Автор: Усимова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №18
Населённый пункт: г. о. г. Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: "Финансовая грамотность дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Статья: «Финансовая грамотность дошкольников».
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста –
сравнительно новое направление в педагогике. Ведь финансовая грамотность
является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с
ранних лет его жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие
участники финансового рынка, вкладчики, налогоплательщики. Дети, так или
иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с
деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-
продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями,
пока еще на житейском уровне. К сожалению, финансовой грамотности
почти не обучают в образовательных учреждениях. А грамотное отношение к
собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в
раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует
финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Финансовая
грамотность – понятие, выходящее за пределы политических,
географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека,
показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение
зарабатывать и управлять деньгами. Не секрет, что в России очень низкий
процент информированности населения, какие права имеет потребитель
финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Проведенные
статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением
финансовой грамотностью населения необходимо на государственном
уровне. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо
лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как
правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во
взрослой самостоятельной жизни!
Для чего бюджет страны людям нужно изучать?
Для того, чтоб без сомненья процесс бюджетный понимать.
И стар, и млад, пусть каждый знает
Откуда средства поступают, куда потом их направляют.
Бюджет – это важнейшая основа.
Запомни на века ты, человек!
В его процессе будь заинтересован,
Ведь он опора на твой век.
Пытливый человек всегда узнает:
На что идут налоги, платежи…
За эти средства он приобретает,
То благо, что ему принадлежит.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на
рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень
распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав
пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к
каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование
кредитными картами. Дети должны знать, что жить надо по средствам,
тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не
купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество
финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности,
способные дарить радость.
Однажды очень богатый человек взял своего сына в поездку по стране с
единственной целью — показать мальчику, что значит жить без денег.
Несколько дней они провели на ферме у очень бедной семьи. По
возвращении домой отец спросил, понравилась ли ему поездка. —
Понравилась, отец, — ответил мальчик. — Видел, как бедны, могут быть
люди? — задал вопрос мужчина. — О, да! — последовал ответ. — А что ты
извлек из нашего путешествия? — вновь спросил отец. А сын ответил: — Я
видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада,
а у них ручей, которому нет конца. У нас в саду светят заморские фонари, а у
них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы
до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем,
а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем
пищу, а они выращивают ее сами. У нас вокруг дома стены для защиты, а у
них друзья. Отец мальчика застыл в онемении. И тут сын добавил: — Я
понял, как мы на самом деле бедны. Среди психологов, педагогов не
существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой
грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой
грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных
ступенях образовательной системы. На мой взгляд, чем раньше дети узнают
о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут
быть сформированы полезные финансовые привычки. Грамотность в сфере
финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение
продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к
сложному», в процессе многократного повторения и закрепления,
направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего
возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и
приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства
детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах
жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не
влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовое просвещение - актуальная задача современного общества.
Незнание основ финансовых знаний делает человека уязвимым в сфере
финансовой безопасности. Проблема особенно важна в связи с нестабильным
экономическим положением, как в стране, так и в мире. Финансовая
грамотность - необходимое условие социализации личности. Знания о
деньгах очень важны, так как люди пользуются деньгами каждый день,
рассчитываются ими за покупки и услуги, с их помощью стремятся
реализовать свои мечты. Все достижения цивилизации направлены на
привлечение нашего внимания. Чтобы получить желаемое, мы обязаны
тратить свои деньги. Из этого следует, что финансовая грамотность должна
быть на высоком уровне у любого человека.
Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.
Роберт Кийосаки