Автор: Никольская Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №68
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: статья
Тема: «Сохранение психического и физического здоровья детей дошкольного возраста через использование эффективных форм и технологий»
Раздел: дошкольное образование
«Сохранение психического и физического
здоровья детей дошкольного возраста через
использование эффективных форм и
технологий»
Подготовила Никольская Е.А.
воспитатель МБДОУ детский сад №68
г. Тверь.
Что такое здоровье? Есть несколько определений этого термина.
Здоровье-это правильная, нормальная деятельность организма. (Словарь
русского языка С.И. Ожегова)
Здоровье- это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и
полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие(ВОЗ).
Физическое здоровье- это показатели роста, веса, окружности грудной
клетки ребёнка, его осанка, телосложение, состояние двигательной
активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней
и физических дефектов.
Психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт,
уравновешенность психики ребёнка, умственная работоспособность,
развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения
и торможения и т. д.
В нашей группе применяются все формы физкультурно-оздоровительной
работы: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, дыхательная,
пальчиковая, артикуляционная гимнастики, физкультминутки, точечный
массаж. Проводится индивидуальная работа с детьми, спортивные досуги,
праздники.
Одной из важных проблем в работе с детьми – сохранение психического
здоровья. Для этого необходима сбалансированность положительных и
отрицательных эмоций, в результате чего поддерживается душевное
равновесие. Современные дошкольники порой загружены не меньше
взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции,
они получают большое количество информации, устают физически и
эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Передаётся детям и состояние
нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в
круг своих забот, которые им пока ещё не по силам. К тому же некоторые
родители, забывая, что возможности ребёнка не беспредельны, занимаются
с ним по учебной программе ещё и дома и этим создают ребёнку
дополнительные психологические проблемы.
Нерациональное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы
движений, реакция организма на погоду, неразрешённость детских проблем
могут стать источниками психоэмоционального напряжения. Такие нагрузки
отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому помимо
нормализации жизнедеятельности ребёнка, так важно в работе с
дошкольниками использовать и упражнения на релаксацию.
Эмоциональное напряжение ресурсно на определённом интервале времени.
Но длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и
состояние хронической усталости. В данном вопросе дети не исключение,
маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого
психоэмоционального возбуждения.
Признаки стрессового состояния ребёнка могут проявляться:
-в трудностях засыпания и беспокойном сне;
-в усталости после нагрузи, которая совсем недавно его не утомляла;
-в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной
агрессивности;
-в рассеянности, невнимательности;
-в беспокойстве и непоседливости;
-в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё
чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмётся к ним;
-в проявлении упрямства;
-в том, что постоянно сосёт палец или жуёт что-нибудь, слишком жадно без
разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается
стойкое нарушение аппетита);
-в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх
сверстников;
-в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
-в снижении массы тела или, напротив, начинающихся проявляться
симптомах ожирения;
-в повышенной тревожности;
-в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, в
некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребёнок
находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том
случае, если они не наблюдались ранее. Следует отметить и то, что не все
признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоится
следует даже в том случае, если проявились хотя бы некоторые из них.
Нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей.
Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные
переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое,
накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.
Негативные эмоции и чувства: страх, тревога, беспокойство, обида,
раздражение, паника, агрессия - всегда вызывает мышечное напряжение.
Вспомните, как у вас сжимаются кулаки, хмурятся брови, напрягается
воротниковая зона и плечи, когда вы оказываетесь в негативной, стрессовой
ситуации.
Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на
расслабление организма. Для формирования эмоциональной стабильности
ребенка важно научить его управлять своим телом.
Понаблюдав за детьми, у которых увеличились нагрузки за счёт посещения
различных кружков, решили уделить больше внимания антистрессовой
гимнастики, играм на снятие психоэмоционального напряжения. Создали
уголок уединения - вигвам, с помощью родителей приобрели
антистрессовые игрушки, записали музыку леса, дождя, плеск волн. С этого
года стали применять в своей работе релаксацию с йогой, ведь йога- один из
лучших способов потренироваться и расслабиться.
Задачи:
-
продолжать формировать правильную осанку и равномерное дыхание;
-
совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
-
закрепить умение детей чувствовать свое тело;
-
вырабатывать равновесие.
-
укреплять мышцы тела;
-
сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и
суставов; - способствовать повышению иммунитета организма.
-
воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа
жизни;
-
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Детская йога - гармоничное развитие и здоровье.
Работа по созданию условий для обеспечения физического и психического
развития и здоровья детей будет продолжена в нашей группе.