Напоминание

РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЕЙ В МЛАДШИХ КЛАССАХ (из опыта работы).


Автор: Свиридова Ольга Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №11 г.Челябинска
Населённый пункт: Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЕЙ В МЛАДШИХ КЛАССАХ (из опыта работы).
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №11

РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЕЙ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

(из опыта работы).

Выполнила преподаватель

фортепианного отделения

Свиридова О.В.

г. Челябинск

Среди большинства произведений школьной программы, полифония

отличается особой трудностью в плане понимания глубины содержания музыки.

Порой

изучение

полифонии

сводится

в

основном

к

формальной

проработке голосоведения и штрихов. Отсюда и соответствующее отношение к

старинным произведениям свойственное многим учащимся, словно это не великое

искусство, а скучный принудительный материал. В итоге вместо глубоко

содержательной музыки мы часто слышим сухое проигрывание полифонических

произведений с обязательным, назойливым «выделением темы», с безжизненным,

механически сделанным голосоведением. Таков нередко итог семилетнего

обучения в школе.

Природа клавирных сочинений эпохи барокко такова, что без активного

участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Эти произведения

могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для

воспитания инициативы и самостоятельности ученика, а также ключом к

пониманию иных музыкальных стилей. Однако достижимо это лишь при

определённом методе преподнесения полифонии.

Когда Антону Рубинштейну задавали вопрос, в чём секрет магического

воздействия его игры на публику, он ответил: «…я много труда потратил, чтобы

добиться пения на фортепиано». Комментируя это признание, Нейгауз заметил:

«Золотые слова! Они должны были бы выгравированы на мраморе в каждом

музыкальном классе».

Задача педагога – передать своим ученикам заинтересованное, пытливое

отношение к полифонии и тем самым раскрыть перед ними художественную

красоту такой музыки.

Начальный период обучения.

Всем известно, что начальные годы

обучения в детской музыкальной школе оказывают такое глубокое воздействие на

ученика, что этот период уже с давних времён справедливо читается решающим и

самым ответственным этапов в формировании будущего пианиста. Именно здесь

воспитывается интерес и любовь к музыке.

Очень важным, переломным моментом в духовной жизни ребёнка

являются первые уроки с разучиванием полифонических произведений. И святая

обязанность педагога – сделать их ярким и радостным событием.

Для того, чтобы сделать ребёнку более доступным понимание полифонии,

полезно

прибегать

к

образным

аналогиям

и

использовать

программные

сочинения, в которых каждый голос имеет свою собственную характеристику.

Подобный способ освоения полифонических пьес значительно повышает интерес

к ним, а главное пробуждает в сознании учащегося живое, образное восприятие

голосов. Оно-то и является основой эмоционального и осмысленного отношения к

голосоведению. Подобным образом разучивается и целый ряд других пьес

подголосочного склада.

Важно, чтобы пьесы были простыми, содержательными, отличающимися

яркой интонационной выразительностью, с четко выраженной кульминацией.

Особенно важное значение приобретает изучение полифонических пьес

эпохи барокко, среди которых первое место занимают сочинения И.С. Баха. В эту

эпоху

складывались

непосредственные

основы

музыкального

языка

музыкально-риторические

фигуры,

связанные

с

определённой

смысловой

символикой (фигуры вздоха, восклицания, вопроса, умолчания, усиления,

различных форм движения и музыкальной структуры). Важно поговорить с

учеником о самой эпохе барокко, привести интересные факты, информацию о том

далёком времени, об особенностях исполнения музыкальных произведений: где,

когда, как звучала музыка. Двухголосие в младших классах можно представить

ученику как пение мужчины и женщины (привожу пример из книги Шарлотты

Бронте «Джен Эйр», о том, как развлекалась аристократическая элита). В нём

дано описание, характеристика звучания голосов – бас и сопрано. В конечном

счёте, всё это способствует выразительному исполнению каждой партии на

фортепиано. Можно сделать экскурс в историю танцев эпохи барокко, рассказать о

менуэте, гавоте, буре, сарабанде и т.д. Ученику интересно будет узнать, что во

времена И. С. Баха менуэт был распространен, это был живой, всем известный

танец. Его танцевали и в домашней обстановке, и на весёлых вечеринках, и во

время торжественных дворцовых церемоний. В дальнейшем менуэт стал модным

аристократическим танцем, которым увлекались чопорные придворные в белых

напудренных париках с буклями. Следует показать иллюстрации балов того

времени, обратить внимание детей на костюмы мужчин и женщин, в большей

степени определявшие стиль танцев (у женщин кринолины, необъятно широкие,

требовавшие плавных движений, у мужчин – обтянутые чулками ноги, в изящных

туфлях на каблучках, с красивыми подвязками-бантами у колен). Танцевали

менуэт с большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических

оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и

реверансов

.

Подобные экскурсы в далёкие времена приближают детей к той эпохе,

дают понять стиль произведений тех времён и, в частности, полифонических пьес.

Знакомство с музыкальным языком эпохи барокко служит основой для накопления

интонационного словаря юного музыканта и помогает ему понять музыкальный

язык последующих эпох.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка,

1978. – 154с.

2. И. Браудо. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной

школе. Санкт-Петербург : Композитор, 2013. - 89 с. Издание 5-е.

3. Н.Калинина Клавирная музыка Баха в музыкальной школе.

Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2001, 160 c. Издание 3-е.

4. А. Швейцер И.С.Бах. - М.: Музыка, 1965, 726 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика