Напоминание

"Функциональная грамотность и её формирование у младших школьников"


Автор: Граф Анна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 23 им. Георгия Александровича Кадзова"
Населённый пункт: САХА (ЯКУТИЯ) РЕСПУБЛИКА, МИРНИНСКИЙ РАЙОН, АЙХАЛ
Наименование материала: статья
Тема: "Функциональная грамотность и её формирование у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Функциональная грамотность и её

формирование у младших школьников

Введение

В современном мире образование ставит перед собой задачу не просто передавать знания,

но и формировать у учащихся умения применять их в реальной жизни. Одним из

ключевых аспектов успешной социализации и адаптации ребёнка

является функциональная грамотность. Особенно важно развивать её с начальной

школы, так как именно в этот период закладываются основы познавательной деятельности

и мышления.

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность человека эффективно использовать

полученные знания и навыки для решения повседневных задач. В отличие от

традиционной грамотности (умения читать, писать и считать), функциональная

грамотность предполагает:

понимание прочитанного текста и умение извлекать из него информацию;

применение математических знаний в бытовых ситуациях;

критическое мышление и анализ информации;

финансовую и цифровую грамотность;

экологическое сознание и здоровый образ жизни.

По определению ЮНЕСКО, функционально грамотный человек может «участвовать во

всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного

функционирования его группы и общества».

Компоненты функциональной грамотности у младших

школьников

Функциональная грамотность включает несколько ключевых направлений:

1.

Читательская грамотность – способность понимать, интерпретировать и

использовать письменные тексты (художественные, научно-популярные,

инструкции).

2.

Математическая грамотность – умение применять математические знания для

решения практических задач (расчёты, измерения, анализ данных).

3.

Естественно-научная грамотность – понимание основ наук и их роли в

окружающем мире.

4.

Финансовая грамотность – базовые навыки обращения с деньгами, планирования

бюджета.

5.

Креативное мышление – способность находить нестандартные решения.

6.

Глобальные компетенции – понимание культурного разнообразия, экологических

проблем.

Как формировать функциональную грамотность у

младших школьников?

1. Интеграция в учебные предметы

Функциональная грамотность не должна преподаваться отдельно – её элементы

необходимо включать в уроки:

Русский язык и чтение: анализ текстов, составление вопросов, пересказ, работа с

таблицами и схемами.

Математика: решение задач с реальными условиями (например, расчёты в

магазине, измерение расстояний).

Окружающий мир: проекты по экологии, наблюдения за природой, простые

эксперименты.

2. Использование практико-ориентированных заданий

Дети лучше усваивают знания через действие. Примеры заданий:

«Прочитай инструкцию и собери модель» (развитие читательской грамотности).

«Рассчитай, хватит ли денег на покупки» (математическая и финансовая

грамотность).

«Составь план экономии воды дома» (естественно-научная и экологическая

грамотность).

3. Развитие критического мышления

Важно учить детей:

задавать вопросы («Почему это так?»);

сравнивать разные точки зрения;

отличать факты от мнений.

4. Проектная и групповая работа

Совместные проекты (например, «Организуем школьную ярмарку») помогают развивать

коммуникативные навыки, креативность и умение работать в команде.

5. Использование цифровых технологий

Онлайн-тренажёры, интерактивные задания, образовательные платформы (например,

Учи.ру, Яндекс.Учебник) помогают сделать обучение более наглядным и вовлекающим.

Роль учителя и родителей

Учитель должен создавать условия для применения знаний на практике, поощрять

curiosity (любознательность) и самостоятельность.

Родители могут поддерживать функциональную грамотность в быту: поручать

ребёнку читать инструкции, считать сдачу, обсуждать прочитанные книги.

Заключение

Формирование функциональной грамотности у младших школьников – важный шаг к их

успешной адаптации в обществе. Через практико-ориентированное обучение, развитие

критического мышления и интеграцию знаний в реальную жизнь мы помогаем детям

стать не просто носителями информации, а активными и самостоятельными людьми.

Инвестируя в функциональную грамотность сегодня, мы создаём основу для

успешного будущего!



В раздел образования




Яндекс.Метрика