Напоминание

Технологическая карта по учебному предмету "Литературное чтение"


Автор: Абдуллина Разия Рафиковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Данауровская начальная школа - детский сад" Чистопольского муниципального района РТ
Населённый пункт: д.Данауровка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта по учебному предмету "Литературное чтение"
Раздел: начальное образование





Назад




Абдуллина Разия Рафиковна,

учитель начальных классов МБОУ «Данауровская начальная школа – детский сад»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Технологическая карта по учебному предмету «Литературное чтение»

Класс 3

УМК Школа России

Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Тема урока

В.В.Бианки «Мышонок Пик»

Тип урока

Урок развития умений и навыков

Цель урока

Создать условия для формирования умения воспринимать произведения,

работать с текстом, анализировать прочитанное.

Основные термины и понятия

Текст-повествование, эпизод, проблемный вопрос, герой произведения

Информационно-образовательная

среда

Ресурсы

Информационный материал

(учебник «Литературное чтение», ч.

2, авторы: Л.Ф.Климанова,

В.Г.Горецкий, М.В.Голованова,

Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина,

атлас-определитель «От земли до

неба», автор: А.А.Плешаков)

Демонстрационный материал

(презентация, наглядные пособия)

Диагностический материал

Межпредметные связи

Окружающий мир

(страницы учебника, раздаточный

материал: листы самооценки,

сравнительная таблица «Главные

герои рассказа»)

Планируемые результаты

Предметные

Ученик научится (БУ):

- продолжит знакомство с творчеством

В.В.Бианки через рассказ

«Мышонок Пик»;

- научится осознанно воспринимать и

оценивать

содержание и специфику текста,

участвовать в его обсуждении;

-

анализировать текст, определять

ключевые слова, понимать авторский

замысел;

-

анализировать эмоциональное

состояние героев;

-

делать выводы;

-

работать с текстом

самостоятельно;

-

на основе художественного текста

выделять причинно- следственные

связи;

-

понимать, как различные части

информации связаны между собой.

Ученик получит возможность

научиться (ПУ):

-

увеличить темп чтения вслух и про

себя, исправляя ошибки при

повторном чтении текста,

Метапредметные

Познавательные УУД

Ученик

научится

(БУ):

- оформлять свои мысли в устной и

письменной формах, устанавливать

аналогии;

- обобщать и классифицировать по

признакам, делать выводы;

-

- добывать новые знания: находить

ответы на вопросы, используя

разные источники информации,

свой жизненный опыт, и

информацию, полученную на

уроке.

Ученик

получит

возможность

научиться (ПУ):

- извлекать информацию,

представленную в разных формах;

- расширять свои представления об

изучаемых предметах и явлениях;

-

совершенствовать навык

выразительного, осознанного

чтения, повысить читательский

интерес.

Регулятивные УУД

Ученик

научится

(БУ):

-

определять, принимать и

сохранять цель и задачи учебной

Личностные

Будут созданы условия для

формирования у ученика:

-

целостного, социально

ориентированного взгляда на мир в

его органичном единстве с

природой;

-

нравственных ценностей (любовь

к природе, к животным, к малой

родине);

-

мотивации к чтению;

-

стремления к совершенствованию

собственной речи;

-

навыков сотрудничества,

самостоятельности;

-

начальных форм познавательной и

личностной рефлексии;

- правильного понимания успеха

или неуспеха в учебной

деятельности.

воспринимать на слух художественное

произведение;

-

выразительному, осознанному

чтению;

-

пользоваться справочными

источниками для понимания и

получения дополнительной

информации;

-

способствовать обогащению

словарного запаса учащихся;

-

использовать полученную

информацию в жизни.

деятельности;

- высказывать свое предположение

на основе учебного материала;

-

понимать смысл инструкции

учителя и вносить в неё

коррективы;

-

планировать, контролировать и

оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной

задачей, различая способ и

результат собственных действий.

Ученик

получит

возможность

научиться (ПУ):

-

в диалоге с учителем

вырабатывать критерии оценки и

определять степень успешности

своей работы и работы других в

соответствии с этими критериями;

-

проявлять инициативу при

ответе на вопросы и в выполнении

заданий;

- осуществлять самоконтроль и

самопроверку усвоения учебного

материала.

Коммуникативные УУД

Ученик научится (БУ):

- договариваться о распределении

функций и ролей в совместной

деятельности;

-высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

- принимать различные точки

зрения, учитывая позицию

партнера в общении;

- участвовать в учебном диалоге;

- эмоционально позитивно

относится к процессу

сотрудничества.

Ученик получит возможность

научиться (ПУ):

- оформлять свои мысли в устной и

письменной формах с учетом

речевых ситуаций;

- осуществлять рефлексию своей и

коллективной деятельности,

контролировать и оценивать

результаты.

Этапы урока

Формируемые УУД,

компоненты ФГ

1.

Мотивационно-ориентировочный этап

Приём, используемый для создания мотивационной основы учебной

деятельности:

проблемный вопрос

Интегративные компоненты ФГ:

Читательская ФГ

- готовность извлекать информацию

и преобразовывать её в соответствие

с учебной задачей;

- стремление к совершенствованию

собственной языковой культуры.

Коммуникативная ФГ

- уметь оформлять свои мысли в

устной форме, слушать и понимать

речь других.

Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в системе

знаний, осуществлять анализ

объектов, определять границы

знания/незнания

- Ребята, отгадайте загадку.

Зверь живёт почти везде:

В огороде и в избе,

В поле, и в лесу густом,

Под берёзой и кустом.

Зверь живёт обычно в норке,

Может грызть и сыр, и корки.

Если в поле обитает,

Тогда зёрнышки сгрызает.

Длиннохвостая малышка,

Этот зверь зовётся ... (мышка)

- Что помогло вам отгадать загадку?

- Посмотрите на слайд и скажите, где живут эти мышки?

(на слайде лесная мышь, полевая мышь, полёвка)

- уметь определять и формулировать

цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД

- участвовать в учебном диалоге;

- уметь оформлять свои мысли в

устной форме

Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность:

познавательный интерес

- Что вы знаете о жизни мышей?

- Где еще можно получить информацию об этих животных?

(в художественных произведениях, в справочной литературе)

Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД)

показать умение ориентироваться в прочитанном тексте, применять на практике

умение дать характеристику текста, умение проводить сравнительный анализ

художественного и научного текста.

- Ребята, хотите больше узнать о жизни мышей?

- Где же мы будем искать источники информации?

- Вспомните, в произведениях каких писателей говорится о жизни животных.

- В какой справочной литературе можно прочитать об этих животных?

Учебная задача (УЗ)

ответить на вопросы по содержанию художественного текста, дать правильную

характеристику текста, провести сравнительный анализ героев произведения,

сравнить информацию, полученную из художественного и научного текста.

- Сегодня мы поговорим о произведениях замечательного писателя Виталия

Валентиновича бианки, большого любителя природы, который не просто

любовался природой, а внимательно изучал её. В своих произведениях писатель

выступает также в роли учёного-исследователя природы. Именно поэтому

многие его произведения можно назвать научно-художественными. Какие

рассказы и сказки В.В.Бианки читали?

- Сегодня на уроке мы прочитаем некоторые главы одного из самых инстересных

произведений В.В.Бианки «Мышонок Пик». Как вы думаете, к какому жанру

относится это произведение?

- Прочитайте названия глав и скажите, о чём говорится в этой сказке?

2.

Поисковый этап

Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися

плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели,

решения учебной задачи)

Интегративные компоненты ФГ:

Чиатальская ФГ

- готовность анализировать и

применять полученную информацию.

Коммуникативная ФГ

- умение слушать и вступать в

диалог, самостоятельно выражать

свои мысли.

Познавательные УУД

- проводить анализ прочитанного;

- умение оофрмлять свои мысли в

устной форме;

- ориентироваться в своей системе

знаний (определять границы

знания/незнаяния).

Регулятивные УУД

- умение планировать свою

деятельность;

- прогнозирование работы,

самоконтроль деятельности.

Коммуникативные УУД

- умение формулировать своё мнение

и слушать собеседника;

- умение выражать свои мысли и

оценивать действия участников

образовательного процесса.

- Ребята, мы должны провести исследование произведения В.В.Бианки

«Мышонок Пик» и определить какой это текст – художественный или научный.

- Какой текст называется художественным?

- Какой текст называется научным?

Составляемый учащимися (при участии педагога) план

Форма фиксации плана – письменная.

- Какой план предлагаете?

1. Прочитать произведение «Мышонок Пик».

2. Прочитать справочную информацию в атласе-определите «От земли до неба» о

мышах.

3. Сравнить информацию, полученную из произведения «Мышонок Пик» и из

атласа-определителя.

4. Сделать вывод.

3.

Практический этап

Формы организации учебной деятельности учащихся по реализации каждого из

пунктов плана по форме:

Читательская ФГ

1.Реализуемый пункт плана.

2.Форма организации учебной деятельности, обеспечивающая самостоятельное

получение или применение учащимися знаний, умений, опыта (наблюдение,

эксперимент, дидактическая игра, решение практической задачи, выполнения

творческих заданий, беседа, эвристическая беседа, работа с текстом учебника,

других пособий и т.д.)

3.Содержание проводимой работы.

4.Предполагаемый итог работы (открытие нового знания, актуализация

освоенных ранее представлений, создание нового алгоритма, определение

эффективности способа, выявление закономерности и т.д.)

- применение просмотрового чтения

в процессе поиска нужной

информации, извлечение нужной

информации и преобразование её в

соответствие с учебной задачей

Информационная ФГ

- анализ и обобщение полученной

информации;

- овладение знаниями и умениями

аналитического характера, развитие

устной речи учащихся;

- личная оценка прочитанного

Интегративные компоненты ФГ

Коммуникативная грамотность

(участие в учебном диалоге)

Познавательные УУД

- работа по плану, инструкции;

- поиск и выделение необходимой

информации; структурирование

полученных знаний;

- осуществлять самоконтроль

деятельности.

Коммуникативные УУД

- умение формулировать своё мнение

и слушать собеседника;

- умение выражать свои мысли и

оценивать действия участников

1.

Чтение произведения «Мышонок Пик».

Словарная работа: прилаживала, мачта, как порскнут, долблённое судёнышко,

сосунок, ринулся, благо, рыболов-скопа, сорокопут-жулан.

2.

Чтение сказки учителем (начало) и учащимися.

3.

Беседа по содержанию.

- Как мышонок попал в мореплаватели?

- Сколько недель было Пику, когда ребята его поймали?

-Какой он был?

- Какие опасности угрожали пику во время путешествия?

- Кого из персонажей автор назвал «Соловей-разбойник»? Почему?

- У кого из персонажей сказки «хвост-цеплялка и хвост-невидимка»? Как вы

это понимаете?

- как вы думаете, произошли бы эти приключения с Пиком, если бы ребята не

отправили его в плавание на кораблике?

- Как поступили ребята? Как бы поступили вы?

4. Работа в группах. (Задания написаны на карточках)

Задание: отметить в тексте отрывки, в которых говорится о том,

- где живут мыши,

- чем они питаются,

- как передвигаются.

5. Выборочное чтение.

- Где живут мыши?

- Чем они питаются?

- Как передвигаются?

- Узнали мы из сказки о жизни мышей? Докажите.

6. Чтение текста о мышах в атласе-определителе «От земли до неба».

- Что узнали о жизни мышей из этотго текста?

- Какой это текст художественный или научный? Докажите.

7. Сравните оба текста.

- В каком тексте мы получили информацию о мышах?

- В каком тексте автор изображает какие-либо события или картины?

8. Вывод: Текст произведения В.В.Бианки «Мышонок Пик» можно назвать

научно-художественным, так как в нём есть сведения о жизни мышей и в то

же время автор описывает чувства, переживания мышонка; природу, которая

его окружает; приключения, которые с ним произошли.

образовательного процесса;

- допускать существование

различных точек зрения.

2.

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения

цели, решения УЗ

Информационная ФГ

- анализ и обобщение полученной

информации, личная оценка

прочитанного.

Познавательные УУД

- проводить анализ прочитанного,

сравнение, строить выводы на основе

сравнения.

Регулятивные УУД

- работа по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль

деятельности в группе;

- осуществлять прогнозирование

- Ребята, что вы узнали нового о мышах?

- Из каких текстов вы получили информацию о мышах?

- Как вам удалось доказать, что произведение «Мышонок Пик» является научно-

художественным?

- Как вы поступите, если встретите в природе какое-либо животное?

Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для

дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся.

работы и самоконтроль деятельности.

Коммуникативные УУД

- умение высказывать и

обосновывать свою точку зрения;

- умение формулировать своё мнение

и слушать собеседника;

- допускать существование

различных точек зрения.

- Ребята, у вас на столах есть лист «Лесенка успеха». Посмотрите внимательно,

какие результаты написаны на каждой ступеньке:

1 ступенька – у меня ничего не получилось

2 ступенька – у меня были проблемы

3 ступенька – мне всё удалось

Оцените свою работу на уроке и поставьте «человечика» на ту степеньку, на

которую вы сегодня смогли подняться.

Домашнее задание: (по выбору)

1.

Составить научно-художественый текст, используя сведения, котрые

узнали о мышах.

2.

Пересказать текст сказки «Мышонок Пик» от имени мышонка.



В раздел образования




Яндекс.Метрика