Автор: Свиридова Ольга Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №11 г.Челябинска
Населённый пункт: Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЕЙ В МЛАДШИХ КЛАССАХ (из опыта работы).
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №11
РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЕЙ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
(из опыта работы).
Выполнила преподаватель
фортепианного отделения
Свиридова О.В.
г. Челябинск
Среди большинства произведений школьной программы, полифония
отличается особой трудностью в плане понимания глубины содержания музыки.
Порой
изучение
полифонии
сводится
в
основном
к
формальной
проработке голосоведения и штрихов. Отсюда и соответствующее отношение к
старинным произведениям свойственное многим учащимся, словно это не великое
искусство, а скучный принудительный материал. В итоге вместо глубоко
содержательной музыки мы часто слышим сухое проигрывание полифонических
произведений с обязательным, назойливым «выделением темы», с безжизненным,
механически сделанным голосоведением. Таков нередко итог семилетнего
обучения в школе.
Природа клавирных сочинений эпохи барокко такова, что без активного
участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Эти произведения
могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для
воспитания инициативы и самостоятельности ученика, а также ключом к
пониманию иных музыкальных стилей. Однако достижимо это лишь при
определённом методе преподнесения полифонии.
Когда Антону Рубинштейну задавали вопрос, в чём секрет магического
воздействия его игры на публику, он ответил: «…я много труда потратил, чтобы
добиться пения на фортепиано». Комментируя это признание, Нейгауз заметил:
«Золотые слова! Они должны были бы выгравированы на мраморе в каждом
музыкальном классе».
Задача педагога – передать своим ученикам заинтересованное, пытливое
отношение к полифонии и тем самым раскрыть перед ними художественную
красоту такой музыки.
Начальный период обучения.
Всем известно, что начальные годы
обучения в детской музыкальной школе оказывают такое глубокое воздействие на
ученика, что этот период уже с давних времён справедливо читается решающим и
самым ответственным этапов в формировании будущего пианиста. Именно здесь
воспитывается интерес и любовь к музыке.
Очень важным, переломным моментом в духовной жизни ребёнка
являются первые уроки с разучиванием полифонических произведений. И святая
обязанность педагога – сделать их ярким и радостным событием.
Для того, чтобы сделать ребёнку более доступным понимание полифонии,
полезно
прибегать
к
образным
аналогиям
и
использовать
программные
сочинения, в которых каждый голос имеет свою собственную характеристику.
Подобный способ освоения полифонических пьес значительно повышает интерес
к ним, а главное пробуждает в сознании учащегося живое, образное восприятие
голосов. Оно-то и является основой эмоционального и осмысленного отношения к
голосоведению. Подобным образом разучивается и целый ряд других пьес
подголосочного склада.
Важно, чтобы пьесы были простыми, содержательными, отличающимися
яркой интонационной выразительностью, с четко выраженной кульминацией.
Особенно важное значение приобретает изучение полифонических пьес
эпохи барокко, среди которых первое место занимают сочинения И.С. Баха. В эту
эпоху
складывались
непосредственные
основы
музыкального
языка
–
музыкально-риторические
фигуры,
связанные
с
определённой
смысловой
символикой (фигуры вздоха, восклицания, вопроса, умолчания, усиления,
различных форм движения и музыкальной структуры). Важно поговорить с
учеником о самой эпохе барокко, привести интересные факты, информацию о том
далёком времени, об особенностях исполнения музыкальных произведений: где,
когда, как звучала музыка. Двухголосие в младших классах можно представить
ученику как пение мужчины и женщины (привожу пример из книги Шарлотты
Бронте «Джен Эйр», о том, как развлекалась аристократическая элита). В нём
дано описание, характеристика звучания голосов – бас и сопрано. В конечном
счёте, всё это способствует выразительному исполнению каждой партии на
фортепиано. Можно сделать экскурс в историю танцев эпохи барокко, рассказать о
менуэте, гавоте, буре, сарабанде и т.д. Ученику интересно будет узнать, что во
времена И. С. Баха менуэт был распространен, это был живой, всем известный
танец. Его танцевали и в домашней обстановке, и на весёлых вечеринках, и во
время торжественных дворцовых церемоний. В дальнейшем менуэт стал модным
аристократическим танцем, которым увлекались чопорные придворные в белых
напудренных париках с буклями. Следует показать иллюстрации балов того
времени, обратить внимание детей на костюмы мужчин и женщин, в большей
степени определявшие стиль танцев (у женщин кринолины, необъятно широкие,
требовавшие плавных движений, у мужчин – обтянутые чулками ноги, в изящных
туфлях на каблучках, с красивыми подвязками-бантами у колен). Танцевали
менуэт с большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических
оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и
реверансов
.
Подобные экскурсы в далёкие времена приближают детей к той эпохе,
дают понять стиль произведений тех времён и, в частности, полифонических пьес.
Знакомство с музыкальным языком эпохи барокко служит основой для накопления
интонационного словаря юного музыканта и помогает ему понять музыкальный
язык последующих эпох.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка,
1978. – 154с.
2. И. Браудо. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной
школе. Санкт-Петербург : Композитор, 2013. - 89 с. Издание 5-е.
3. Н.Калинина Клавирная музыка Баха в музыкальной школе.
Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2001, 160 c. Издание 3-е.
4. А. Швейцер И.С.Бах. - М.: Музыка, 1965, 726 с.