Напоминание

Игра на уроках русского языка и литературы как средство повышения грамотности обучающих


Автор: Хомякова Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ №167"
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: презентация
Тема: Игра на уроках русского языка и литературы как средство повышения грамотности обучающих
Раздел: полное образование





Назад




Федеральное государственное казенное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №167»

Игровые технологии на

уроках русского языка и

литературы

Хомякова Ольга Владимировна

учитель русского языка и литературы

г. Брянск

Игра - это искра,

зажигающая огонёк

пытливости и

любознательности.

В.А. Сухомлинский

Цель игровых технологий

пробудить интерес к

познанию, науке, книге,

учению.

Функции игровой

деятельности:

развлекательная;

коммуникативная;

самореализации;

диагностическая.

Черты игры:

свободная развивающая

деятельность;

творческий характер;

эмоциональная приподнятость;

наличие прямых или косвенных

правил.

Ведущая идея игры:

сотрудничество учителя и ученика на

основе взаимного уважения и доверия;

обучение без принуждения;

освоил теорию, проверь на практике.

Основные направления в

игровых технологиях:

дидактическая цель ставится перед учащимися в

форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам

игры;

учебный материал используется в качестве ее

средства;

элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания

связывается с игровым результатом.

Условия при

использовании игровых

технологий:

соответствие игры учебно-

воспитательным целям урока;

доступность для учащихся данного

возраста;

умеренность в использовании игр

на уроках.

Виды уроков с

использованием игровых

технологий:

ролевые игры;

игровая организация учебного

процесса с использованием

игровых заданий(урок-

соревнование, урок-путешествие,

урок-КВН и др.)

игровая организация с использованием

заданий, которые обычно предлагаются

на традиционном уроке(найди

орфограмму, один из видов разбора и

др);

использование игры на определенном

этапе урока;

различные виды внеклассной работы

Результат игровых технологий:

-

эффективное

средство

воспитания

познавательных

интересов и активизации деятельности учащихся;

-

тренировка памяти, помогающая учащимся выработать

речевые умения и навыки;

-

стимулирует

умственную

деятельность

учащихся,

развивает

внимание

и

познавательный

интерес

к

предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Классификация дидактических

игр на уроках русского языка:

фонетические игры;

лексико-фразеологические;

игры по морфемике и

словообразованию;

игры по орфографии, пунктуации,

синтаксису.

Игровые задания,

направленные на отработку

орфоэпических норм:

«Говори по-русски правильно»,

«Пригласи на обед».

Озвучить меню обеда, на который вы

хотели бы пригласить своего друга. В

меню должны оказаться августовский,

тефтели, щавель, пирожки с творогом,

сливовый или грушевый компот.

Написать текст и озвучить.

Лексико-фразеологические

игры:

«Угадай-ка»

«Собери пословицу»

«Замени фразеологизм»

«Собери фразеологизм»:

Как, свистит, на языке, ветер,

вертится, Макар, в карманах,

куда, в рукавицах, канул, телят,

в воду, не гонял, ежовых.

Куда Макар телят не гонял.

Как в воду канул.

Ветер свистит в карманах.

На языке вертится.

В ежовых рукавицах.

ИСПОЛЬЗУЯ РИСУНКИ, ВСПОМНИТЕ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?

«Подбери фразеологизм»

К

О

С

М

О

С

К - когда рак на горе свистнет

О - обетованная земля

С - спустя рукава

М - мозолить глаза

О - от корки до корки

С - сорвать маску

Орфографические и

пунктуационные игры:

«Лови мяч»;

«Третий лишний»;

«Корректор»;

«Кто больше»;

«Да, Нет» и др.

ВИД..ШЬ, НОС..Т, ДУМА..Т.

ПИШ..Т, ПРОИЗВОД..Т, ПЛАЧ..Т.

КРАС..Т, ВЕРТ..ШЬ, ЗНА..ШЬ.

ЗАСОХН..Т, ЗВОН..ШЬ, ОСЫПЛ..ТСЯ.

ИГРА «3-ИЙ ЛИШНИЙ»

Виды игровых технологий:

кроссворды;

загадки;

ребусы;

задачки;

соревнования;

конкурсы.

Игра-задачка

Засейте поле «ромашками». Соблюдайте

условие: серединка цветка- многозначное

слово, его лепестки- это значения данного

слова.

Поле, поля

И

г

р

о

в

а

я

п

л

ощ

ад

к

а

П

л

о

щ

а

д

ь

по

д

по

с

е

в

а

ми

Р

а

в

н

и

н

н

о

е

п

р

о

с

т

ра

н

с

т

в

п

е

р

е

д

п

о

л

е

м

М

е

с

т

о

п

о

к

р

а

я

м

т

е

т

ра

д

и

П

о

л

я

,

к

р

а

я

ш

л

я

п

ы

С

и

л

о

в

о

е

(

т

е

р

м

и

н

)

Игра-соревнование.

Напишите как можно больше слов с

приставками, оканчивающимися на «З».

«С», соблюдая следующие условия:

-

приставка на «З» и корень на «З»;

- приставка на «С» и корень на «С»;

-

приставка на «С» и корень на «Ч» или «Ш»;

-

приставка на «З» и корень на «Ж».

Игра-конкурс.

Сочините сказку про глагол и частицу

НЕ, которая не желает быть

приставкой. Однако для некоторых

глаголов она делает исключение.

Вспомните глаголы , которые без НЕ не

употребляются.

-

является естественной формой труда

ребенка, приготовлением к будущей

жизни;

-

способствует повышению интереса,

активизации и развитию мышления;

-

несет здоровьесберегающий фактор в

развитии и обучении;

-

идет передача опыта старших поколений

младшим;

-

способствует использованию знаний в

новой ситуации;

-способствует объединению коллектива

и формированию ответственности

.

-сложность в организации и проблемы

с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат

времени, нежели ее проведение;

-увлекаясь игровой оболочкой,

можно потерять образовательное

содержание

- невозможность использования на

любом материале;

-сложность в оценке учащихся

.



В раздел образования




Яндекс.Метрика