Автор: Овчаренко Елена Ивановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУСОШ №26
Населённый пункт: ст. Лесогорская Апшеронского района
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в условиях реализации современной модели образования
Раздел: начальное образование
Апшеронский район, станица Лесогорская
МКОУСОШ №26
«Использование современных техноло-
гий обучения на уроках математики в на-
чальной школе в условиях реализации
современной модели образования»
Подготовила:
Овчаренко Елена Ивановна
учитель начальных классов
ст. Лесогорская
2024-2025г.
«Ребенка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство
свободного выбора».
Ш.А. Амонашвили.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующе-
го, который не только имеет знания, но и умеет активно использовать эти знания в
жизни.
Диапазоном опыта является единая среда воспитательно-образовательного
процесса, направленного на формирование ЗУН учащихся по предмету математи-
ка, развитие внимания, творческого начала и эмоциональной сферы воспитанни-
ков через урочную и внеурочную деятельность в школе.
В основе педагогической деятельности современного учителя начальных
классов лежат требования федерального государственного стандарта начального
общего образования.
Возникновение интереса у учащихся к математике зависит в большей степени
от методики ее преподавания, от выбранного стиля общения с учениками и от того,
насколько умело будет построена учебная работа.
Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим,
приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводит-
ся новейшим образовательным технологиям, так как в настоящее время именно
внедрение данных технологий стало неотъемлемой частью современного образова-
ния. Применение современных образовательных технологий помогает учителю
перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие воз-
можности для развития самостоятельной деятельности учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы на-
чального общего образования по математике, должны отражать:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространствен-
ного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оцен-
ки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгорит-
мов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для реше-
ния учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и чи-
словыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответ-
ствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и
изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и
диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интер-
претировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального
общего образования. Этот предмет играет огромную роль в формировании у
младших школьников умения учиться.
Качество и глубина знаний учащихся, конечно же, напрямую зависят от каче-
ства преподавания. Разве можно представить себе учителя, который хотел бы пло-
хо учить детей? Именно поэтому резко возрастает в последнее время активность
учителей в поиске путей повышения качества обучения. Всё большее число педаго-
гов видят эти пути в изучении и использовании в своей работе новых учебных про-
грамм, технологий и методов обучения, направленных на глубокое всестороннее
развитие личности школьников. На мой взгляд, эффективность работы учителя не в
ускорении процесса усвоения знаний, не в увеличении объёма этих знаний, а в ак-
тивном применении современных технологий обучения.
С первых уроков математики учу учащихся самостоятельной постановке за-
дач, выбору эффективных инструментов, умению работать в коллективе, оценке
качества собственной работы и навыкам самообразования. Эти технологии и даже
постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают мне раци-
онально организовать учебный процесс, создают условия для активной собствен-
ной познавательной деятельности учащихся, создают «ситуации успеха», развива-
ют самоконтроль и взаимоконтроль.
Но активность аналитического осмысления учебного материала младшими
школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков
вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять
однотипные мыслительные операции. Детям быстро надоедает выполнять одно и
то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.
Для того, чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самосто-
ятельно постигать явления, продуктивно мыслить, использую в обучении приемы
и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать
необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Вся учебная деятельность на уроках математики строится на основе деятель-
ностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на
основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может разви-
ваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное дей-
ствие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Зна-
чит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих дет-
ское действие.
На уроках математики ученики:
- выдвигают свое мнение, приводя доказательства, используя приобретенные
знания;
- задают вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс
познания;
- помогают другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;
- ищут несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним;
- выбирают задания из поисковых и творческих задач;
- осуществляют самопроверку анализ собственных познавательных и практи-
ческих действий.
Это способствует развитию активных самостоятельных действий и у учащих-
ся к моменту окончания начальной школы и переходе в среднее звено уже сфор-
мированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к орга-
низации самостоятельной учебной деятельности.
Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС стала занимать больше времени
по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то,
что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Ведь совре-
менный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обу-
чения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые
игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Современный урок, это новые пе-
дагогические технологии: проектная деятельность, исследовательская работа, тех-
нология критического мышления, дискуссионная технология, коллективная и ин-
дивидуальная...
Уроки с использованием этих технологий позволяют мне вместе с учащимися
на равных вести работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежа-
щего усвоению; поэтому знание для ученика становится личностно значимым, а
ученик воспринимается мною как творец своего знания. Я создаю условия для воз-
никновения внутренней потребности в изучении материала. На моих уроках мате-
матики:
Тема занятия формулируется учащимися. Моя задача: подвести учеников к
осознанию темы.
Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Я лишь
задаю наводящие вопросы, предлагаю задания, которые помогают ученикам,
верно, сформулировать практические цели.
Учащиеся с моей помощью разрабатывают практический план достижения
поставленной цели.
Выполняют учебные действия по разработанному плану. А я организую ра-
боту индивидуальную, в парах, в группах, консультирую учеников.
Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтро-
ля, взаимоконтроля.
Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами
поясняют суть затруднений.
Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание),
и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
На этапе рефлексии осуществляется обсуждение учащимися своих успехов в
достижении цели урока.
Домашнее задание, составляю с учетом индивидуальных особенностей уча-
щихся. Оно предполагает возможность выбора задачи, разные уровни слож-
ности.
В течение всего урока играю роль советчика, консультирую учащихся на
каждом этапе.
Мотивирую своих учеников к учебной деятельности на уроках математики
через:
Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
Участие в проектной деятельности;
Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексив-
ную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвеча-
ющего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
На уроке включаю учеников в индивидуальную и групповую виды деятельно-
сти.
Групповая работа на уроках математики весьма привлекает моих учеников.
Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудач-
ным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно
и др.), что может оттолкнуть от дальнейшего использования этой формы обучения.
Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обуче-
ния. Использование на уроках математики групповой работы убедило меня в том,
что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения - самостоятельное
добывание знаний в результате поисковой деятельности. Следовательно:
– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная актив-
ность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми;
– укрепляется дружба в классе;
– растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя
контролируют;
– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откро-
венность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
В конце групповой работы, выработанные каждой группой решения, обсужда-
ются всем классом. Таким образом, оценивается не только результат решения мате-
матической задачи, но и работа группы.
При проведении урока я предельно внимательна к личности каждого ребенка.
Процесс обучения мною строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания
самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. Учени-
ки могут не согласиться не только с мнением товарища, но и с моим мнением. Им
предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому для меня чрезвычай-
но важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, скорее – наоборот: актив-
ность на уроке поощряется. Моя задача состоит в том, чтобы эти противоречия на
уроке рождали спор, дискуссию. Выясняя суть обозначившихся разногласий, уче-
ники анализируют предмет спора с разных позиций, связывают с новым фактом
уже имеющиеся у них знания, учатся осмысленно аргументировать своё мнение и
уважать точки зрения других учеников.
Также коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, вос-
питывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыс-
лительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал. У
детей повышается уровень развития, обучения и воспитания, поэтому я включаю
учеников в различные виды деятельности, используя игровые технологии, позво-
ляющие развивать все виды универсальной деятельности школьников;
осваиваются правила поведения и роли в группе;
рассматриваются возможности самих групп;
приобретаются навыки сотрудничества, отрабатываются индивидуальные
характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных иг-
ровых целей.
Использование этой технологии на уроках математики позволяет учащимся
сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем,
таблиц, графиков, а также обеспечивает достижение единства эмоциональ-
ного и рационального в обучении.
Для расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельно-
сти, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической
деятельности, развитие общеучебных умений и навыков включаю в урок игровые
моменты, которые делают процесс обучения более интересным, создает у учащих-
ся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я исполь-
зую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «От-
гадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», ко-
дированные упражнения. Так же я разрабатываю викторины, часы занимательной
математики.
Проектную деятельность, подразумевающую триаду действий учащихся при
поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт;. Эта
технология даѐт возможность мне получить желаемый образовательный результат:
перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую сво-
боду для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научив-
шись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представ-
лять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в
жизни, - создавать презентацию.
Эту технологию я использую при подготовке памяток, моделей, организации
и проведении математических викторин, конкурсов, предусматривающих обяза-
тельную презентацию полученных результатов;
Применяю на уроках ИКТ технологии, активизирующие мыслительную дея-
тельность.
Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как
большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздей-
ствие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сде-
лать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс
обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультиме-
дийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения;
расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понят-
ным и доступным для учащихся.
Использую интерактивные онлайн – платформы Учи. ру, ЯКласс для по-
вышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной
учебной мотивации на уроках в начальной школе. Процесс обучения с онлайн-
платформами легкий и увлекательный для детей, ведь сервис имеет яркий дизайн с
забавными персонажами. Иллюстрации подбадривают учащихся интересными за-
даниями, а цветовая гамма не напрягает глаза и не вызывает усталость у школьни-
ков. Использование систем позволяет повысить мотивацию ребёнка, путём созда-
ния благоприятной эмоциональной среды для выполнения заданий.
На уроках математики использую технологию, основанную на создании учеб-
ной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего
мира).
Одним из основных направлений современного обучения является индивидуа-
лизация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Началь-
ная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности
детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образова-
ния. В классе обучаются дети с разным уровнем развития, поэтому приходится ис-
кать модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом ин-
дивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, кото-
рые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа
жизни. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изуче-
нию предмета, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.
Применение современных педагогических технологий позволяет наилуч-
шим способом достичь целей обучения. Управления этим процессом, создают ком-
фортные условия для каждого ученика, что делает учебный процесс продуктив-
ным.
Систематическое использование такого подхода за последние годы, по моим
наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной
мотивации к изучению предмета, повышению мотивации успешной деятельности,
формированию личной ответственности за результат своей деятельности.
Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к
учебному сотрудничеству.
Закончить выступление хочу словами Марка Твена:
«В поиске сокровища приходится совершать множество ошибок и
переживать разочарования, прикладывать усилия, снимая слои, нанесённые
временем, и только тот, кто верит и идёт к цели, непременно отыщет свой
клад».