Автор: Корнейчик Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Боу15 СОШ г .Омск
Населённый пункт: Омск (Омская область)
Наименование материала: "ДЕТИ ВОЙНЫ"
Тема: "Подвиг детей-героев Великой Отечественной войны"
Раздел: начальное образование
СЦЕНАРИЙ :
«ДЕТИ ВОЙНЫ»
Цели;
Познакомить с героическим наследием России. Расширить знания
детей о Великой Отечественной войне.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с историческими фактами военных
лет;
- пробуждать интерес к военной истории Отечества;
- уточнить представления детей о воинах- детях ВОВ, которые
сражались и погибли за Родину:
- формировать интерес детей к жизни предков, обогащая новыми
знаниями об исторических событиях, конкретных личностях
(путешествие в историю);
- расширять кругозор детей и способность сопереживать другим
людям;
- подвести к восприятию художественных произведений о войне;
Развивающие:
- развивать интерес к прошлому, умения выражать свои чувства;
- способствовать формированию эмоциональной сферы
школьников,развивать чувство сострадания, сопереживания на
примерах подвигов -детей героев Великой Отечественной войны;
Для счастья все мы были рождены
Да знак беды печально нас отметил
Мы самой страшной на земле войны
Судьбою не обласканные дети.
Шли годы мрачные как тучи
И в этом огненном кольце
Мы сохраним, как яркий лучик:
Святую память о страшной той
войне......
слайд-1
Содержание мероприятия.
Вступительное слово: Друзья, мы собрались сегодня в этом
зале на Огонек Памяти. Не случайно наша встреча проходит в мае –
этот месяц полон памятных дат: И в этот год ,Год Защитников
Отечества. Все эти даты связаны со страшным словом «война»,
беспощадным и жестоким. Война – это древнейшая человеческая
трагедия. Если бы люди помнили и никогда не забывали все горе,
ужас, страдания, принесенные войной, то на земле не звучали бы
больше
выстрелы.
Нашу
сегодняшнюю
встречу
мы
хотим
посвятить в честь 80 годовщины Великой Победы -детям на войне,
тем детям, чье детство сжигали, расстреливали, убивали. Убивали
бомбой и пулями, голодом, страхом и безотцовщиной.
Презентация «Дети на войне»
Чтец:
1.Остановлюсь.
И вздрогнет солнце,
Когда почудится в глазах
Двух-годовалого младенца
Печаль, похожая на страх.
2.Как будто он такое слышит,(слайд2
Что не могу представить я.
Земля огнём смертельным дышит.
Ни человека. Ни зверья.
3.И некому утрат измерить.
Слепые окна. Едкий дым…
Глазам детей нельзя не верить,
Ещё больнее – верить им.
4.Они глядят и словно судят.
На дне бездонных этих глаз –
И правда тех, кто после будет,
И горечь тех, кто был до нас.
(В. Молодяков)
Ведущий 1. Есть фраза: «На войне детей не бывает; те, что
попали на войну, должны были расстаться с детством».
(СЛАЙД-3
Ведущий
2.
Кто
возвратит
детство
ребенку,
прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может
рассказать? Мы должны об этом говорить сегодня, должны знать,
должны помнить! Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы,
свистят пули, рассыпаются от снарядов на пыль и крошки дома,
горят детские кроватки.
Ведущий 1. Можно спросить, что героического в том, чтобы в
5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть,
запомнить дети? Многое!
Ведущий 2. Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их.
Вслушайтесь в воспоминания детей войны
1.
«… осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи
две булки теплого хлеба…»
2.
«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына
уведите, чтобы не видел…»
3.
«Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней
пойдем домой» - умоляла маленькая девочка солдата.
(СЛАЙД-4
Ведущий 1. Дети военной поры могут еще рассказать, как
умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1
сентября. Как теряли родителей, как, увидев после войны первый
батон, не знали, можно ли его есть, потому, что за 4 года забыли,
что такое хлеб.
Чтец 1.
А мы не станем памяти перечить
И вспомним дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Чтец 2.
Была земля и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
Звучит
фонограмма
«Перезвон
колоколов».(
колокола
Хатыни)
Ведущий 1.
Все человечество слышит колокольный звон
Хатыни!
Ведущий 2. Трагедия произошла 22 марта 1943 года. Отряд
карателей окружил деревню, что мирно стояла в низине между
песчаных холмов, в окружении задумчивого бора. (Музыка
замолкает)
Ведущий 2. Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин,
они еще ничего не знали, но им уже был вынесен смертный
приговор.
Ведущий 1. За то, что они белорусы, за то, что хотели жить в
своем Отечестве без фашистского «нового порядка».
Ведущий 2.
Их согнали в сарай, обложили соломой и
подожгли. А тех, кто пылающим факелом вырвался из огня,
расстреливали в упор.
(СЛАЙД-5
Ведущий 1. Несла на руках грудного младенца Вера
Яскевич. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идет, куда
несет его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса
в ее глазах.
Ведущий 2. А ей казалось, что сынок все понимает, что он
тоже чует неминуемую беду, потому так прижался к ее груди,
притаился под платком.
Чтец.
Ах, горюшко, горе, сыночек родной! –
Сухими губами шептала, -
А может, не станут они над тобой
Глумиться? Ты прожил так мало!
Не видел, как вишня весенней порой,
(СЛАЙД-6
Как груша в саду расцветала;
Не слышал, как трубно кричат журавли,
Как годы пророчит кукушка,
Не знаешь ты запахов талой земли
И теплой коры на опушке;
Ни разу еще не промчался верхом
За ветром вдогонку в ночное,
Не ел, согреваясь под осень костром,
Печеной картошки с золою.
Ну, хоть бы одни истоптал сапоги,
Прочел ба хоть первую книжку …
Ты слышишь, наш татка, приди, помоги!
Спаси не меня – так сынишку. (Пауза).
Ведущий 2. Нет! Никто не смог спасти маленького и еще 75
таких, как он.
СЛАЙД-7
Звучит фонограмма.(Ролик)(перед стоит Звезда
и на ней свечи – ставят дети
Ведущий 1. В память о детях безвинно погибших от рук
фашистов мы зажигаем эту свечу.
Ведущий 2. Многие из детей военной поры добавляли себе
годы и уходили на фронт, где сражались с врагом наравне со
взрослыми, не жалея себя.
Ведущий 1. Мы не можем не вспомнить, что первый бой
приняла на себя Брестская крепость, и среди ее защитников тоже
были детьми и подростками: Петр Котельников, Валя Зенкина,
Нюра Кижеватова, Коля Новиков, Петр Васильев. Они ходили в
разведку, ползли к реке за водой, старались помочь раненным и
детям.
.Ведущий 1. К сожалению, сегодня невозможно рассказать
обо всех юных героях, сражавшихся с фашистами. О них написаны
книги, слагаются стихи и песни.
А с 1964 г. по предложению юных интернационалистов
Москвы ежегодно 8 февраля отмечается День юного героя-
антифашиста, борца за мир и свободу. Юные борцы остаются в
строю. Они всегда рядом с нами. Они бессмертны…
Презентация «Юные герои»показ слайдов
( Рассказ о пионерах – героях)
Валя Котик Слайд-8
Чтец: Валя Котик.(рассказ) Когда началась война, Вале было
всего лишь 11 лет. Он учился в школе № 4 г. Шепетовки, был
лидером среди своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с
друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв
оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправляли в
отряд. СЛАЙД-9
Присмотревшись к мальчику, взрослые доверили Вале быть
связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал
расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты
наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя,
выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил
его…В феврале 1944 г. в одном из боев при освобождении города
Изяслав партизаны приняли бой. В это бою Валя погиб. Было ему
14 лет…2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом
Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом
Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского
Союза.
СЛАЙД-10
Зина Портнова Слайд-рассказ)
Чтец: Зина Портнова.
Война застала ленинградскую девочку Зину Портнову в деревне
Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в
подпольную молодёжную организацию. Она участвовала в дерзких
операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела
разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где
питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила
суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в
тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили
Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Стоял декабрь
1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее
выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали.
Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть,
решимость бороться до конца. Во время одного из допросов,
выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела
в гестаповца.Вбежавший на выстрел офицер был также убит
наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли
ее...Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до
последней минуты оставалась стойкой, мужественной,
несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим
своим званием - званием Героя Советского Союза.
Лёня Голиков Слайд-11
Чтец: Леня Голиков.
Когда его родное село Лукино захватил враг, мальчик ушёл к
партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения
в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда,
машины, рушились мосты, горели вражеские склады… Был в его
жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским
генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из
неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь,
бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он
врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные
документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в
Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей
наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не
знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так
пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. А сколько
ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный
герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под
селом Острая Лука зимой 1943 года.
Марат Казей Слайд-12
Ведущий 1: Марат Казей.
…Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил
Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались
фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в
пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою
казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна
Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в
Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его
мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к
партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе
партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и
доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные,
партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили
фашистский гарнизон в городе Дзержинске…Вместе с опытными
взрослыми Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях
и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою.
Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь
последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и
себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен
звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен
памятник юному герою [2].
Витя Коробков
слайд
Родился в семье рабочего, вырос в Феодосии. Учился в средней
школе № 4. Во время оккупации Крыма нацистами он помогал
своему отцу, члену городской подпольной организации Михаилу
Коробкову. Через-Витю Коробкова поддерживалась связь между
членами партизанских групп, скрывавшихся в старокрымском
лесу. Собирал сведения о враге, принимал участие в печати и
распространении листовок. Позже стал разведчиком 3-ей
бригады Восточного объединения партизан Крыма.
16 февраля 1944 года отец и сын Коробковы пришли в Феодосию
с очередным заданием, но через 2 дня были арестованы
фашистами. Более двух недель их допрашивали и пытали в
гестапо, потом расстреляли - сначала отца, а 9 марта - и его
сына. За пять дней до казни Вите Коробкову исполнилось
пятнадцать лет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР Витя Коробков
посмертно был награждён медалью «За отвагу». С 1977 года в
средней школе № 4 открыт музей пионера-разведчика. Его
именем названа школа, в которой он учился, прилегающая к ней
улица, детский лагерь отдыха в Большой Ялте
Пионеру-партизану Вите Коробкову в послевоенное время в
Феодосии в сквере на улице Горького был установлен памятник.
СЛАЙД-14
ВЕДУЩИЙ: За мужество и отвагу, проявленные в годы войны
более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и
медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя
Советского Союза.
Чтец.
Я думала – война прошла.
Ну пару дырочек прожгла
В шинели моего отца …
А ей все нет и нет конца.
Пускай воюет не отец –
Другой старик, другой юнец.
Другая девочка в слезах –
А всё война в моих глазах!
И по земле идет война –
И по весне идет война.
По сентябрю, по январю –
И по всему, что я люблю.
Устали люди воевать.
Устали люди горевать.
Но по-пластунски словно взвод,
Но будет день – и тих и синь,
Паучья свастика ползет.
И я оружие беру,
И будет мир, и скажет сын,
Спокойно стоя у окна:
«Ну, вот и кончилась война…»
СЛАЙД -15
Ведущий 2. «Ну, вот и кончилась война», - если бы
каждый человек в мире смог произнести такую фразу, и с
открытым сердцем, наполненным любовью, смог бы протянуть
руку другому человеку, может быть, в мире стало бы чуточку
теплее, а души снова научились бы радоваться прекрасному.
Ведущий 1. А слово «Война» навсегда стерлось из нашей
памяти!
Звучит стук метронома. Минута молчания.
Павшим героям и годам страданья
Памятью будет минута молчанья(кадры о ПОБЕДЕ)
Слайд -16
.1Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там стоящих матерей.
Мы головы свои склоняем низко,
Земной поклон за ваших сыновей.
.2.Считайте нас своими сыновьями,
Считайте нас своими дочерьми.
Детей своих вы в битвах потеряли,
И все мы стали вашими детьми.
3. Юные безусые герои,
Юными остались вы навек,
Вместе с нами вы шагали рядом
Дорогами, которым нет конца.
Рядом с вами не выносят фальши
Наши беспокойные сердца.
4.И сильнее кажется мы втрое
Словно тоже крещены огнём.
Юные безусые герои,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы сегодня мысленно идем.
СЛАЙД -17
1
. И в руках у нас не автоматы,
А цветы, весенний дар земли,
Той земли, которую когда-то
Защищали, сберегли солдаты,
Чтоб весной Цветы по ней цвели.
2. Янтарные рассветы и закаты
И свежесть леса, и речная гладь...
Чтоб радовались этому ребята,
Отцы и деды, бывшие солдаты
Умели за отчизну постоять.
СЛАЙД-18
2.Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
3.Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
СЛАЙД--19
4.. Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно
Вы сегодня с нами
В наших мыслях
В каждой песне ,Легком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно…
СЛАЙД-20
Ведущий- Пусть в этот день все дети во всех уголках Земли,
вспоминая о бесстрашных подвигах юных героев, ещё теснее
сомкнут свои ряды, ещё крепче возьмутся за руки и новыми делами
укрепят мир на всём Земном шаре
-Помните, никогда не забывайте, какой ценой досталась нам
победа.
ПЕСНЯ / « МЫ ДЕСАНТ МЫ МОРСКАЯ ПЕХОТА»
Слова: Г. Гладкова Музыка: Г. Гладкова