Напоминание

Система работы школьного психолога по профилактике и преодолению школьного буллинга


Автор: Шац Наталья Геннадьевна
Должность: педагог психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: Копейск
Наименование материала: презентация
Тема: Система работы школьного психолога по профилактике и преодолению школьного буллинга
Раздел: среднее образование





Назад




БУЛЛИНГ

Система работы школьного

психолога по профилактике и

преодолению школьного

буллинга

Подготовила педагог психолог Шац Н.Г.

МОУ СОШ №6 Копейск

Буллинг — это длительное физическое или психическое

насилие со стороны индивида или группы в отношении

индивида, не способного защитить себя в данной

ситуации.

Это форма жестокого обращения,

когда физически или психически

сильный индивид или группа

таковых получает удовольствие,

причиняя боль, насмехаясь,

добиваясь покорности и уступок,

завладевая имуществом более

слабого. Пострадавшие чаще всего

испытывают стыд и неуверенность в

себе, но предпочитают не сообщать

об издевательствах.

Статистика

Первая публикация 1905 год. Англия.

Зарубежная статистика – от 4 до 50% учеников сталкивается с буллингом.

Российская статистика (2010 год) –

22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли (подростки 11-14

лет)

Кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет.

ПРОФИЛАКТИКА

«

Буллинг» – в переводе с английского

означает хулиганство.

Термин можно описать как длительную агрессию,

направленную на другого человека.

Внешне буллинг проявляется в необоснованно

пренебрежительном и высокомерном отношении к

человеку .

Булль (от анг. Bully) хулиган, драчун,

задира, грубиян, насильник)

КОНФЛИКТ ИЛИ БУЛЛИНГ

Кибербуллинг

-

высмеивание,

угрозы

в

социальных

сетях

и

мессенджерах. Это когда создают чат и не приглашают туда жертву,

распространяя

при

этом

слухи,

оскорбительные

картинки,

видео.

Особенности кибербуллинга – анонимность агрессора и больший охват

возможных жертв.

Основные характеристики буллинга

Умышленность

Регулярность

Неравенство сил

Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников)

Не заканчивается сам по себе

Негативное психологическое воздействие на всех участников

Типы буллинга

Физическая агрессия

Словесный буллинг

Запугивание

Изоляция

Вымогательство

Повреждение имущества

Кибербуллинг

Распределение ролей в буллинге

Косвенные

участники

буллинга

Родители

Опекуны

Учителя

Воспитатели

СМИ

Распределение ролей в буллинге

Активное участие в буллинге всегда принимают три группы

детей: жертва, агрессор и наблюдатели, защитники.

Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в

классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный

неуч.

Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от

буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из

страха, что сами окажутся в роли жертвы.

Защитники это более смелые дети, встают на защиту

жертвы.

Признаки ребенка агрессора

неумение

решать

конфликтные

ситуации и

при этом

постоянное в

них попадание

обидчивость,

причем обиды

сохраняются на

долгое время

проявление

жестокости в

отношении

более слабых,

беззащитных

постоянное

стремление

доминировать

среди

сверстников

трудности в

самоконтроле,

не может

заставить себя

выполнять

задания,

склонность к

истерикам

Последствия

школьного насилия

Последствия для

буллеров:

жгучее чувство

стыда во взрослом

возрасте при

воспоминании о

прошлых «подвигах»

неумение

выстраивать теплые

отношения с детьми,

с любимыми

Падение

самооценки,

затравленно

сть

Пробле

мы в

учёбе и

поведен

ии

Суицида

льные

намерен

ия

Жертвы школьного

буллинга

физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями

(например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с

импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;

особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма

головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со

взрослыми, нежели со сверстниками;

страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к

школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда

как повышенная тревожность, неуверенность,

провоцируя агрессию;

отсутствие опыта жизни в коллективе

(домашние дети);

болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала),

нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия

(нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

дети имеющие

неразвитые

социальные

навыки –

часто не

имеют ни

одного

близкого

друга и

успешнее

общаются со

взрослыми,

нежели со

сверстниками

страх перед

школой –

неуспешность в

учебе формирует

у детей

отрицательное

отношение к

школе, страх

посещения

отдельных

предметов, что

воспринимается

окружающими

как повышенная

тревожность,

неуверенность

отсутствие

опыта

жизни в

коллективе -

домашние

дети

болезни –

эпилепсию,

тики,

заикание,

энурез ,

энкопрез

нарушения

речи –

дислалия ,

дисграфия,

дислексия ,

дискалькулия

и т. д.

физические

недостатки –

носящие очки,

со сниженным

слухом или с

двигательными

нарушениями,

то есть те, кто

не может

защитить себя,

физически

слабее своих

ровесников

особенности

поведения –

замкнутые,

чувствительны

е, застенчивые,

тревожные

дети или дети с

импульсивным

поведением, не

уверены в себе,

несчастны и

имеют низкое

самоуважение

особенности

внешности

рыжие волосы

веснушки,

оттопыренные

уши, кривые

ноги, особая

форма головы,

вес тела и т.д.

К кому обратиться в случае

буллинга?

УЧИТЕЛЬ

ПЕДАГОГ ПСИХОЛОГ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

РОДИТЕЛИ

Не нужно это терпеть. Немедленно сообщи взрослым:

учителю, родителям и попроси о помощи. Ты не

станешь от этого «ябедой». Ябедничать – это

жаловаться взрослым по пустякам. А если речь идет о

насилии, оно должно быть прекращено, и помощь

взрослых здесь необходима.

Технология реагирования на выявленные или

установленные факты буллинга

1.При установлении факта либо подозрение на существование

ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся

ситуации представителю администрации.

2. Администрация, совместно с психологической службой

школы принимает решение о неотложности реагирования на

выявленный факт агрессии.

3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.

ПЕДАГОГ ИЛИ ПСИХОЛОГ

Часто педагоги опасаются работать со случаями травли,

предпочитают вызвать внешнего помощника.

В школах пытаются решение проблемы переложить на

школьных психологов. Но психолог не работает с классом как с

группой, он не может исправить правила жизни в этой группе.

Психолог может помочь!!!

При этом стоит работать с теми взрослыми, кто готов взять

ответственность, тем, кто все валит

на детей и «агрессию в обществе»

психолог помочь не сможет

Кто должен быть ответственным?

АДМИНИСТР

АЦИЯ

СЕМЬЯ

БЛИЗКИЕ

РОДСТВЕНН

ИКИ

УЧАСТНИКИ

БУЛЛИНГА

УЧАЩИЕСЯ

ШКОЛЫ

УЧИТЕЛЯ

ПСИХОЛОГИ

СОЦ

ПЕДАГОГИ

Комплексная профилактика

Содержание работы

Анонимные опросы школьников о существовании травли

Обсуждение данной проблемы на классных, школьных и

родительских собраниях

Разработка самими учениками кодекса поведения

Усиление внимания учителей к поведению детей на переменах

и во дворе школы

Вовлечение детей во внеурочную деятельность, коллективные

работы, игры на командообразование

Использование учителями различных методических пособий

для профилактической работы по развитию у детей навыков

уверенного поведения

Рекомендации

Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного

учреждения определения буллинга

Установите формы буллинга которые имеют место в вашей школе

Узнайте какими способами поддерживают свой авторитет учителя,

административные работники, ученики школы

К организации действий следует приступать после исследования

проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной

литературы и видеозаписей

Обсуждение проблемы. Необходимо проводить беседы со школьниками

как индивидуальные так и групповые

Определите поведение персонала школы которое способствует

позитивным межличностным отношениям между учащимися

Нельзя терять из поля зрения «обидчиков». Беседуйте не только с

виновными, но и с их родителями даже если это трудно сделать

Работа с родителями

Профилактика буллинга концентрируется на его потенциальных

участниках. Она состоит не только с учениками ,но и с их семьями.

Педагогам необходимо осуществить совместную работу с ребенком

и его родителями, изучить и провести коррекционную работу если

детско-родительские отношения нарушены.

Случаи применения родителями

физических наказаний и

психологической агрессии могут

быть предикторами причастности

ребенка из подобной семьи

к школьной травле.

Памятка для родителей

Посоветуйте вашему

ребёнку, для того

чтобы не попадать в

группу риска

по школьному

буллингу

не показывать

своё

превосходство

над другими

не пытаться

выделяться

среди других,

если нет для

этого повода

не хвастаться- ни

своими успехами, ни

своими электронными

игрушками, ни своими

родителями

не игнорировать

решения класса, если

они не противоречат его

нравственным нормам

(не плыть против

течения своего

коллектива)

не давать повода

для унижения

чувства

собственного

достоинства

не

демонстрировать

свою физическую

силу

не показывать

свою слабость

своим даром,

увлечениями надо

научиться

привлекать детей к

себе, а не

отталкивать от себя

одарённость вашего

ребёнка должна быть

направлена на благо

класса и школы, чтобы

одноклассники

гордились, что они

учатся вместе, а не

завидовали ему

Что можно сделать, если столкнулись с

ситуацией кибербуллинга?

Все зафиксируйте (скриншот

экрана)

Не реагируйте на сообщение

Храните доказательства (для

провайдера и

правоохранительных органов)

Заблокируйте буллера

Расскажите родителям

Вместе с родителями

постарайтесь разобраться в

ситуации:

В чем конфликт, кто участник,

что за причина, есть ли угроза

жизни.

Обратитесь за помощью:

-

к администратору ресурса.

-

Если в травле участвуют ученики школы – к

директору.

-

Если угроза жизни – в правоохранительные

органы, приложив доказательства.

-

Посоветуйтесь с юристом.

Скрининг-диагностика в классах с выявленными

признаками буллинга и кибербуллинга.

Методика на выявление «Буллинг-структуры» (Норкина Е.Г.)

Анкета «Кибербуллинг в сети» (Д. Соловьева)

Социометрический тест Дж. Морено (в модификации М. Биятновой)

Анкета для классного руководителя «Как выявить признаки буллинга и

кибербуллинга в классе». Автор Д. Соловьева

Спасибо за внимание!



В раздел образования




Яндекс.Метрика