.

Сложные коллективные тактические взаимодействия способствуют

развитию взаимопонимания, выручки, умения подчинять личные интересы

интересам коллектива, уважения к сопернику, чувства ответственности и

патриотизма.

В

процессе

занятий

спортивными

играми

происходит

совершенствование физических и психических функций учащихся.

Всем известный «король футбола» бразилец Пеле как-то в интервью

журналистам очень метко сказал: «Тренировка должна быть похожа на игру,

даже если она проводится без мячей. Какими бы интересными и

разнообразными тренировки ни были, в конечном итоге они надоедают,

утомляют. А поэтому лучше игры нет ничего».

Однако,

как

бы

не

было

велико

положительное

воздействие

спортивных игр на организм занимающихся, они не могут решать всех задач

всестороннего физического развития. Поэтому в учебном и тренировочном

процессе по спортивным играм целесообразное сочетание их с гимнастикой,

легкой атлетикой и другими видами спорта.

В педагогической практике необходимо использовать коллективные и

индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной

деятельности. Коллективные подвижные игры — это игры, в которых

одновременно участвуют как большие группы участников, так и целые

классы, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры,

построенные

на

необходимости

мгновенных

ответов

на

звуковые,

зрительные,

тактильные

сигналы,

игры

с

внезапными

остановками,

задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших

расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в

игре,

быстрый

переход

участников

от

одних

движений

к

другим

способствуют развитию ловкости. Для воспитания силы на уроках использую

игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных

скоростно-силовых

напряжений.

Игры

с

многократным

повторением

напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что

вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию

выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с

частыми изменениями направлений движений. Игры имеют большое

значение

для

начального

совершенствования

основных

движений,

обеспечивают разностороннее воспитание двигательных качеств и могут

оказать существенное влияние на общее физическое развитие особенно

тогда, когда проводятся в хороших гигиенических условиях. Под влиянием

присущего игре состязания, значительно активнее развиваются физические

качества, и, прежде всего, быстрота, ловкость, выносливость. Все это

способствует формированию двигательной сферы детского организма.

Игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В

них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это

способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Игры

имеют большое значение в развитии физических качеств в раннем школьном

возрасте и положительно сказываются на дальнейшем развитии школьников

и в их личной жизни. В зависимости от задач и характера игры, ее

физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников, игры должны быть

включены во все части урока.

Использование

в

работе

подвижных

и

спортивных

игр

дает

положительный

результат

и

мотивируют

учащихся

к

двигательной

активности. Воспитание физических качеств через спортивные игры дает

возможность

участвовать

в

спортивных

соревнованиях

и

достигать

учащимися

школы

высоких

спортивных

результатов

и

являются

составляющей результативности учебно-воспитательного процесса.



В раздел образования




Яндекс.Метрика