Автор: Корниенко Наталья Алексеевна
Должность: учитель технологии, изо
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Лермонтов, Ставропольского края
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: "Украшающие швы".
Раздел: среднее образование
Класс: 6.
Тема урока:
Украшающие швы.
Цели урока:
а)
образовательная
– научить учащихся приемам выполнения украшающих швов;
б )
воспитательные
– воспитывать внимательность, усидчивость, самостоятельность,
активность
и
аккуратность
при
работе,
умение
рационально
использовать рабочее время;
в)
развивающие
– развивать эстетический вкус, творческий подход к работе, логическое
мышление, познакомить с профессией вышивальщицы.
Задачи урока:
познакомить уч-ся с историей вышивки;
рассказать о видах и национальных особенностях народной вышивки;
показать примеры использования вышивки для украшения одежды и
интерьера дома;
познакомить с цветовым кругом и рассказать о сочетании цветов в
нем;
научить выполнять украшающие швы.
Тип урока:
комбинированный.
Наглядные пособия:
плакат «Виды ручных швов и процесс образования ручного
шва», «Правила ТБ при ручных работах»; видеокассета «История и
виды вышивки»; карточки с образцами украшающих швов.
Оборудование для учителя:
канва, нитки мулине, ручная игла для вышивания,
ножницы.
Оборудование для учащихся:
альбомы, тетради, папки «Основы ручной
вышивки», лоскуты канвы (по 5 шт. размером 12*8 см), нитки мулине,
иглы ручные, напёрстки, ножницы, спецодежда.
ТСО
: телевизор, видеомагнитофон.
Структура урока:
I.
Организационная часть (2 мин.).
II.
Теоретическая часть. (16 мин.).
1.
Сообщение темы и целей урока (1 мин.).
2.
Сообщение познавательных сведений (15 мин.).
Ш. Практическая часть (50 мин.).
1.
Объяснение нового материала с одновременным практическим
закреплением. Вводный инструктаж (35 мин.).
2. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж (15 мин.).
III.
Организационно-заключительная часть (12 мин.).
1. Заключительный инструктаж (10 мин.).
2. Сообщение домашнего задания, уборка рабочих мест (2 мин.).
Ход урока:
I.
Организационная часть.
1.
сообщение дежурного о готовности класса к уроку;
2.
отметка отсутствующих.
II.
Теоретическая часть.
1.
Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока: «Украшающие швы». Сегодня вы узнаете об истории и видах
вышивки, познакомитесь с профессией вышивальщицы и научитесь выполнять самый
простой вид вышивки – украшающие швы.
2.
Сообщение познавательных сведений.
Наверное, слово «вышивка» знакомо каждому. С украшенными ею изделиями вы
встречались
дома,
простейшие
ручные
швы
вас
учили
выполнять
мамы,
бабушки
и
учителя начальных классов. Кто может напомнить какие это были швы? (Шов «вперёд
иголка», шов «назад иголка», «стебелёк», «через край»). А для чего они использовались?
(Соединение деталей, украшение салфеток, платочков и т. д.). Какими инструментами вы
пользовались для их выполнения? (Иголка, нитки, напёрсток, пяльца). Но в начальной
школе
вы
узнали
далеко
не
всё
об
этом
древнем
и
увлекательном
виде
женского
рукоделия. Поэтому сегодня мы вместе заглянём в этот прекрасный мир, где воплощаются
в жизнь самые смелые мечты художников и модельеров.
История и виды вышивки.
Вышивка является широко распространенным
видом
рукоделия.
Она
имеет
многовековую
историю.
Процесс
развития
вышивания
прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии,
Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам
вышивок разных времён и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой
частью украшения одежды и быта. Её выполняли льняными, шерстяными, шёлковыми,
металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом,
блёстками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и тому
подобное. В курганах 9 – 12 веков археологи часто находят фрагменты древнеё одежды,
украшенные сверкающим золотом узором. Сохранившиеся до наших дней драгоценные
золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют великолепием мотивов и безупречным
выполнением узоров. В 13 – 20 веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на
городскую и крестьянскую. Городская вышивка постоянно испытывала веяния моды, с
Запада.
Народная
вышивка
была
связана
со
стародавними
традициями,
обычаями
и
обрядами русского крестьянства. Обучать девочку вышивке в русских селениях начинали
с
пятилетнего
возраста.
К
пятнадцати
годам
девушка
должна
была
своими
руками
приготовить
приданное
к
свадьбе,
украсив
его
вышивкой.
Соответственно
своему
назначению каждая вещь имела особый характер декоративного украшения.
Национальные особенности вышивки.
Народные вышивки издавна славятся
разнообразием
и
оригинальностью
узоров,
восхищают
утончённостью
цветовых
решений. Они создавались веками и зависели от географического положения страны, её
истории и культуры.
Для русской вышивки, которая обычно сплошной линией очерчивает край одежды,
характерны мотивы геометрического, растительного, и животного орнаментов. В таких
изображениях закладывался определённый смысл. Например, фигурами в виде ромба,
квадрата или круга обозначали источники света – солнце и луну; прямой горизонтальной
линией – поверхность земли, горизонтальной волнистой – воду; вертикальными линиями –
дождь; скрещивающимися – огонь и молнию; горы представлялись треугольником.
Вышивку наших соседей – белорусов определяет геометрический орнамент
красных, бордовых, серовато-голубых и чёрных цветов на белом или сером полотне.
Украинцам
свойствен
рушниковый
орнамент,
обычно
растительного
характера,
встречаются стилизованные изображения птиц и зверей. Для вышивки используют
в
основном красный цвет, иногда добавляя чёрный и синий.
А, к примеру, грузинскую вышивку отличает сложный узор – многофигурный
тонкий
геометрический
и
растительный
орнамент,
а
также
аппликация
и
вышивка
цветным бисером.
Вышивка
оленьим
мехом
по
замше
и
сукну,
аппликация
из
ткани,
кожи
и
бисера
распространена у народов Крайнего Севера.
Для Татарии характерно шитьё бисером и золотом по бархату
.
Вышивка крестом выполняется на плотной ткани с полотняным переплетением или
на
канве.
Канва
–
это
специальная
ткань,
её
структура
представляет
собой
мелкие
клеточки,
предназначенные
для
проколов
иглы.
Применяют
два
вида
вышивального
креста: одинарный и двойной (болгарский).
Вышивание гладью – это в основном сплошное заполнение стежками плоскости
узора, нанесённого на ткань. Гладь бывает белой и цветной, наноситься по счёту ниток и
свободно,
по
контуру
рисунка.
По
характеру
стежков
она
даёт
односторонний
и
двусторонний рисунок. Узоры, вышиваемые гладью, состоят в основном из растительных
орнаментов,
цветов,
листьев
и
широко
применяются
в
народных
художественных
вышивках. Атласной
гладью
вышивают
крупные
формы,
например
плоды,
толстые
стебли, животных, а в пейзажной вышивке – небо, землю, реку и т. д. Основой для
атласной вышивки является стебельчатый шов. С помощью укороченных рядов можно
добиться
выпуклости
формы.
Весь
мотив
вышивается
обычно
ниткой
одного
цвета.
Работа,
выполненная художественной гладью, напоминает картину художника, только
вместо кисти и красок он рисовал ниткой и иголкой. И здесь важна не столько техника
расположения стежков, сколько художественное видение объекта: умение с помощью
цвета показать объём, свет и тень, правильно подобрать цвета. Если такое видение не
развито,
можно
пользоваться
художественными
открытками
и
картинками.
Цветная
художественная гладь прежде всего предполагает плавный, незаметный переход цвета из
одного тона в другой и из одного цвета в другой. Прорезная гладь относится к белой
вышивке. Ею украшают бельё, блузки,
салфетки. Узоры прорезной глади содержат
кружочки круглой и продолговатой формы. В сочетании с листьями, вышитыми выпуклой
гладью, составляют узоры из цветов и веточек.
Мережка относится к строчным вышивкам. Издавна и широко применяется во
многих
народных вышивках, часто в сочетании с другими видами белой и цветной
вышивки. Цветная мережка – украшение почти всех народных костюмов. Мережкой
вышивают скатерти, салфетки, блузы, платья. Для выполнения мережки выдёргивают
определённое число нитей ткани, а оставшиеся группируют различными способами
Профессионально занимаются вышивкой вышивальщицы. Они выполняют работу
по
эскизам
художников
и
модельеров.
Как
вы
думаете,
какими
качествами
должна
обладать вышивальщица? (Терпение, внимательность, аккуратность, хорошо развитый
художественный вкус, умение рисовать.)
Ш. Практическая часть
1. Объяснение нового материала с одновременным практическим закреплением.
. Вводный инструктаж.
При
шитье
и
вышивании
применяют
различные ручные
швы:
соединяющие,
закрепляющие
и
украшающие.
Соединяющими
швами скрепляют
отдельные
части
ткани или детали одежды, закрепляющими подшивают
или обмётывают края, чтобы
ткань не осыпалась. Украшающие швы применяют при вышивании и украшении изделий;
ими можно также соединять детали одежды, закреплять края одежды. (Плакат: «Виды
ручных швов».)
Шов состоит из отдельных стежков. Это расстояние между проколами иглы. Чтобы
шов был ровный и красивый, стежки должны быть равномерными, одинаковыми.
Для
того,
чтобы
при
вышивании
удачно
подобрать
цвета,
надо
знать,
как
они
совмещаются, как влияют один на другой. В цветовом круге друг против друга лежат
противоположные цвета, а рядом которые сочетаются.
А теперь давайте попробуем выполнить некоторые украшающие швы. Для работы
нам потребуются: канва (специальная ткань для вышивки), нитки мулине, ручная игла для
вышивания (с длинным ушком, чтобы нить свободно вдевалась и скользила сквозь него),
напёрсток
(предохраняет
палец
при
проталкивании
иглы
через
ткань)
и
ножницы
(небольшие, с острыми концами).
Во время работы необходимо соблюдать правила ТБ (какие?).
Петельный
шов. В
вышивании
петельными
стежками
обшивают
платочки,
салфетки, фартуки. Прежде чем начать обмётку петельными стежками, надо подогнуть
край ткани на 3 мм, чтобы она не обтрёпывалась и чтобы обмётка
была ровной.
Обмётывают петельными стежками так: иглу вкалывают с изнанки ткани, направляют к
себе и вытягивают её с нитью; на втором стежке иглу вкалывают так же, но прежде чем её
вытянуть, остриё направляют в образовавшуюся петлю, а затем вытягивают. На вытянутой
нитке образуется петля, которую затягивают на край материала. Стежки следует делать на
одинаковом расстоянии один от другого. Если делать мелкие стежки и класть нитку возле
нитки плотно, то образуется шов, которым можно обмётывать края узоров при вышивании
«ришелье» и гладью.
Шов «цепочка», или тамбурный, выполняется справа налево, т. е. от правой руки к
левой. Иглу с нитью выводят на лицевую сторону. Положив нитку петлёй и придерживая
её большим пальцем левой руки, вводит иглу с лицевой стороны наизнанку в предыдущий
прокол и направляют по изнанке вниз на 3-4 нитки. Новый прокол на лицевую сторону
делают так, чтобы кончик иглы попал в середину петли. Так постепенно образуется как бы
цепочка.
Петли
цепочки
должны
быть
ровными,
поэтому
нитку
следует
натягивать
равномерно, но не туго. Цепочку можно переплести цветной ниткой и применить для
украшения платья или трикотажных изделий.
Шов бархатный, или «козлик». Бархатными стежками украшают платье, салфетку,
подшивают низ одежды. Выполняют его так: выдёргивают из ткани две параллельные
нитки, на расстоянии приблизительно 1 см одну от другой. Образуются два следа: верхний
и нижний. Шов ложится слева направо. Нитку закрепляют на верхнем следе. Затем
вкалывают иглу в нижний след и выводят на лицевую сторону на нижнем следе и левее от
прокола. Теперь вкалывают иглу в верхний след и вытягивают на лицевую сторону на том
же самом верхнем следе слева от прокола. После этого снова вкалывают иглу в нижний
след и вытягивают на лицевую сторону на нижнем следе и т. д. Размер крестика может
быть разным.
Шов
«крестик» вышивают
по
канве.
На
каждом
квадратике
вышивают
один
крестик.. Вначале закрепляют нить и выводят иглу с ней в нижнем левом углу квадрата;
затем вкалывают иголку в верхний угол по диагонали и выводят её в противоположном
левом углу; после этого вкалывают иголку в правый нижний угол и выводят снова в
верхнем углу. Так образуется крест.
2. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж.
Задание: выбрать наиболее понравившийся образец украшающего шва и выполнить
его, подобрав цвет ниток и размер стежков.
Учитель помогает, консультирует, следит за соблюдением правил ТБ и дисциплиной.
IV.
Организационно-заключительная часть.
1.
Заключительный инструктаж.
1.
Анализ работ учащихся.
2.
Показ лучших работ.
3.
Выставление оценок.
2. Сообщение домашнего задания и уборка рабочих мест.