Напоминание

Воспитание нравственности младших школьников


Автор: Карпенко Юлия Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №54
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: консультация для молодых педагогов
Тема: Воспитание нравственности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитание нравственности младших школьников

(консультация для молодых педагогов)

Составила: Карпенко Ю.И., учитель начальных классов

МБОУ СОШ №54 г. Ставрополь

В

настоящее

время

духовно-нравственное

воспитание

в

школе

приобрело особую значимость. В переходный период в любом обществе

имеет место нравственное опустошение. Исчезают слова: добро - как

источник радости, мир и согласие в душе, покаяние — отречение от зла,

милосердие как милость в сердце, благодать, которая вызвана добрыми

делами и любовью к близким. Сегодня люди все больше стали нетерпимы к

друг другу, жестче. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, то

увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и

любовь

к

Родине.

Чтобы

вернуться

к

истокам

развития

духовно-

нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.

Под

«духовно-нравственным

воспитанием»

понимается

процесс

содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у

него:

нравственных

чувств

(совести,

долга,

веры,

ответственности,

патриотизма);

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

нравственной позиции (способности к различению добра и зла);

нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству,

послушания).

Реализовывать такие задачи необходимо начинать в формировании

личности

младшего

школьника.

Маленький

ребенок

не

имеет

еще

нравственных понятий и представлений. Духовно-нравственное воспитание

развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки

правильного поведения.

В основе праведного поведения лежит принцип не причинения вреда

ни самому себе, ни другим, ни природе. Для этого необходимо знать и

уважать законы природы, а также выполнять свой долг и обязанности по

отношению к своим родителям, Родине, людям. Каждое действие человека не

должно быть бесполезным, бестактным или вредным для себя и других.

Очень важно детям научиться говорить правду. Необходимо учить

детей и развивать в них такие качества как любознательность, чувство

справедливости, бесстрашие, честность, стремление к познанию, единство

мысли, слова и дела.

В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга —

это

открытие

мира».

Действительно,

читая,

ребенок

знакомиться

с

окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их

радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не

только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может

окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее,

помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами

поведения.

Рассказывание учителем истории, сказок, легенд, повествующих о

нравственных поступках людей, вызывает у детей интерес и захватывает их

внимание. Все дети любят слушать интересные истории. Герои легенд,

наделенные высокими качествами, являются идеалами в жизни ребенка.

Такие рассказы должны быть вдохновляющими, занимательными. Учителю

лучше рассказывать истории, а не читать. Это позволит сохранить

зрительный контакт с детьми. Рассказывая, учитель может пользоваться

рисунками, куклами, звуковыми эффектами и т. д., которые будут усиливать

воздействие того, о чем идет речь. По окончании рассказа необходимо задать

вопросы детям по содержанию. Это помогает детям обдумывать смысл

рассказа, а также выявить общечеловеческие ценности, которые проявляли

герои рассказа.

Ролевые игры дают возможность детям принять участие в сценке,

пантомиме, мини-спектакле. Благодаря ролевой игре ребенок учиться

понимать других людей и их действия в разных жизненных ситуациях,

сопереживать им. Они пробуждают творческое мышление, развивать

мужество и уверенность в себе, мини-спектакли целиком включают ребенка

в действие сюжета. Очень важно, чтобы сюжет содержал общечеловеческие

ценности. Учитель может предложить детям разобрать свой собственный

сюжет. Он согласовывает с детьми распределение ролей и затем помогает

детям увидеть, каким образом они согласовываются с духовной ценностью.

Ставя мини-спектакль, дети учатся справляться с трудными жизненными

ситуациями, строить межличностные отношения.

Совместная работа в группе учит детей находить собственные решения

проблем

под

руководством

учителя.

Данный

вид

деятельности

предусматривает такие формы, как совместная прогулка в парк, экскурсии,

спортивные соревнования, концерты, совместная деятельность по уборке

помещений, посадка деревьев, например, к 70-летию Победы посадили с

детьми 70 деревьев.

Групповая работа пробуждает дух сотрудничества, развивает такие

умения как слушание других, принятие мнения другого, работу в команде. А

также учит строить гармонические отношения между детьми.

Художественное

творчество

активизирует

у

детей

творческие

способности, пробуждает чувство ответственности, уверенность в себе.

Эффективный способ создать в классе атмосферу сотрудничества и

взаимного уважения — попросить учащихся совместно составить свод

правил поведения. Детям предлагается подумать, а учителю следует настоять

на том, чтобы каждый пункт был принят не большинством, а единогласно.

Учитель

поддерживает

на

уроке

дух

единства,

любви,

взаимопонимания и терпимости, т. к. данные качества лежат в основе всех

общечеловеческих ценностей.

В кратком словаре понятие «нравственность» приравнено к понятию

«мораль». Мораль — латинское слово — нормы, принципы, правила

поведения людей, чувства.

Сухомлинский

считал,

что

основа

нравственного

убеждения

закладывается

в

детстве,

когда

добро

и

зло,

честь

и

бесчестье,

справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при

условии яркой наглядности того, что он видит, делает, наблюдает.

Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень

широко.

Исполнение

высокодуховных

истин:

умение

быть

добрым,

милосердным, культурным, умение прощать — это и есть духовность.

Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном

единстве.

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному воспитанию

личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему

продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню,

где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Отмечено,

что

дети

в

большинстве

своем

или

социально-

неблагополучные, неполных семей или семей, где родители занимаются

работой, созданием материальной базы, а не воспитанием ребенка. Ушли или

уходят

из

семейного

воспитания

чтение

сказок,

просмотр

мультипликационных

фильмов.

Дети

долгое

время

просиживают

в

компьютере или мобильном телефоне. Но проявим уважении к тем

родителям, которые воспитывают своих детей, сотрудничая с учителями и

заинтересованы в обучении, развитии и воспитании своих детей. Огромную

роль в воспитании духовно-нравственного начала в маленьком человеке

играют учителя начальных классов.

Начальное обучение в настоящее время строиться таким образом, что

развивает у обучающихся познавательные способности, вырабатывает

навыки активного овладения учебного материала. Развитие мышления,

овладение разнообразными способами работы с учебным материалом

оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний,

организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению

нравственного опыта. Воспитывает и та атмосфера, которая складывается на

уроке, стиль отношения учителя и ученика, детей между собой. Воспитывает

себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Уже в период обучения грамоте, используя беседы по картинкам,

иллюстрации, содержание текстов, главным образом, сказок, учитель имеет

возможность раскрыть перед детьми внутреннее содержание таких понятий,

как

взаимопомощь,

забота,

внимание,

доброжелательность,

щедрость,

аккуратность,

а

также

отрицательные

понятия:

хитрость,

жадность,

нежелание помочь товарищу, неряшливость. Чтение и разбор статей,

рассказов,

стихов,

где

ставятся

в

доступной

форме

вопросы

о

справедливости, честности, товариществе, помогают детям понять и оценить

нравственные поступки людей. Эта работа способствует коллективному

переживанию, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества.

Знания

обучающихся

о

нравственных

нормах

нередко

бывают

разрозненными. Для их обобщения используются рассказ учителя, беседа,

главное назначение которой — помочь детям разобраться в вопросах морали,

помочь осознать личный нравственный опыт поведения.

Учебная деятельность создает возможности для овладения учащимися

приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении

школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель

всегда является для учащихся примером нравственности и преданного

отношения к труду. Проблемы нравственности на сегодняшнем этапе

развития общества особенно актуальны.

Придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения

окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм,

существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению.

Это происходит на уроках чтения, русского языка, окружающего мира. В

ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную

работу, где также идет усвоение нравственных норм.

Обучение в школе — это, прежде всего, формирование нравственной

личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие

развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения

любого предмета.



В раздел образования




Яндекс.Метрика