Автор: Курышева Татьяна Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Шатовский детский сад"
Населённый пункт: Нижегородская область, г.о.г. Арзамас, село Шатовка
Наименование материала: Статья
Тема: "Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка:
«Методическое сопровождение работы по
ранней профориентации детей
дошкольного возраста»
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в
психологии и педагогике.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий,
направленных
на
выявление
личностных
особенностей,
интересов
и
способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном
выборе
профессии,
наиболее
соответствующих
его
индивидуальным
возможностям.
Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже
проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности,
определенные
потребности
в
той
или
иной
деятельности.
Зная
психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте
можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде
деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше
информации и знаний в какой либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является
первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о
профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и
широким выбором профессий.
Профессиональная
ориентация
дошкольников
–
это
широкое
поле
деятельности для педагогов и психологов. Ознакомление с трудом взрослых
и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте,
когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой
информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей,
психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания
ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний
о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему
необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и
дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями,
которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет
стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более
разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в
будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека
все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Раннее
начало
подготовки
ребенка
к
выбору
будущей
профессии
заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению
родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в
том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы
облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у
него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве,
спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет
ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в
более старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на
заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о
том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере
деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы
работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Мы должны готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы
далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в
самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место,
что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью
каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и
интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы,
принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема
ранней профориентации детей:
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой
деятельности не реализуется в полной мере.
- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом
взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный
рынок труда.
- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном
направлении.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер
(общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного
обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах
трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении
посильной работы).
Необходимо педагогам поставить для себя задачи по работе.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Задачи работы:
-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда
взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на
заботу о людях;
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Задачи работы:
-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение
потребностей человека и общества;
-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
-формировать первичные представления о мотивах труда людей;
-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих
пользу людям и описанных в художественной литературе;
-учить сравнивать профессии;
-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда,
имеющих понятный ребенку результат;
-знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной
деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
-расширять
и
систематизировать
представления
о
труде
взрослых,
материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и
общественной значимости;
-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах
техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
-формировать первоначальные представления о труде как экономической
категории;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности
детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей,
композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
-расширять и систематизировать представления о различных видах труда
взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и
государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы,
результаты, их личностную, социальную и государственную значимость,
представления о труде как экономической категории);
-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных
условий;
-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и
приборах – помощниках человека;
-формировать представление о видах производственного труда (шить,
производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда
(медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей
различных профессий.
Реализация
обозначенных
задач
позволяет
к
моменту
завершения
дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребѐнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности
взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных
профессий; имеет представления о семейном бюджете.
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты,
трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в
целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Достижение
заявленных
результатов
возможно,
если
в
дошкольной
образовательной организации ведѐтся планомерная профориентационная
работа с воспитанниками.
Поэтому
деятельность
педагогов
по
реализации
задач
ранней
профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и
методах работы с детьми и выстраиваться системно.
Для
ознакомления
детей
с
трудом
взрослых
можно
применять
традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности,
чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных
профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт
хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в
сочетании друг с другом.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых
проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в
процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных
моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе
совместной деятельности с семьѐй.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых –
наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность
получаемых
представлений,
способствуют
накоплению
ярких
эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое
требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и
занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять
сведения, полученные ими во время наблюдений.
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала
дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии:
- в медицинский кабинет;
- в прачечную;
- в библиотеку;
- в школу;
- в магазин;
- в аптеку;
- в парикмахерскую;
- в ателье;
- к светофору;
- на почту;
- на приусадебный участок;
- на работу к родителям.
Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные
действия, труд людей, их профессии.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом
следующих принципов:
Что такое принцип, я хочу напомнить:
Принцип – это основное исходное положение, которое фиксирует знание об
объективной реальности педагогических фактов или явлений и выступает в
качестве средства отображения этой реальности и способа познания
действительности, является результатом практики научного познания.
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка,
учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как
сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать
в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты
своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим
достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении,
завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу
выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения
работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить
желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность
(экскурсия,
наблюдение,
трудовые
поручения,
беседы,
развлечение,
викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым
ребенком
себя
как
субъекта
собственной
деятельности,
социальных
отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих
возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность
осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7.
Принцип
регионального
компонента.
Направлен
на
приведение
образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным
заказом и финансовыми возможностями региона.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом
принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с
ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями
заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для
непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные
технологии предполагают моделирование различных профессиональных
ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и
профессий – это актуальный процесс в современном мире, который
необходимо строить с учѐтом современных образовательных технологий.
1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Да-нилина,
Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).
Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по
определенному
плану
для
решения
поисковых,
исследовательских,
практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А.
Короткова).
Исследовательская
деятельность
–
это
особый
вид
интеллектуально-
творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования
механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского
поведения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и
интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
• опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и
отношений;
• коллекционирование (классификационная работа) – освоение родо-видовых
отношений.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б.
Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова,
Н.Я. Михайленко).
Технология организации сюжетно-ролевых игр опирается на принцип
активности
ребенка,
характеризуется
высоким
уровнем
мотивации
и
определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология
призвана сочетать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще,
педагогическая игра обладает существенным признаком.
1.Четко поставленной целью обучения;
2.Соответствующим
цели
педагогическим
результатом
познавательной
направленности.
В
результате
профориентационных
сюжетно-ролевых
игр
детьми
усваиваются знания о профессиональной деятельности взрослых. А о том,
что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут
на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут
самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или
воображаемую)
действительность
с
целью
еѐ
изучения,
проявления
собственного
«Я»,
творчества,
активности,
самостоятельности,
самореализации.
4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова,
О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода
инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому
состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных
образовательных
областей
содержания
дошкольного
образования,
обеспечивающее целостность.
Дошкольный
возраст-это
тот
подготовительный
этап,
в
котором
закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно
чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и
понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому
человеку и быть полезным окружающим людям.