Напоминание

Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в условиях реализации современной модели образования


Автор: Овчаренко Елена Ивановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУСОШ №26
Населённый пункт: ст. Лесогорская Апшеронского района
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в условиях реализации современной модели образования
Раздел: начальное образование





Назад




Апшеронский район, станица Лесогорская

МКОУСОШ №26

«Использование современных техноло-

гий обучения на уроках математики в на-

чальной школе в условиях реализации

современной модели образования»

Подготовила:

Овчаренко Елена Ивановна

учитель начальных классов

ст. Лесогорская

2024-2025г.

«Ребенка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство

свободного выбора».

Ш.А. Амонашвили.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующе-

го, который не только имеет знания, но и умеет активно использовать эти знания в

жизни.

Диапазоном опыта является единая среда воспитательно-образовательного

процесса, направленного на формирование ЗУН учащихся по предмету математи-

ка, развитие внимания, творческого начала и эмоциональной сферы воспитанни-

ков через урочную и внеурочную деятельность в школе.

В основе педагогической деятельности современного учителя начальных

классов лежат требования федерального государственного стандарта начального

общего образования.

Возникновение интереса у учащихся к математике зависит в большей степени

от методики ее преподавания, от выбранного стиля общения с учениками и от того,

насколько умело будет построена учебная работа.

Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим,

приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводит-

ся новейшим образовательным технологиям, так как в настоящее время именно

внедрение данных технологий стало неотъемлемой частью современного образова-

ния. Применение современных образовательных технологий помогает учителю

перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие воз-

можности для развития самостоятельной деятельности учащихся.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы на-

чального общего образования по математике, должны отражать:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения

окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и

пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространствен-

ного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оцен-

ки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгорит-

мов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для реше-

ния учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и чи-

словыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответ-

ствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и

изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и

диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интер-

претировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального

общего образования. Этот предмет играет огромную роль в формировании у

младших школьников умения учиться.

Качество и глубина знаний учащихся, конечно же, напрямую зависят от каче-

ства преподавания. Разве можно представить себе учителя, который хотел бы пло-

хо учить детей? Именно поэтому резко возрастает в последнее время активность

учителей в поиске путей повышения качества обучения. Всё большее число педаго-

гов видят эти пути в изучении и использовании в своей работе новых учебных про-

грамм, технологий и методов обучения, направленных на глубокое всестороннее

развитие личности школьников. На мой взгляд, эффективность работы учителя не в

ускорении процесса усвоения знаний, не в увеличении объёма этих знаний, а в ак-

тивном применении современных технологий обучения.

С первых уроков математики учу учащихся самостоятельной постановке за-

дач, выбору эффективных инструментов, умению работать в коллективе, оценке

качества собственной работы и навыкам самообразования. Эти технологии и даже

постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают мне раци-

онально организовать учебный процесс, создают условия для активной собствен-

ной познавательной деятельности учащихся, создают «ситуации успеха», развива-

ют самоконтроль и взаимоконтроль.

Но активность аналитического осмысления учебного материала младшими

школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков

вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять

однотипные мыслительные операции. Детям быстро надоедает выполнять одно и

то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.

Для того, чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самосто-

ятельно постигать явления, продуктивно мыслить, использую в обучении приемы

и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать

необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Вся учебная деятельность на уроках математики строится на основе деятель-

ностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на

основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может разви-

ваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное дей-

ствие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Зна-

чит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих дет-

ское действие.

На уроках математики ученики:

- выдвигают свое мнение, приводя доказательства, используя приобретенные

знания;

- задают вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс

познания;

- помогают другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;

- ищут несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним;

- выбирают задания из поисковых и творческих задач;

- осуществляют самопроверку анализ собственных познавательных и практи-

ческих действий.

Это способствует развитию активных самостоятельных действий и у учащих-

ся к моменту окончания начальной школы и переходе в среднее звено уже сфор-

мированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к орга-

низации самостоятельной учебной деятельности.

Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС стала занимать больше времени

по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то,

что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Ведь совре-

менный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обу-

чения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые

игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Современный урок, это новые пе-

дагогические технологии: проектная деятельность, исследовательская работа, тех-

нология критического мышления, дискуссионная технология, коллективная и ин-

дивидуальная...

Уроки с использованием этих технологий позволяют мне вместе с учащимися

на равных вести работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежа-

щего усвоению; поэтому знание для ученика становится личностно значимым, а

ученик воспринимается мною как творец своего знания. Я создаю условия для воз-

никновения внутренней потребности в изучении материала. На моих уроках мате-

матики:

Тема занятия формулируется учащимися. Моя задача: подвести учеников к

осознанию темы.

Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Я лишь

задаю наводящие вопросы, предлагаю задания, которые помогают ученикам,

верно, сформулировать практические цели.

Учащиеся с моей помощью разрабатывают практический план достижения

поставленной цели.

Выполняют учебные действия по разработанному плану. А я организую ра-

боту индивидуальную, в парах, в группах, консультирую учеников.

Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтро-

ля, взаимоконтроля.

Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами

поясняют суть затруднений.

Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание),

и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).

На этапе рефлексии осуществляется обсуждение учащимися своих успехов в

достижении цели урока.

Домашнее задание, составляю с учетом индивидуальных особенностей уча-

щихся. Оно предполагает возможность выбора задачи, разные уровни слож-

ности.

В течение всего урока играю роль советчика, консультирую учащихся на

каждом этапе.

Мотивирую своих учеников к учебной деятельности на уроках математики

через:

Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

Участие в проектной деятельности;

Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексив-

ную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвеча-

ющего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

На уроке включаю учеников в индивидуальную и групповую виды деятельно-

сти.

Групповая работа на уроках математики весьма привлекает моих учеников.

Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудач-

ным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно

и др.), что может оттолкнуть от дальнейшего использования этой формы обучения.

Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обуче-

ния. Использование на уроках математики групповой работы убедило меня в том,

что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения - самостоятельное

добывание знаний в результате поисковой деятельности. Следовательно:

– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная актив-

ность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми;

– укрепляется дружба в классе;

– растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя

контролируют;

– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откро-

венность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

В конце групповой работы, выработанные каждой группой решения, обсужда-

ются всем классом. Таким образом, оценивается не только результат решения мате-

матической задачи, но и работа группы.

При проведении урока я предельно внимательна к личности каждого ребенка.

Процесс обучения мною строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания

самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. Учени-

ки могут не согласиться не только с мнением товарища, но и с моим мнением. Им

предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому для меня чрезвычай-

но важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, скорее – наоборот: актив-

ность на уроке поощряется. Моя задача состоит в том, чтобы эти противоречия на

уроке рождали спор, дискуссию. Выясняя суть обозначившихся разногласий, уче-

ники анализируют предмет спора с разных позиций, связывают с новым фактом

уже имеющиеся у них знания, учатся осмысленно аргументировать своё мнение и

уважать точки зрения других учеников.

Также коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, вос-

питывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыс-

лительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал. У

детей повышается уровень развития, обучения и воспитания, поэтому я включаю

учеников в различные виды деятельности, используя игровые технологии, позво-

ляющие развивать все виды универсальной деятельности школьников;

осваиваются правила поведения и роли в группе;

рассматриваются возможности самих групп;

приобретаются навыки сотрудничества, отрабатываются индивидуальные

характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных иг-

ровых целей.

Использование этой технологии на уроках математики позволяет учащимся

сформировать умения и навыки работы с информацией:

находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем,

таблиц, графиков, а также обеспечивает достижение единства эмоциональ-

ного и рационального в обучении.

Для расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельно-

сти, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической

деятельности, развитие общеучебных умений и навыков включаю в урок игровые

моменты, которые делают процесс обучения более интересным, создает у учащих-

ся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я исполь-

зую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «От-

гадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», ко-

дированные упражнения. Так же я разрабатываю викторины, часы занимательной

математики.

Проектную деятельность, подразумевающую триаду действий учащихся при

поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт;. Эта

технология даѐт возможность мне получить желаемый образовательный результат:

перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую сво-

боду для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научив-

шись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представ-

лять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в

жизни, - создавать презентацию.

Эту технологию я использую при подготовке памяток, моделей, организации

и проведении математических викторин, конкурсов, предусматривающих обяза-

тельную презентацию полученных результатов;

Применяю на уроках ИКТ технологии, активизирующие мыслительную дея-

тельность.

Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как

большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздей-

ствие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сде-

лать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс

обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультиме-

дийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения;

расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понят-

ным и доступным для учащихся.

Использую интерактивные онлайн – платформы Учи. ру, ЯКласс для по-

вышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной

учебной мотивации на уроках в начальной школе. Процесс обучения с онлайн-

платформами легкий и увлекательный для детей, ведь сервис имеет яркий дизайн с

забавными персонажами. Иллюстрации подбадривают учащихся интересными за-

даниями, а цветовая гамма не напрягает глаза и не вызывает усталость у школьни-

ков. Использование систем позволяет повысить мотивацию ребёнка, путём созда-

ния благоприятной эмоциональной среды для выполнения заданий.

На уроках математики использую технологию, основанную на создании учеб-

ной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего

мира).

Одним из основных направлений современного обучения является индивидуа-

лизация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Началь-

ная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности

детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образова-

ния. В классе обучаются дети с разным уровнем развития, поэтому приходится ис-

кать модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом ин-

дивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, кото-

рые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа

жизни. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изуче-

нию предмета, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.

Применение современных педагогических технологий позволяет наилуч-

шим способом достичь целей обучения. Управления этим процессом, создают ком-

фортные условия для каждого ученика, что делает учебный процесс продуктив-

ным.

Систематическое использование такого подхода за последние годы, по моим

наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной

мотивации к изучению предмета, повышению мотивации успешной деятельности,

формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к

учебному сотрудничеству.

Закончить выступление хочу словами Марка Твена:

«В поиске сокровища приходится совершать множество ошибок и

переживать разочарования, прикладывать усилия, снимая слои, нанесённые

временем, и только тот, кто верит и идёт к цели, непременно отыщет свой

клад».



В раздел образования




Яндекс.Метрика