Автор: Карпенко Юлия Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №54
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: консультация для молодых педагогов
Тема: Воспитание нравственности младших школьников
Раздел: начальное образование
Воспитание нравственности младших школьников
(консультация для молодых педагогов)
Составила: Карпенко Ю.И., учитель начальных классов
МБОУ СОШ №54 г. Ставрополь
В
настоящее
время
духовно-нравственное
воспитание
в
школе
приобрело особую значимость. В переходный период в любом обществе
имеет место нравственное опустошение. Исчезают слова: добро - как
источник радости, мир и согласие в душе, покаяние — отречение от зла,
милосердие как милость в сердце, благодать, которая вызвана добрыми
делами и любовью к близким. Сегодня люди все больше стали нетерпимы к
друг другу, жестче. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.
Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, то
увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и
любовь
к
Родине.
Чтобы
вернуться
к
истокам
развития
духовно-
нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.
Под
«духовно-нравственным
воспитанием»
понимается
процесс
содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у
него:
нравственных
чувств
(совести,
долга,
веры,
ответственности,
патриотизма);
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
нравственной позиции (способности к различению добра и зла);
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству,
послушания).
Реализовывать такие задачи необходимо начинать в формировании
личности
младшего
школьника.
Маленький
ребенок
не
имеет
еще
нравственных понятий и представлений. Духовно-нравственное воспитание
развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки
правильного поведения.
В основе праведного поведения лежит принцип не причинения вреда
ни самому себе, ни другим, ни природе. Для этого необходимо знать и
уважать законы природы, а также выполнять свой долг и обязанности по
отношению к своим родителям, Родине, людям. Каждое действие человека не
должно быть бесполезным, бестактным или вредным для себя и других.
Очень важно детям научиться говорить правду. Необходимо учить
детей и развивать в них такие качества как любознательность, чувство
справедливости, бесстрашие, честность, стремление к познанию, единство
мысли, слова и дела.
В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга —
это
открытие
мира».
Действительно,
читая,
ребенок
знакомиться
с
окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их
радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не
только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может
окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее,
помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами
поведения.
Рассказывание учителем истории, сказок, легенд, повествующих о
нравственных поступках людей, вызывает у детей интерес и захватывает их
внимание. Все дети любят слушать интересные истории. Герои легенд,
наделенные высокими качествами, являются идеалами в жизни ребенка.
Такие рассказы должны быть вдохновляющими, занимательными. Учителю
лучше рассказывать истории, а не читать. Это позволит сохранить
зрительный контакт с детьми. Рассказывая, учитель может пользоваться
рисунками, куклами, звуковыми эффектами и т. д., которые будут усиливать
воздействие того, о чем идет речь. По окончании рассказа необходимо задать
вопросы детям по содержанию. Это помогает детям обдумывать смысл
рассказа, а также выявить общечеловеческие ценности, которые проявляли
герои рассказа.
Ролевые игры дают возможность детям принять участие в сценке,
пантомиме, мини-спектакле. Благодаря ролевой игре ребенок учиться
понимать других людей и их действия в разных жизненных ситуациях,
сопереживать им. Они пробуждают творческое мышление, развивать
мужество и уверенность в себе, мини-спектакли целиком включают ребенка
в действие сюжета. Очень важно, чтобы сюжет содержал общечеловеческие
ценности. Учитель может предложить детям разобрать свой собственный
сюжет. Он согласовывает с детьми распределение ролей и затем помогает
детям увидеть, каким образом они согласовываются с духовной ценностью.
Ставя мини-спектакль, дети учатся справляться с трудными жизненными
ситуациями, строить межличностные отношения.
Совместная работа в группе учит детей находить собственные решения
проблем
под
руководством
учителя.
Данный
вид
деятельности
предусматривает такие формы, как совместная прогулка в парк, экскурсии,
спортивные соревнования, концерты, совместная деятельность по уборке
помещений, посадка деревьев, например, к 70-летию Победы посадили с
детьми 70 деревьев.
Групповая работа пробуждает дух сотрудничества, развивает такие
умения как слушание других, принятие мнения другого, работу в команде. А
также учит строить гармонические отношения между детьми.
Художественное
творчество
активизирует
у
детей
творческие
способности, пробуждает чувство ответственности, уверенность в себе.
Эффективный способ создать в классе атмосферу сотрудничества и
взаимного уважения — попросить учащихся совместно составить свод
правил поведения. Детям предлагается подумать, а учителю следует настоять
на том, чтобы каждый пункт был принят не большинством, а единогласно.
Учитель
поддерживает
на
уроке
дух
единства,
любви,
взаимопонимания и терпимости, т. к. данные качества лежат в основе всех
общечеловеческих ценностей.
В кратком словаре понятие «нравственность» приравнено к понятию
«мораль». Мораль — латинское слово — нормы, принципы, правила
поведения людей, чувства.
Сухомлинский
считал,
что
основа
нравственного
убеждения
закладывается
в
детстве,
когда
добро
и
зло,
честь
и
бесчестье,
справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при
условии яркой наглядности того, что он видит, делает, наблюдает.
Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень
широко.
Исполнение
высокодуховных
истин:
умение
быть
добрым,
милосердным, культурным, умение прощать — это и есть духовность.
Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном
единстве.
Педагогический смысл работы по духовно-нравственному воспитанию
личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему
продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню,
где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Отмечено,
что
дети
в
большинстве
своем
или
социально-
неблагополучные, неполных семей или семей, где родители занимаются
работой, созданием материальной базы, а не воспитанием ребенка. Ушли или
уходят
из
семейного
воспитания
чтение
сказок,
просмотр
мультипликационных
фильмов.
Дети
долгое
время
просиживают
в
компьютере или мобильном телефоне. Но проявим уважении к тем
родителям, которые воспитывают своих детей, сотрудничая с учителями и
заинтересованы в обучении, развитии и воспитании своих детей. Огромную
роль в воспитании духовно-нравственного начала в маленьком человеке
играют учителя начальных классов.
Начальное обучение в настоящее время строиться таким образом, что
развивает у обучающихся познавательные способности, вырабатывает
навыки активного овладения учебного материала. Развитие мышления,
овладение разнообразными способами работы с учебным материалом
оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний,
организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению
нравственного опыта. Воспитывает и та атмосфера, которая складывается на
уроке, стиль отношения учителя и ученика, детей между собой. Воспитывает
себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Уже в период обучения грамоте, используя беседы по картинкам,
иллюстрации, содержание текстов, главным образом, сказок, учитель имеет
возможность раскрыть перед детьми внутреннее содержание таких понятий,
как
взаимопомощь,
забота,
внимание,
доброжелательность,
щедрость,
аккуратность,
а
также
отрицательные
понятия:
хитрость,
жадность,
нежелание помочь товарищу, неряшливость. Чтение и разбор статей,
рассказов,
стихов,
где
ставятся
в
доступной
форме
вопросы
о
справедливости, честности, товариществе, помогают детям понять и оценить
нравственные поступки людей. Эта работа способствует коллективному
переживанию, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества.
Знания
обучающихся
о
нравственных
нормах
нередко
бывают
разрозненными. Для их обобщения используются рассказ учителя, беседа,
главное назначение которой — помочь детям разобраться в вопросах морали,
помочь осознать личный нравственный опыт поведения.
Учебная деятельность создает возможности для овладения учащимися
приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении
школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель
всегда является для учащихся примером нравственности и преданного
отношения к труду. Проблемы нравственности на сегодняшнем этапе
развития общества особенно актуальны.
Придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения
окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм,
существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению.
Это происходит на уроках чтения, русского языка, окружающего мира. В
ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную
работу, где также идет усвоение нравственных норм.
Обучение в школе — это, прежде всего, формирование нравственной
личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие
развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения
любого предмета.