Авторы: Горнева Светлана Вячеславовна, Константинова Лиана Владимировна
Должность: преподаватели теоретических дисциплин
Учебное заведение: МУДО "Сланцевская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: город Сланцы, Ленинградская область
Наименование материала: дидактическая разработка
Тема: Школьная олимпиада по слушанию музыки "Музыка - волшебная страна"
Раздел: дополнительное образование
МУДО «Сланцевская детская музыкальная школа»
Дидактическая разработка преподавателей теоретических дисциплин:
Горневой Светланы Вячеславовны
Константиновой Лианы Владимировны
МАТЕРИАЛЫ
Школьной олимпиады по слушанию музыки
«Музыка – волшебная страна»
для обучающихся 1 – 3 классов
Цель олимпиады – повышение интереса обучающихся к предметам музыкально-
теоретического цикла.
Задачи:
- актуализировать знания и умения, полученные в процессе обучения;
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности;
- расширять творческий кругозор обучающихся;
- способствовать обмену педагогическим опытом;
- развивать формы внешкольной работы.
1 КЛАСС
Работу выполнил(а) ______________________________________________________
I.
ВИКТОРИНА. Поставь цифру в картинке по порядку прослушанных
музыкальных фрагментов:
II. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
1-й вопрос: Как называется такое пение?
o
хор
o
ансамбль
o
соло
2-й вопрос: С. С. Прокофьев в 1936 году написал музыкальную сказку с
увлекательным сюжетом под названием «Петя и волк», где каждый персонаж показан
определенным инструментом. Композитор точно подметил, что для изображения
ворчливого дедушки подходит голос инструмента (тембр):
o
кларнета
o
гобоя
o
фагота
3-й вопрос: Подскажи композитору темп в музыке, который поможет передать
характер движения этих животных (соедини стрелками):
o
Антилопа Адажио
o
Черепаха Модерато
o
Утка Аллегро
4-й вопрос: В 1878 году П. И. Чайковский написал удивительный музыкальный цикл
для детей, состоящий из 24 пьес. Сочинение композитор посвятил племяннику –
Володе Давыдову. Назови этот сборник:
o
«
Альбом для юношества»
o
«Детский альбом»
o
«Детские сцены»
5-й вопрос: Расставь знаки силы звука (динамические оттенки) от самого тихого к
самому громкому
:
f pp ff mf p mp
______________________________________________________________________
6-й вопрос: В сказочной пьесе «Кикимора» для симфонического оркестра композитор
А. К. Лядов использовал необычный музыкальный инструмент - чудные звуки
изобразили хрустальчатую колыбельку, в которой качали Кикимору… Назовите его:
o
литавры
o
арфа
o
челеста
7-й вопрос: Какой музыкальный инструмент НЕ ВХОДИТ в группу деревянно-
духовых инструментов:
o
флейта
o
кларнет
o
тромбон
8-й вопрос: Пьеса «Слон» является одним из номеров:
o
в цикле «Картинки с
выставки»
М. П. Мусоргского
o
в сюите «Карнавал
животных» К. Сен-Санса
o
в цикле «Времена года»
П. И. Чайковского
9-й вопрос: Послушай музыкальный фрагмент. Выбери композитора и название
произведения:
o
К. Сен-Санс, «Карнавал животных», «Лебедь»
o
П. И. Чайковский, «Детский альбом», «Шарманщик поёт»
o
С. С. Прокофьев, «Петя и волк», тема Пети
10-й вопрос: Персонажем какой оперы является царь Берендей:
o
оперы «Снегурочка»
Н. А. Римского-Корсакова
o
оперы «Руслан и Людмила»
М. И. Глинки
o
оперы «Евгений Онегин»
П. И. Чайковского
2-3 КЛАСС
Работу выполнил(а) _________________________________________________________
I.
ВИКТОРИНА. Поставь цифру в таблице по порядку прослушанных
музыкальных фрагментов:
Птичка
Балет невылупившихся птенцов
Аквариум
Вальс-шутка
Марш деревянных солдатиков
Дополнительная информация: __________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
II.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
1-й вопрос: Назови один из самых популярных жанров музыкального театра, в нём
сочетается музыка, драматическое искусство, литература, танец, живопись. Первым
образцом этого жанра считается «Орфей и Эвридика»:
А. балет
Б. опера
В. сюита
2-й вопрос: Послушай, какой музыкальный инструмент исполняет тему кошки в
симфоническом произведении «Петя и волк» С. С. Прокофьева:
А. кларнет Б. английский рожок В. малый барабан
3-й вопрос: Объедини слова в пары по смыслу (подчеркни пары слов карандашом
одного цвета):
1.
Припев Мелодия Куплет Кантилена
2.
Аллегро Песня Жанр Темп
3.
Размер Мажор Такт Минор
4.
Дирижёр Опера Ария Оркестр
5.
Бас Штрихи Легато Баритон
6.
Этюд Соло Прелюдия Тутти
7.
Скрипка Виолончель Пиццикато Стаккато
8.
Танец Вариации Менуэт Тема
9.
Флейта Гобой Труба Туба
10.Щелкунчик Снегурочка Садко Спящая красавица
4-й вопрос: Назови балет С.С. Прокофьева, основой содержания балета стала
одноимённая сказка Шарля Перро:
А. «Синяя Борода»
Б. «Спящая красавица»
В. «Золушка»
5-й вопрос: Назови бальный танец, основные движения которого состоят из
галантных поклонов и изящных, скользящих шагов. Этот танец давно вышел из моды,
но до сих пор часто звучит в концертных программах:
А. полька
Б. хоровод
В. менуэт
6-й вопрос: В 1936 году С. С. Прокофьев написал уникальное музыкальное
произведение на собственный текст, которое знакомит юных слушателей с
инструментами симфонического оркестра. Назови это сочинение:
А. симфоническая сказка «Петя и волк»
Б. музыкальное произведение для
симфонического оркестра «Путеводитель по
оркестру для юных слушателей»
В. сюита для инструментального ансамбля
«Карнавал животных»
7-й вопрос: Послушай, какой тембр певческого голоса использовал М.И. Глинка для
характеристики комического и трусливого персонажа Фарлафа в опере «Руслан и
Людмила»:
А. баритон
Б. бас
В. тенор
8-й вопрос: Определи, какая музыкальная форма зашифрована в этом рисунке:
А. Трёхчастная форма с репризой Б. Вариационная форма В. Трёхчастная форма
9-й вопрос: Если ты правильно заполнишь семь горизонтальных строчек, то в
выделенном столбике по вертикали прочтешь – кто руководит оркестром.
1.
Громкость звучания
2.
Лад с печальным характером
3.
Коллектив певцов
4.
Струнный смычковый инструмент
5.
Лад с яркой окраской
6.
Популярный вокальный жанр
7.
Трезвучие – это …
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
10-й вопрос: Персонажем, какого музыкально-сценического произведения является
Царь Берендей:
А. оперы «Руслан и Людмила» М. И.
Глинки
Б. оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-
Корсакова
В. оперы «Любовь к трём апельсинам»
С. С. Прокофьева