Автор: Щербакова Виктория Александровна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Саратовский областной педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование игровых технологий на уроках физической культуры»
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Методическая разработка по теме
«Использование игровых технологий на уроках физической
культуры»
Выполнил:
Преподаватель физической культуры
ГАПОУ СО «СОПК»
г. Саратов
Щербакова Виктория Александровна
Саратов
2025
2
Содержание
Введение – 3-4 стр.
Основная часть - 5 – 13 стр.
Заключение - 14 стр.
Список литературы - 15 стр.
3
Введение
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития
учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи
накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью
можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и
сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений.
Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к
учебному
предмету,
создаёт
ситуации,
наполненные
эмоциональными
переживаниями, стимулирует деятельность учащихся.
Учебная игра как технология обучения давно интересовала учёных и
практиков. Педагогическая технология игры ценна тем, что создаёт
эмоциональный подъём. Мотивы игровой деятельности ориентированы на
процесс постижения смысла этой деятельности.
Игры состязания и подвижные игры на улице в широком спектре
созданных
игр
занимают
особое
место
по
соревновательности,
занимательности
и
эмоциональности.
Они
одинаково
интересны
школьникам, как младших, так и старших классов. Занимательность этих игр
является средством привлечения интереса к предмету или процессу
обучения. В соревновании – этой специфической форме взаимоотношений в
процессе совместной деятельности – школьники сравнивают свои знания,
умения, личностные свойства. Во время соревнований ученики, помимо
соревнования, учатся делать выбор и выводы, давать самооценку и
пересматривать собственные позиции.
Назначение игр-состязаний в учебном процессе многообразно. Их
следует
рассматривать
как
первоначальный
толчок
к
развитию
познавательного интереса, как средство личностного роста. Игры-состязания
являются средством разрядки при напряжённой интеллектуальной работе, их
применяют для переключения внимания. Важным мотивом для учащихся
является мотив коллективного и индивидуального соревнования.
4
А подвижные игры на местности укрепляют здоровье, развивают
находчивость,
чувство
товарищества,
дают
возможность
школьникам
реализовать
накопившуюся
энергию.
Кроме
того,
они
развивают
воображение, прививают участникам умение достигать цели, приходить на
помощь другу при разных обстоятельствах.
5
Основная часть
Использование игровых технологий на уроках физической культуры
Применение современных технологий на уроках физической культуры
при реализации ФГОС
В
рамках
реализации
ФГОС
приоритетной
цель
современного
школьного образования - развитие способности ученика самостоятельно
ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать
и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться.
Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного
образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным
благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Любая педагогическая технология, применяемая на уроках физической
культуры, должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим,
эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.
В своей педагогической практике на уроках физической культуры
часто применяют игровые технологии, поскольку эти технологии позволяют
в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Игровые технологии
Игровая технология - это уникальная форма обучения. Игра позволяет
сделать обычный урок увлекательным. В игре ребёнок учится познавать себя,
познавать окружающий мир и своё место в нём.
Общеизвестно,
что
основным
видом
деятельности
младшего
школьника
является
игра.
Соответственно,
для
успешного
развития
физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении
физических упражнений, активизации и совершенствовании основных
психических
процессов,
лежащих
в
основе
двигательной
активности
младших школьников необходимо как можно шире применять подвижные
игры.
6
Как показала практика, применение игровых технологий с учетом
возрастных особенностей не теряет актуальности в средней и старшей школе.
Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения.
К характерным признакам игровых технологий можно отнести:
- присутствие соперничества и эмоциональности в двигательных
действиях;
- непредсказуемую изменчивость как условий, так и действия самих
игроков;
- проявление максимальных физических усилий и психического
воздействия;
- стремление добиться победы при соблюдении правил игры;
- применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в
конкретных условиях.
Важнейшей особенностью игровых технологий на уроках физкультуры
является связь с другими предметами.
Результатом широкого применения игровых технологий на уроках
физкультуры стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех
возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры,
посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием.
Применение игровых технологий на уроках физической культуры в
школе.
Игровые технологии в школе являются незаменимым средством,
решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника,
развития
его
разнообразных
двигательных
способностей
и
совершенствования умений. Они направлены на развития творчества,
воображения, воспитания инициативности, самостоятельности действий,
выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижению
этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения
методических требований к проведению игр, нежели к их содержанию.
7
Подвижные игры на уроках физической культуры используются для
решения: 1) образовательных задач (закрепление и совершенствование
изучаемых приёмов игры, развитие умения ориентироваться на площадке во
время игры, увеличение моторной плотности уроков); 2) воспитательных
задач (чувства солидарности, товарищества, честности, ответственности за
действие
друг
друга);
3)
оздоровительных
задач
в соответствии
с требованиями программы.
В ходе игр вырабатывается и взаимопонимание партнёров в коллективе
необходимое
в командных
и лично-командных
соревнованиях.
Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший
результат игры — это радость и эмоциональный подъём детей. Благодаря
этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного
характера, больше чем другие формы и средства физической культуры,
соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных
игр,
оказывает
комплексное
воздействие
на
совершенствование
координационных способностей (способностей к реакции, ориентированию в
пространстве
и
во
времени,
перестроению
двигательных
действий,
скоростных и скоростно-силовых способностей). Играя в планомерно
подобранные учителем подвижные игры, занимающиеся естественно и
непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко
попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в
командных состязаниях.
Игру можно рассматривать и как своеобразную, предварительную
тренировку перед серьезной и ответственной учебной работой на уроке или
как специальное упражнение, нацеленное на проявление самообладания и
находчивости в условиях острой конкуренции на требуемую педагогу тему.
Порождаемые игрой положительные эмоции возбуждают у ее участников
страстное
желание
подвергнуть
проверке
в
условиях
максимального
напряжения свои физические и психические возможности, и при этом
8
учащиеся не чувствуют усталости даже при значительно повышенных
объемах работы, поэтому необходимо методически правильно подбирать
игры к уроку.
Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных
способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития
быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной
скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося.
Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять
знакомые ученику действия с повышенными требованиями, способствует
сохранению у него интереса к игре. Взяв во внимание главные мотивы
игровой деятельности и взаимоотношений играющих, при достижении
стоящих перед игрой целей можно разделить игры на три группы:
некомандные игры, командные,
Подвижные игры, это тот вид деятельности, которому ребёнок
научается и самостоятельно активно пользуется в повседневной жизни. Они
имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей,
которая является непременным условием каждой коллективной игры.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно
обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса
в форме соответствующих различных игр.
Игровая деятельность используется:
-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия темы и
даже раздела;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части;
- как технология внеклассной работы
Игровые технологии используются для развития физических качеств,
формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений,
активизации и совершенствовании основных психических процессов.
9
Игра наряду с трудом и учением, одна из основных видов деятельности
человека, удивительный феномен нашего существования. Понятие игрового
метода
в
сфере
физического
воспитания
отражает
соответствующие
особенности игры, то есть то, что отличает её в методическом отношении
(особенности организации деятельности занимающихся, руководство игрой,
другие
педагогически
существенные
признаки)
от
других
способов
воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо
общепринятыми
играми,
например
футболом,
волейболом
или
элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применён к
любым физическим упражнениям при условии, конечно, что они поддаются
организации в соответствии с особенностями данного метода. Так игры на
уроках физической культуры можно применять не только в разделе
подвижные
и
спортивные
игры,
но
и
в
разделах:
гимнастика
и
легкоатлетические упражнения. На уроках гимнастики применяю подвижные
игры для закрепления построений и перестроений, общеразвивающих
упражнений, навыка правильной осанки, точности исходных и конечных
положений, навыков лазанье и перелезания. Применение игрового метода на
уроках легкой атлетики является эффективным средством в обучении и
совершенствовании
легкоатлетических
упражнений.
Легкоатлетические
упражнения, проводимые в игровой форме, доставляют детям радость и
удовольствие, а грамотная объективная оценка их достижений явится
стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Уроки легкой атлетики
проводятся
преимущественно
на
открытом
воздухе,
благодаря
чему
достигается выраженный оздоровительный эффект.
В рамках запланированных задач урока помогающие их решению
подвижные игры применяются в тесной взаимосвязи с другими средствами,
путем комплексного использования с общеразвивающими и специальными
упражнениями. При планировании полезной для конкретного занятия
подвижной игры учитывается общая нагрузка урока и определяется её место
среди других упражнений и учебных заданий.
10
Если на уроке решается задача развития силы, то в него включаются
вспомогательные игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми
напряжениями,
разнообразными
формами
преодоления
мышечного
сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним —
перетягивание, сталкивание, удержание, выталкивание, и т. д., различными
двигательными операциями с доступными отягощениями — бег, прыжки,
метания на дальность, их перемещения в пространстве, передачи партнерам
по команде и т. п.
Для развития быстроты подбираются игры, требующие мгновенных
ответных
реакций
на
зрительные,
звуковые,
тактильные
сигналы,
упражнения
с внезапными
остановками,
стремительными
рывками,
мгновенными задержками, бегом на короткие расстояния в кратчайший срок
и другими
двигательными
действиями,
направленными
на
осознанное
и целеустремленное опережение соперника.
Для
развития
ловкости используются
игры,
требующие
точной
координации
движений
и быстрого
согласования
своих
действий
с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой
и тактической
изворотливостью,
умения
своевременно
и результативно
использовать те редкие благоприятные моменты и ситуации, которые
непредсказуемо
складываются
в условиях
бескомпромиссного
психофизического соперничества.
Для развития выносливости применяю игры, связанные с заведомо
большой
затратой
сил
и энергии,
с частыми
повторами
составных
двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной
деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.
В силу особенностей наших детей не всякую игру можно использовать,
необходимо учитывать уровень трудности игры и сложность ее во
взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна им.
Поэтому надо следовать по принципу от простого к сложному. Для этого
используются различные варианты одной игры, которые предусматривают
11
сохранение
ее
правил
и
умений
детей
с
учетом
их
возраста
и
индивидуальных особенностей. В ходе проведения подвижных игр ведётся
наблюдение
за
участниками
игры,
что
помогает
более
грамотно
организовывать
рефлексию
по
ее
окончанию
и
определять
степень
сформированности коммуникативных УУД, а также проводится анализ
эффективности использования именно этих игр. Чтобы игра приносила
пользу следует соблюдать правила, технику безопасности, проводить игру с
дидактической направленностью. Важно организовано закончить игру:
подвести
итоги,
объявить
результаты,
отметить
положительные
и
отрицательные стороны. К подведению итогов нужно чаще привлекать самих
участников. Это способствует воспитанию у детей умений оценивать свои
действия, действия товарищей, выявлять причин побед и поражении.
При
использовании
игровых
технологий
на
уроках
физической
культуры можно придерживаться следующего алгоритма:
1.
Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей
предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их
физической подготовленности.
2.
Оборудование
и
оснащение
игровой
площадки.
При
планировании учебного занятия обязательно выбираю место для проведения
игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим
нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.
3.
Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры
заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса,
когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры
входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и
кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название
игры, её содержание и объяснение основных правил игры, в том числе роли
12
играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила
объясняю по ходу игры.
4.
Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На
уроках физической культуры при проведении игр разбиваю класс на
команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической
подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны или
водящие, учитываю, какая роль особенно полезна ученику. Так, например,
чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным
проявить
активность,
недисциплинированным
стать
организованным.
Стараюсь следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение
власти командных ролей над второстепенными.
5.
Развитие
игровой
ситуации.
При
организации
игр
придерживаться следующих принципов:
принцип развития игровой динамики;
принцип поддержания игровой атмосферы;
принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
принципы перехода от простейших игр к сложным игровым
формам.
6.
Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее
правилами
вмести
с
учащимися,
подводим
итог
игры,
определяем
победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по состоянию
здоровья не могут в данной игре принимать участие.
При проведение игр учитель должен ставить перед собой следующие
задачи:
1.
Опираться на достижения предыдущего возраста;
13
2.
Стремиться
мобилизовать
потенциальные
возможности
конкретного возраста;
3.
Подготовить
почву
для
последующего
уровня
физической
подготовленности учащихся;
4.
Ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к
учебной деятельности;
5.
Главное, уважение к личности ребёнка, не убить интерес к
работе, стремиться развивать его.
Результатом широкого применения игровых технологий на уроках
физкультуры стало изменение отношения к предмету. Они является
проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке
физической культуры, за счёт подключения эмоций учащихся. Важным
достоинством игрового метода является возможность введения его во все
виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых
видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном
процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более
интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно
использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и
с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с
товарищами в свободное время.
14
Заключение
Таким
образом,
игровая
технология
строится
как
целостное
образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и
объединённое
общим
содержанием,
сюжетом,
персонажем.
В
неё
включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение
выделять
основные,
характерные
признаки
предметов,
сравнивать,
сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым
признакам; группы игр, в процессе которых у школьников развивается
умение
отличать
реальные
явления
от
нереальных;
группы
игр,
воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово,
фонематический слух, смекалку и т. д. При этом игровой сюжет развивается
параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать
учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – это
забота каждого учителя.
15
Список литературы
1. Лукьяненко В.П. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической
технологии. - М.: Просвещение, 1999.
2. Гуревич И.А. Соревновательно – игровые задания по физическому
воспитанию. – М.: 1994.
3. Копылов Ю.А., Верхлин В.Н. Третий урок физической культуры в
начальной школе: Методические рекомендации. Библиотечка «Первое
сентября», серия «Спорт в школе». – М.: Чистые пруды, 2005.