Автор: Усимова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №18
Населённый пункт: г. о. г. Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности речевого развития детей подготовительной к школе группе"
Раздел: дошкольное образование
Особенности речевого развития детей подготовительной к школе
группе.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в России,
в дошкольном возрасте.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с
взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими.
Речевое развитие (развитие речи; ознакомление с художественной литературой),
согласно ФГОС ДО, включает владение речью как средством общения и культуры
(это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не
испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми,
чтобы их речь была понятна окружающим); обогащение активного словаря
(происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от
словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются
благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
развитие связной, грамматически правильной диагностической и монологической
речи
(наша связная речь состоит из двух частей - диалога и монолога.
Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического
строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения); развитие
речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно
составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении
стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это
становится возможным, если мы создаем для этого условия); развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха (ребенок усваивает систему
ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи;
ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в
слове) ; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы (проблемой является то, что книга
перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт
домашнего
чтения
-
слушания,
книга
должна
стать
спутником
детей);
формирование звуковой аналитической активности как предпосылки обучения
грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового
анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков
зависит и формирование правильного произношения).
Особенности речевого развития подготовительной к школе группе.
Грамотная речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения
(знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное
формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного
отстаивания своей точки зрения);
методы и приёмы, направленные на формирование навыков
самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей;
трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение
рассказов; уточнения, обобщения);
организация деятельности в «Уголке удивительных вещей» (пополнение
уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии
окружающего мира; организация восприятия с последующим
обсуждением);
создание индивидуального речевого пространства для каждого ребёнка.
При таких особенностях речевого развития в подготовительной к школе группе:
Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и
навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в
самостоятельной деятельности;
Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей;
Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в
естественной обстановке живой разговорной речи.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в
условиях
обогащённой развивающей
среды,
которая
обеспечивает
единство
социальных
и
природных
средств, разнообразную деятельность
и
обогащение речевого опыта детей.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и
роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление
разных сторон речи дошкольника.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное
воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного
отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому
создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения
качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая среда, созданная в подготовительной к школе группе, - это фактор
либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка,
поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого
развития, интересы, способности детей данной группы.
Развивающая речевая среда (подготовительная к школе группа). Основные
задачи:
Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью
получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы
узнать, в какие настольные
и интеллектуальные игры хотели бы
научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно
и
почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.
Опираясь на опыт детей и, учитывая их предпочтения, подбирать
наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим
обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать
объект,
ситуацию;
учить
высказывать
предположения
и
делать
простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Продолжать
содержательно,
эмоционально
рассказывать
детям
об
интересных фактах и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений
Формирование словаря (подготовительная к школе группа).
Основные задачи:
Продолжать
работу
по
обогащению
бытового,
природоведческого,
обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном
соответствии с их назначением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи.
Основные задачи:
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки
родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо
произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать
фонематический
слух:
учить
называть
слова
с
определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении,
определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи (подготовительная к школе группа).
Основные задачи:
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова,
существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в
сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить
сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для
соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).
Связная речь (подготовительная к школе группа).
Основные задачи:
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы
речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между
детьми; учить быть
доброжелательными и корректными собеседниками,
воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать
учить
содержательно
и
выразительно
пересказывать
литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании
картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать
совершенствовать
умение
сочинять
короткие
сказки
на
заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте (подготовительная к школе группа).
Основные задачи:
Дать представления о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без
союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами
(на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Ознакомление с художественной литературой (подготовительная к школе группа)
Основные задачи:
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями,
загадками, считалками, скороговорками.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к
героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у
детей чувство юмора.
Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и
выражения,
эпитеты,
сравнения);
помогать
почувствовать
красоту
и
выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому
слову.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские
навыки детей при чтении стихотворении, в драматизациях (эмоциональность
исполнения,
естественность
поведения,
умение
интонацией,
жестом,
мимимкой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям объяснять основные различия между литературными
жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
Методы развития речи (подготовительная к школе группа).
Классификация методов развития
речи по используемым средствам
Классификация методов развития
речи в зависимости от характера
речевой деятельности
Наглядные:
непосредственное
наблюдение и его
разновидности (наблюдение
в природе, экскурсии);
опосредованное
наблюдение
(изобразительная
наглядность:
рассматривание игрушек,
картин, рассказывание по
игрушкам и картинам.)
Репродуктивные – основы на
воспроизведения речевого материала,
готовых образцов:
метод наблюдения и его
разновидности,
рассматривание картин,
чтение худ. литературы,
пересказ, заучивание
наизусть;
игры – драматизации по
содержанию литературных
произведений,
дидактические игры
Словесные:
чтение и рассказывание
художественных
произведений;
заучивание наизусть;
пересказ;
общая беседа;
рассказывание без опоры
на наглядный материал.
Продуктивные
–
основы
на
построение
собственных
связных
высказываний
в
зависимости
от
ситуации общения:
обобщающая беседа,
рассказывание, пересказ с
перестройкой текста;
дидактические
игры
на
развитие связной речи;
метод
моделирования,
творческие задания
Практические:
дидактические игры;
игры-драматизации,
инсценировки,
дидактические
упражнения, пластические
этюды, хороводные игры.
Средства развития речи
Общение взрослых и детей.
Культурная языковая среда.
Обучение родной речи в организованной деятельности.
Художественная литература.
Изобразительное искусство, музыка, театр.
Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам
программы.
ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по речевому развитию детей
подготовительной к школе группы
Совместная образовательная деятельность
педагогов и детей
Самостоятельная
деятельность детей
Образовательная
деятельность
в семье
Непрерывная
образовательная
деятельность
Образовательная
деятельность
в режимных
моментах
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
индивидуальные
подгрупповые
групповые
индивидуальные
подгрупповые
Групповые
индивидуальные
подгрупповые
индивидуальные
подгрупповые
Игры с предметами и
сюжетными игрушками
Игровая ситуация
Коммуникативные
игры с включением
малых фольклорных
форм (потешки,
прибаутки, пестушки,
колыбельные)
Дидактические игры
Ситуация общения
в процессе режимных
моментов
Речевое
стимулирование
(повторение,
объяснение,
обсуждение,
побуждение,
напоминание,
Сюжетно-ролевая
игра
Театрализованная
игра
Игра-драматизация
с использованием
разных видов театров
(настольный, театр
теней, театр на
банках, на ложках и
Речевые игры
Игры-
Драматизации
Беседы, рассказы
Разучивание
стихотворений,
загадок,
скороговорок,
чистоговорок
Пример
Настольно-печатные
игры
Чтение, слушание,
рассматривание
иллюстраций
Беседа после чтения
Разучивание
стихотворений
Коммуникативные
тренинги
Речевые задания и
упражнение
Сценарии
активизирующего
обучения
Моделирование и
обыгрывание
проблемных
ситуаций
Театрализованная
игра, игра-
драматизация, показ
настольного театра,
работа с
фланелеграфом
Режиссерская игра
Имитативные
упражнения,
пластические этюды
Совместная
продуктивная
деятельность
Проектная
деятельность
Экскурсии
Работа по
формированию
умений составлять
описательный рассказ
об игрушке
(предмете) с опорой
на речевые схемы
(модели);
пересказывать:
с опорой на
вопросы воспитателя;
по серии
сюжетных картинок;
по картине;
литературное
произведение
(коллективное
рассказывание);
уточнение)
Беседы с опорой на
зрительное
восприятие и без
опоры на него
Пример
использования
образцов
коммуникативных
кодов взрослого,
тренинги (действия
по речевому образцу
взрослого)
Освоение формул
речевого этикета
Игры со словесным
сопровождением
(хороводные игры,
пальчиковые игры)
Игры-
драматизации
Беседа, в том силе
эвристическая
Ситуативный
разговор
Мимические,
логоритмические,
артикуляционные
гимнастики
Наблюдения за
объектами живой
природы,
предметным миром
Чтение, слушание,
воспроизведение,
имитирование
Разучивание
стихов, потешек,
скороговорок,
чистоговорок
Сочинение загадок
Выставка в
книжном уголке
Тематические досуги,
праздники и
развлечения
Литературные
праздники
Викторины, КВН
Экскурсия
Презентация
результатов
проектной
деятельности
Разновозрастное
общение
т.п.)
Игра-
импровизация по
мотивам сказок
Игровое общение,
игры в парах и
совместные игры
Самостоятельная
художественно-
речевая деятельность
Словотворчество
Совместная
продуктивная и
игровая деятельность
детей
Подвижнай игра с
речевым
сопровождением или
пением (хороводные
и др.)
Чтение наизусть и
отгадывание загадок
в условиях книжного
уголка
использования
образцов
коммуникативных
кодов взрослого
Чтение, слушание,
рассматривание
иллюстраций
Совместные
семейные проекты
Посещение театров,
музеев,
выставок
Прослушивание
аудиозаписей
Показатели речевого развития для детей от 6 до 7 лет (подготовительная к школе
группа)
Посредством речи проявляет инициативу в общении с педагогами,
персоналом учреждения, родителями других детей, поддерживает тему
разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на
вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы
(бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.).
Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения
разных видов.
Пересказывает и разыгрывает с помощью драматизации небольшие
литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о
предмете, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием
действия.
Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в
словах.
Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место
звука в слове.
Узнает произведения, называет 2-3 авторов, называет любимые книги,
излагает их содержание, в том числе произведения большого объема (в
беседе с воспитателем, или с опорой на книгу).
Любит
слушать
новые
сказки,
рассказы,
стихи,
чтение
с
предпочтением, участвует в обсуждениях, высказывает свою точку
зрения.
С интересом рассматривает иллюстрированные издания, называет 2-3
художников-иллюстраторов.
Выразительно читает стихи, пересказывает отрывки из произведений.
Различает жанр произведения.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«Какое слово заблудилось?».
Цель – формировать умение подбирать точные по смыслу
слова.
«Шутка».
Цель – ребенок должен заметить как можно больше
небылиц.
«Что слышно?»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки;
ширма.
«Слушай звуки!»
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.
«Узнай по голосу-1».
Цель: развитие слухового внимания, формирование умения
узнавать друг друга по голосу.
Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.
«Узнай по голосу-2».
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: заранее начерченный на полу большой круг,
платок для завязывания глаз.
«Будь внимателен!»
Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции.
Оборудование: магнитофонная или грамзапись С.
Прокофьева «Марш».
«Четыре стихии».
Цель: развитие внимания, координации слухового и
двигательного анализаторов.
«Испорченный телефон».
Цель: развитие слухового внимания.
«Кого назвали, тот и лови!»
Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.
Оборудование: большой мяч.
«Назови лишнее слово»
Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь.
Навык правильного звукопроизношения.
«Кто знает, пусть дальше
считает».
Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения
порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.
Оборудование: мяч.
«Слушай хлопки».
Цель: развитие произвольного внимания.
Понятийное мышление.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
1. Может ли стол, у которого отвинтили ножки, стоять?
Почему?
2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на
рельсах?
3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?
4. Будет кубик катиться? Почему?
5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч
вылететь и ударить мальчика?
7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с
картошкой. Что легче нести?
8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?
9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?
10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с
мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он
взялся?
11. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный
ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?
12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?
13. По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?
14. Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную
воды?
15. Летом можно кататься на лыжах? Почему?
16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую.
Почему?
17. Чем столб отличается от дерева?
18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?
19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман
курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о
мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?
20. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может.
Почему?
21. Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как
же парашютисты?
22. Если с крыши дома бросить платок и камень, что
быстрее упадёт на землю?
23. Для чего зимой надевают шубы?
24. Если шубу положить на снег, снег под ней растает?
Последовательность
событий.
1). «Кто кем (чем) будет?»
Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница,
цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань,
ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа,
теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.
2). «Кем (чем) был?»
кем (чем) был раньше:
цыпленок - яйцом; лошадь - жеребенком; корова- теленком;
дуб - желудем; рыба -икринкой; яблоня - семечком;
лягушка - головастиком; бабочка - гусеницей; хлеб - мукой;
птица -птенцом; овца -ягненком; шкаф -доской; велосипед -
железом; рубашка -тканью; ботинки -кожей; дом -кирпичом;
сильный -слабый; мастер -ученик; листок -почкой; собака -
щенком; шуба -мехом; козел -козленком.
Игры на восприятие звука.
Дать представление о громком и тихом звуке,
шепоте, шуршании, скрипе, писке, звоне, шелесте и др.
Научить слышать разные шумы, прислушиваться.
Игры на подражание звукам: как поют птички, кричат
животные, шумят машины...
«Слово заблудилось»
( с 5 лет)
«Скажи, что ты слышишь?»; «Будь внимательным»;
«Доскажи словечко»; «Белиберда»; Разложи картинки
мишке и снеговику и определи, где стоит звук
Перечень художественной литературы для чтения
в совместной деятельности воспитателя и детей
Русский фольклор
Песенки. «Лиса рожью шла…»; «Чигарики-чок-чигарок…»; «Зима пришла…»;
«Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…».
Календарные обрядовые песни.
«Коляда! Коляда! А бывает коляда…»;
«Коляда, коляда, ты подай пирога…»; «Как пошла коляда…»; «Как на масляной
неделе…»; «Тин-тин-ка…»; «Масленица, Масленица!».
Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»;
«Где кисель – тут и сел»; «Глупый Иван…»; «Сбил-сколотил – вот колесо».
Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята».
Сказка
и
былины.
«Илья
Муромец
и
Соловей-разбойник»
(запись
А.Гильфердинга,
отрывок);
«Василиса
Прекрасная»
(из
сборника
сказок
А.Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И.Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей»,
пересказ Н.Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись
П.Рыбникова, отрывок); «Семь Семионов – семь работников», обр. И.Карнауховой;
«Сынко – Филипко», пересказ Е.Поленовой; «Не плюй в колодец – пригодится
воды напиться», обр. К.Ушинского.
Фольклор народов мира
Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С.Маршака; «Мы пошли по
ельнику», пер. со швед. И.Токмаковой; «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц.
Н Гернет и С.Гиппиус; «Ой зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г.Литвака;
«Улитка», молд., обр. И.Токмаковой.
Сказки. Из сказок Ш.Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т.Габбе; «Айога»,
нанайск., обр. Д.Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М.Булатова;
«Голубая птица», туркм., обр. А.Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и
Розочка», пер., с нем. Л.Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон.
В.Марковой.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. М.Волошин. «Осенью»; С.Городецкий. «Первый снег»; М.Лермонтов.
«Горные вершины» (из Гете); Ю.Владимиров. «Оркестр»; Г.Сапгир. «Считалочки,
скороговорки»;
С.Есенин.
«Пороша»;
А.Пушкин.
«Зима!
Крестьянин,
торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка»; П.Соловьева. «День и
ночь»; Н.Рубцов. «Про зайца»4 Э успенский. «страшная история», «Память»;
А.Блок.
«На
лугу»;
С.Городецкий.
«Весенняя
песенка»;
В.Жуковский.
«Жаворонок» (в сокр.); Ф.Тютчев. «Весенние воды»; А.Фет. «Уж верба вся
пушистая» (отрывок); Н.Заболоцкий. «На реке».
Проза. А.Куприн. «Слон»; М.Зощенко. «Великие путешественники»; К.Коровин.
«Белка» (в сокр.); С.Алексеев. Первый ночной таран»; Н.Телешов. «Уха» (в сокр.);
Е.Воробьев. «Обрывок провода»; Ю.Коваль. «Русачок – травник», «Стожок»;
Е.Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С.Романовский. «На танцах».
Литературные сказки.
А.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»;
А.Ремизов.
«Хлебный
голос»,
«Гуси-лебеди»;
К.Паустовский.
«Теплый
хлеб»;
В.Даль.
«Старик-годовик»;
П.Ершов.
«Конек-Горбунок»;
К.Ушинский. «Слепая лошадь»; К.Драгунская. «Лекарство от послушности»;
И.Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г.Скребицкий. «Всяк по-своему».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Л.Станчев. «осенняя гамма», пер. с болг. И.Токмаковой; Б.Брехт.
«Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К.Орешина; Э.Лир. «Лимерики»
(«Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был старичок с косою…»), пер. с англ.
Г.Кружкова.
Литературные сказки. Х.-К.Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», пер. с
дат. А.Ганзен; Ф.Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю.Нагибина; А.Линдгрен.
«Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. «.Соловьевой;
С.Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А.Любарской.
Произведения для заучивания наизусть
Я.Аким. «Апрель»; П.Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр.
С.Маршака; Е.Благинина. «Шинель»; Н.Гернет и Д.Хармс. «Очень-очень вкусный
пирог»; С.Есенин. «Береза»; С.Маршак. «Тает месяц молодой…»; Э.Мошковская.
«Добежали до вечера»; В.Орлов. «Ты лети к нам, скворушка…»; А.Пушкин. «Уж
небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина»); Н.Рубцов. «Про зайца»; И.
Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»
(по выбору воспитателя).
Для чтения в лицах
К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю.
Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Левин.
«Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).
Дополнительная литература
Сказки. «Белая уточка», рус., из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с
пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.
Поэзия. «Вот пришло и лето красное...», рус. нар. песенка; А. Блок. «На лугу»;
Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы...»
(из поэмы «Цыганы»); А. Фет. «Что за вечер...» (в сокр.); С. Черный. «Перед сном»,
«Волшебник»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В.
Берестов. «Дракон»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне
грустно»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»; М. Валек.
«Мудрецы», пер. со слова ц. Р. Сефа.
Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бросил мяч под
автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин. «Курица на столбах»; Ю.
Коваль. «Выстрел».
Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б.
Поттер. «Сказка про Джемайму Нырни в лужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М.
Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.
Тематические выставки в книжном уголке
Тематика
Педагогическая работа с детьми
Требования к
организации выставки
Цель выставки - углубить
литературные интересы
детей, сделать дошкольников
особо значимой, актуальной
ту или иную литературную
или общественно значимую
тему.
Основная тематика:
1. Важные события, даты:
- День флага
-День города
-День защитника Отечества
-Военные праздники (День
пограничника, День
воздушного флота и др.)
-День 8 марта
1. Беседы с детьми;
2. Подбор различных материалов:
•книг,
• иллюстраций художников,
открыток,
•значков,
•скульптуры малой формы,
фотографий,
• детских рисунков
•и др. экспонаты.
3.Оформление вместе с детьми.
- Ребята привлекаются к
расположению материалов,
обращается умение на эстетику.
4. Приглашение гостей (ребят
соседней группы, родителей).
Тематические выставки
планируются за 1 месяц
до ее оформления.
Старший дошкольный
возраст 5-6 раз в год.
Тема выставки должна
быть значимой,
актуальной для детей:
•предстоящий праздник;
•юбилей писателя,
художника -
иллюстратора;
•предстоящий утренник.
•особо тщательный
подбор книг с точки
зрения художественного
-День космонавтики
-День победы
-Народные праздники
«Масленица» и др.
2.Социокультурные связи:
- Дни рождения, юбилеи
писателей, поэтов.
Дни детской книги (в
каникулярный период).
5.Формирование диалогического
общения: умения задавать
вопросы, отвечать на заданные
вопросы.
6. Формирование культуры
поведения (этикет).
7. Посещение выставок в других
группах.
оформления, внешнего
состояния.
•Выставка не должна
быть длительной
по времени.
Продолжительность
приблизительно 3-4 дня,
т.к. далее
интерес будет снижаться.