Напоминание

"Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста"


Автор: Курышева Татьяна Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Шатовский детский сад"
Населённый пункт: Нижегородская область, г.о.г. Арзамас, село Шатовка
Наименование материала: Статья
Тема: "Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка:

«Методическое сопровождение работы по

ранней профориентации детей

дошкольного возраста»

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в

психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий,

направленных

на

выявление

личностных

особенностей,

интересов

и

способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном

выборе

профессии,

наиболее

соответствующих

его

индивидуальным

возможностям.

Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже

проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности,

определенные

потребности

в

той

или

иной

деятельности.

Зная

психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте

можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде

деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше

информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является

первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о

профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и

широким выбором профессий.

Профессиональная

ориентация

дошкольников

это

широкое

поле

деятельности для педагогов и психологов. Ознакомление с трудом взрослых

и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте,

когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой

информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей,

психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания

ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний

о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему

необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и

дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями,

которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет

стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более

разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в

будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека

все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

Раннее

начало

подготовки

ребенка

к

выбору

будущей

профессии

заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению

родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в

том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы

облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у

него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве,

спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет

ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в

более старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на

заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о

том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере

деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы

работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.

Мы должны готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы

далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в

самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место,

что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью

каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и

интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы,

принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема

ранней профориентации детей:

- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой

деятельности не реализуется в полной мере.

- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом

взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный

рынок труда.

- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном

направлении.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер

(общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного

обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах

трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении

посильной работы).

Необходимо педагогам поставить для себя задачи по работе.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Задачи работы:

-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда

взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на

заботу о людях;

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи работы:

-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение

потребностей человека и общества;

-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

-формировать первичные представления о мотивах труда людей;

-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих

пользу людям и описанных в художественной литературе;

-учить сравнивать профессии;

-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда,

имеющих понятный ребенку результат;

-знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной

деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

-расширять

и

систематизировать

представления

о

труде

взрослых,

материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и

общественной значимости;

-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах

техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

-формировать первоначальные представления о труде как экономической

категории;

-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности

детей средствами художественной литературы;

-систематизировать знания о труде людей в разное время года;

-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей,

композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

-расширять и систематизировать представления о различных видах труда

взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и

государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы,

результаты, их личностную, социальную и государственную значимость,

представления о труде как экономической категории);

-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных

условий;

-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и

приборах – помощниках человека;

-формировать представление о видах производственного труда (шить,

производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда

(медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей

различных профессий.

Реализация

обозначенных

задач

позволяет

к

моменту

завершения

дошкольного образования достичь следующих результатов:

- ребѐнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности

взрослых;

- называет профессии разных сфер экономики;

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных

профессий; имеет представления о семейном бюджете.

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты,

трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в

целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Достижение

заявленных

результатов

возможно,

если

в

дошкольной

образовательной организации ведѐтся планомерная профориентационная

работа с воспитанниками.

Поэтому

деятельность

педагогов

по

реализации

задач

ранней

профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и

методах работы с детьми и выстраиваться системно.

Для

ознакомления

детей

с

трудом

взрослых

можно

применять

традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности,

чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных

профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт

хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в

сочетании друг с другом.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых

проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в

процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных

моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе

совместной деятельности с семьѐй.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых –

наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность

получаемых

представлений,

способствуют

накоплению

ярких

эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое

требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и

занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять

сведения, полученные ими во время наблюдений.

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала

дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии:

- в медицинский кабинет;

- в прачечную;

- в библиотеку;

- в школу;

- в магазин;

- в аптеку;

- в парикмахерскую;

- в ателье;

- к светофору;

- на почту;

- на приусадебный участок;

- на работу к родителям.

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные

действия, труд людей, их профессии.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом

следующих принципов:

Что такое принцип, я хочу напомнить:

Принцип – это основное исходное положение, которое фиксирует знание об

объективной реальности педагогических фактов или явлений и выступает в

качестве средства отображения этой реальности и способа познания

действительности, является результатом практики научного познания.

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация

воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка,

учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как

сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать

в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты

своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим

достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении,

завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу

выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения

работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить

желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность

(экскурсия,

наблюдение,

трудовые

поручения,

беседы,

развлечение,

викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым

ребенком

себя

как

субъекта

собственной

деятельности,

социальных

отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих

возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность

осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7.

Принцип

регионального

компонента.

Направлен

на

приведение

образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным

заказом и финансовыми возможностями региона.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом

принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с

ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями

заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для

непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные

технологии предполагают моделирование различных профессиональных

ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и

профессий – это актуальный процесс в современном мире, который

необходимо строить с учѐтом современных образовательных технологий.

1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Да-нилина,

Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).

Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по

определенному

плану

для

решения

поисковых,

исследовательских,

практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А.

Короткова).

Исследовательская

деятельность

это

особый

вид

интеллектуально-

творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования

механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского

поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и

интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

• опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и

отношений;

• коллекционирование (классификационная работа) – освоение родо-видовых

отношений.

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б.

Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова,

Н.Я. Михайленко).

Технология организации сюжетно-ролевых игр опирается на принцип

активности

ребенка,

характеризуется

высоким

уровнем

мотивации

и

определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология

призвана сочетать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще,

педагогическая игра обладает существенным признаком.

1.Четко поставленной целью обучения;

2.Соответствующим

цели

педагогическим

результатом

познавательной

направленности.

В

результате

профориентационных

сюжетно-ролевых

игр

детьми

усваиваются знания о профессиональной деятельности взрослых. А о том,

что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут

на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут

самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или

воображаемую)

действительность

с

целью

еѐ

изучения,

проявления

собственного

«Я»,

творчества,

активности,

самостоятельности,

самореализации.

4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова,

О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода

инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому

состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных

образовательных

областей

содержания

дошкольного

образования,

обеспечивающее целостность.

Дошкольный

возраст-это

тот

подготовительный

этап,

в

котором

закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно

чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и

понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому

человеку и быть полезным окружающим людям.



В раздел образования




Яндекс.Метрика