Автор: Дудина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №20
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на родительском собрании
Тема: Роль подвижных игр в жизнедеятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Роль подвижных игр в жизнедеятельности дошкольников
(выступление на родительском собрании)
Подготовила: Дудина О.В., воспитатель
МБДОУ ЦРР д/с №20 г. Ставрополь
Дети дошкольного возраста очень подвижны. Их движения быстры,
разнообразны, и эту особенность надо использовать. Детей нужно приучать к
ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанию, тренировать у них чувство
равновесия.
Огромное место в жизни дошкольника занимает игра. Ребенок, играя,
познает
окружающий
мир
и
готовится
к
жизни,
труду.
Важнейший результат игры - радость, удовлетворение, эмоциональный
подъем. Положительные эмоции стимулируют деятельность всех основных
систем
организма
ребенка,
всесторонне
развивают
его.
Подвижные игры в плане воспитания неоценимы для детей раннего и
дошкольного возраста. Поэтому игры должны быть неотъемлемой частью
общего
двигательного
режима
ребенка.
Взрослым следует руководить играми дошкольников. Желательно, чтобы
родители сами принимали участие в организации коллективных игр детей во
время прогулки.
У 3 - 4-летних детей мышление конкретно, внимание неустойчиво,
поэтому содержание их игр должно быть несложным и конкретным
(например, "птицы летают и возвращаются в гнезда"). В играх детей этого
возраста отсутствует соревнование. Их увлекает процесс движения, а не его
результат.
Очень хорошо сопровождать игры текстом, который раскрывает
содержание игры, являясь сигналом к выполнению тех или иных заданий.
Это
может
быть
и
короткая
песенка,
и
стихотворение.
С детьми в возрасте 5-6 лет проводят игры с включением не только таких
образов и действий, которые они наблюдают в жизни, но и таких, с которыми
знакомы
по
книгам,
картинкам.
В
игры
можно
вносить
элементы
соревнования
(кто
скорее
добежит
до
намеченного
дерева).
Организуются игры на развитие координации движений, ловкости. В них
включают бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно
правила игры несколько усложняются, повышается требовательность к
точности их выполнения. Используется также текст, который определяет
ритм
движений,
способствует
развитию
речи
у
детей.
В играх для 6 - 7-летних детей значительно чаще применяются бег,
прыжки,
лазание,
метание.
К
ребенку
предъявляются
существенные
требования в отношении качества движений, правильности и четкости их
выполнения, что требует выдержки и внимания. Дети в возрасте б-7 лет
заинтересованы не только процессом игры, но и результатом ее, поэтому для
них
можно
организовывать
и
игры-соревнования.
С 4-летнего возраста можно приучать детей ходить на лыжах. До 8 лет
целесообразно
проводить
лыжные
прогулки
вблизи
от
дома.
Продолжительность их должна быть не больше часа. Очень важно правильно
надеть лыжи. Сначала ребенок учится ходить на лыжах без палок, и лишь
когда он станет падать реже, ему дают палки.
С 5-б лет после предварительной тренировки (с 4-летнего возраста)
можно начинать учить ребенка спускаться без палок с небольших высот (до 2
м), отлогих пригорков. В 7-летнем возрасте, если ребенок ходит на лыжах
уже 2-3 года, он может принимать участие и в загородных прогулках, но не
более чем на 2 - 3 км. После лыжной прогулки ребенок не должен
чувствовать
большой
усталости.
Кататься
на
коньках
можно
с
6-7-летнего
возраста.
Катание на санках с небольшой отлогой горки высотой 1,5-2 м- веселое и
полезное развлечение. Можно разрешить ребятам кататься с 4-летнего
возраста. Санки должны быть легкими, подъемы на горку надо выбирать
удобные. Чтобы предупредить несчастные случаи, при катании детей с горок
должен
присутствовать
взрослый.
Плавание оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. Это и
необходимый в жизни навык. Начинать обучать ребенка плавать можно с 4 -
5-летнего возраста. Делается это постепенно. Вначале надо приучить малыша
к воде, чтобы он не боялся ее. К 6-7 годам ребенок должен уметь держаться
на воде и проплывать несколько метров. Не надо силой побуждать ребенка
окунуться с головой; страх перед водой может задержать обучение.
Очень важным правилом является постепенность в повышении нагрузки в
процессе
занятий.
Чтобы физкультура вызывала у ребенка радостное настроение и была ему
по силам, необходимо при выборе физических упражнений и игр подходить к
детям
индивидуально.
Например,
младшим
дошкольникам
следует
показывать
больше
подражательных
упражнений.
Упражнение
надо
объяснить так, чтобы ребенок понимал цель движения. Задания должны быть
ясными и конкретными. Необходимо вызвать у ребенка интерес к
упражнениям,
желание
активно
действовать.
Достижения
ребенка
в
выполнении упражнений надо учитывать и поощрять. Величина физической
нагрузки
для
ребенка
должна
соответствовать
его
физической
подготовленности,
состоянию
здоровья
в
данный
момент.
Вялым, малоподвижным и неактивным детям нужно выполнять больше
упражнений эмоционального характера. Тон команды должен быть бодрым.
Рекомендуются такие игры и задания-упражнения, при которых дети должны
проявить
инициативу.
К детям возбудимым, очень подвижным, недисциплинированным следует
подходить иначе. Тон команды должен быть спокойным, голос негромким,
темп движений средним и медленным. Надо требовать точности выполнения
упражнений. Игры для возбудимых детей должны быть спокойными, не
вызывающими больших эмоций.
Используемая литература:
1.
Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка. – М., 2016
2.
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., 1987.
3.
Маслоу А.Г. Краткий сборник подвижных детских игр. - М., 1982.
4.
Озеров
В.П.
Формирование
психомоторных
способностей
у
дошкольников. – Кишинев, 2009.
5.
Озерецкий Н.И. Метрическая школа для исследования моторной
одаренности у детей. – 2013.
6.
Пуни А.Ц. Двигательная память и двигательная деятельность. – М.,
1986
7.
Яковлев В.Г., Гриневский А.Н. Игры для детей. - М., 2022