Автор: Хомякова Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ №167"
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: презентация
Тема: Игра на уроках русского языка и литературы как средство повышения грамотности обучающих
Раздел: полное образование
Федеральное государственное казенное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №167»
Игровые технологии на
уроках русского языка и
литературы
Хомякова Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
г. Брянск
Игра - это искра,
зажигающая огонёк
пытливости и
любознательности.
В.А. Сухомлинский
Цель игровых технологий –
пробудить интерес к
познанию, науке, книге,
учению.
Функции игровой
деятельности:
•
развлекательная;
•
коммуникативная;
•
самореализации;
•
диагностическая.
Черты игры:
•
свободная развивающая
деятельность;
•
творческий характер;
•
эмоциональная приподнятость;
•
наличие прямых или косвенных
правил.
Ведущая идея игры:
•
сотрудничество учителя и ученика на
основе взаимного уважения и доверия;
•
обучение без принуждения;
•
освоил теорию, проверь на практике.
Основные направления в
игровых технологиях:
•
дидактическая цель ставится перед учащимися в
форме игровой задачи;
•
учебная деятельность подчиняется правилам
игры;
•
учебный материал используется в качестве ее
средства;
•
элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую;
•
успешное выполнение дидактического задания
связывается с игровым результатом.
Условия при
использовании игровых
технологий:
•
соответствие игры учебно-
воспитательным целям урока;
•
доступность для учащихся данного
возраста;
•
умеренность в использовании игр
на уроках.
Виды уроков с
использованием игровых
технологий:
•
ролевые игры;
•
игровая организация учебного
процесса с использованием
игровых заданий(урок-
соревнование, урок-путешествие,
урок-КВН и др.)
•
игровая организация с использованием
заданий, которые обычно предлагаются
на традиционном уроке(найди
орфограмму, один из видов разбора и
др);
•
использование игры на определенном
этапе урока;
•
различные виды внеклассной работы
Результат игровых технологий:
-
эффективное
средство
воспитания
познавательных
интересов и активизации деятельности учащихся;
-
тренировка памяти, помогающая учащимся выработать
речевые умения и навыки;
-
стимулирует
умственную
деятельность
учащихся,
развивает
внимание
и
познавательный
интерес
к
предмету;
- способствует преодолению пассивности учеников;
- способствует усилению работоспособности учащихся.
Классификация дидактических
игр на уроках русского языка:
•
фонетические игры;
•
лексико-фразеологические;
•
игры по морфемике и
словообразованию;
•
игры по орфографии, пунктуации,
синтаксису.
Игровые задания,
направленные на отработку
орфоэпических норм:
«Говори по-русски правильно»,
«Пригласи на обед».
Озвучить меню обеда, на который вы
хотели бы пригласить своего друга. В
меню должны оказаться августовский,
тефтели, щавель, пирожки с творогом,
сливовый или грушевый компот.
Написать текст и озвучить.
Лексико-фразеологические
игры:
•
«Угадай-ка»
•
«Собери пословицу»
•
«Замени фразеологизм»
•
«Собери фразеологизм»:
Как, свистит, на языке, ветер,
вертится, Макар, в карманах,
куда, в рукавицах, канул, телят,
в воду, не гонял, ежовых.
•
Куда Макар телят не гонял.
•
Как в воду канул.
•
Ветер свистит в карманах.
•
На языке вертится.
•
В ежовых рукавицах.
ИСПОЛЬЗУЯ РИСУНКИ, ВСПОМНИТЕ
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?
•
«Подбери фразеологизм»
•
К
•
О
•
С
•
М
•
О
•
С
•
К - когда рак на горе свистнет
•
О - обетованная земля
•
С - спустя рукава
•
М - мозолить глаза
•
О - от корки до корки
•
С - сорвать маску
Орфографические и
пунктуационные игры:
•
«Лови мяч»;
•
«Третий лишний»;
•
«Корректор»;
•
«Кто больше»;
•
«Да, Нет» и др.
•
ВИД..ШЬ, НОС..Т, ДУМА..Т.
•
ПИШ..Т, ПРОИЗВОД..Т, ПЛАЧ..Т.
•
КРАС..Т, ВЕРТ..ШЬ, ЗНА..ШЬ.
•
ЗАСОХН..Т, ЗВОН..ШЬ, ОСЫПЛ..ТСЯ.
ИГРА «3-ИЙ ЛИШНИЙ»
Виды игровых технологий:
•
кроссворды;
•
загадки;
•
ребусы;
•
задачки;
•
соревнования;
•
конкурсы.
Игра-задачка
•
Засейте поле «ромашками». Соблюдайте
условие: серединка цветка- многозначное
слово, его лепестки- это значения данного
слова.
Поле, поля
И
г
р
о
в
а
я
п
л
ощ
ад
к
а
П
л
о
щ
а
д
ь
по
д
по
с
е
в
а
ми
Р
а
в
н
и
н
н
о
е
п
р
о
с
т
ра
н
с
т
в
п
е
р
е
д
п
о
л
е
м
М
е
с
т
о
п
о
к
р
а
я
м
т
е
т
ра
д
и
П
о
л
я
,
к
р
а
я
ш
л
я
п
ы
С
и
л
о
в
о
е
(
т
е
р
м
и
н
)
Игра-соревнование.
Напишите как можно больше слов с
приставками, оканчивающимися на «З».
«С», соблюдая следующие условия:
-
приставка на «З» и корень на «З»;
- приставка на «С» и корень на «С»;
-
приставка на «С» и корень на «Ч» или «Ш»;
-
приставка на «З» и корень на «Ж».
Игра-конкурс.
•
Сочините сказку про глагол и частицу
НЕ, которая не желает быть
приставкой. Однако для некоторых
глаголов она делает исключение.
Вспомните глаголы , которые без НЕ не
употребляются.
-
является естественной формой труда
ребенка, приготовлением к будущей
жизни;
-
способствует повышению интереса,
активизации и развитию мышления;
-
несет здоровьесберегающий фактор в
развитии и обучении;
-
идет передача опыта старших поколений
младшим;
-
способствует использованию знаний в
новой ситуации;
-способствует объединению коллектива
и формированию ответственности
.
-сложность в организации и проблемы
с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат
времени, нежели ее проведение;
-увлекаясь игровой оболочкой,
можно потерять образовательное
содержание
- невозможность использования на
любом материале;
-сложность в оценке учащихся
.