Напоминание

"Украшающие швы".


Автор: Корниенко Наталья Алексеевна
Должность: учитель технологии, изо
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Лермонтов, Ставропольского края
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: "Украшающие швы".
Раздел: среднее образование





Назад




Класс: 6.

Тема урока:

Украшающие швы.

Цели урока:

а)

образовательная

– научить учащихся приемам выполнения украшающих швов;

б )

воспитательные

– воспитывать внимательность, усидчивость, самостоятельность,

активность

и

аккуратность

при

работе,

умение

рационально

использовать рабочее время;

в)

развивающие

– развивать эстетический вкус, творческий подход к работе, логическое

мышление, познакомить с профессией вышивальщицы.

Задачи урока:

познакомить уч-ся с историей вышивки;

рассказать о видах и национальных особенностях народной вышивки;

показать примеры использования вышивки для украшения одежды и

интерьера дома;

познакомить с цветовым кругом и рассказать о сочетании цветов в

нем;

научить выполнять украшающие швы.

Тип урока:

комбинированный.

Наглядные пособия:

плакат «Виды ручных швов и процесс образования ручного

шва», «Правила ТБ при ручных работах»; видеокассета «История и

виды вышивки»; карточки с образцами украшающих швов.

Оборудование для учителя:

канва, нитки мулине, ручная игла для вышивания,

ножницы.

Оборудование для учащихся:

альбомы, тетради, папки «Основы ручной

вышивки», лоскуты канвы (по 5 шт. размером 12*8 см), нитки мулине,

иглы ручные, напёрстки, ножницы, спецодежда.

ТСО

: телевизор, видеомагнитофон.

Структура урока:

I.

Организационная часть (2 мин.).

II.

Теоретическая часть. (16 мин.).

1.

Сообщение темы и целей урока (1 мин.).

2.

Сообщение познавательных сведений (15 мин.).

Ш. Практическая часть (50 мин.).

1.

Объяснение нового материала с одновременным практическим

закреплением. Вводный инструктаж (35 мин.).

2. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж (15 мин.).

III.

Организационно-заключительная часть (12 мин.).

1. Заключительный инструктаж (10 мин.).

2. Сообщение домашнего задания, уборка рабочих мест (2 мин.).

Ход урока:

I.

Организационная часть.

1.

сообщение дежурного о готовности класса к уроку;

2.

отметка отсутствующих.

II.

Теоретическая часть.

1.

Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока: «Украшающие швы». Сегодня вы узнаете об истории и видах

вышивки, познакомитесь с профессией вышивальщицы и научитесь выполнять самый

простой вид вышивки – украшающие швы.

2.

Сообщение познавательных сведений.

Наверное, слово «вышивка» знакомо каждому. С украшенными ею изделиями вы

встречались

дома,

простейшие

ручные

швы

вас

учили

выполнять

мамы,

бабушки

и

учителя начальных классов. Кто может напомнить какие это были швы? (Шов «вперёд

иголка», шов «назад иголка», «стебелёк», «через край»). А для чего они использовались?

(Соединение деталей, украшение салфеток, платочков и т. д.). Какими инструментами вы

пользовались для их выполнения? (Иголка, нитки, напёрсток, пяльца). Но в начальной

школе

вы

узнали

далеко

не

всё

об

этом

древнем

и

увлекательном

виде

женского

рукоделия. Поэтому сегодня мы вместе заглянём в этот прекрасный мир, где воплощаются

в жизнь самые смелые мечты художников и модельеров.

История и виды вышивки.

Вышивка является широко распространенным

видом

рукоделия.

Она

имеет

многовековую

историю.

Процесс

развития

вышивания

прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии,

Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам

вышивок разных времён и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой

частью украшения одежды и быта. Её выполняли льняными, шерстяными, шёлковыми,

металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом,

блёстками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и тому

подобное. В курганах 9 – 12 веков археологи часто находят фрагменты древнеё одежды,

украшенные сверкающим золотом узором. Сохранившиеся до наших дней драгоценные

золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют великолепием мотивов и безупречным

выполнением узоров. В 13 – 20 веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на

городскую и крестьянскую. Городская вышивка постоянно испытывала веяния моды, с

Запада.

Народная

вышивка

была

связана

со

стародавними

традициями,

обычаями

и

обрядами русского крестьянства. Обучать девочку вышивке в русских селениях начинали

с

пятилетнего

возраста.

К

пятнадцати

годам

девушка

должна

была

своими

руками

приготовить

приданное

к

свадьбе,

украсив

его

вышивкой.

Соответственно

своему

назначению каждая вещь имела особый характер декоративного украшения.

Национальные особенности вышивки.

Народные вышивки издавна славятся

разнообразием

и

оригинальностью

узоров,

восхищают

утончённостью

цветовых

решений. Они создавались веками и зависели от географического положения страны, её

истории и культуры.

Для русской вышивки, которая обычно сплошной линией очерчивает край одежды,

характерны мотивы геометрического, растительного, и животного орнаментов. В таких

изображениях закладывался определённый смысл. Например, фигурами в виде ромба,

квадрата или круга обозначали источники света – солнце и луну; прямой горизонтальной

линией – поверхность земли, горизонтальной волнистой – воду; вертикальными линиями –

дождь; скрещивающимися – огонь и молнию; горы представлялись треугольником.

Вышивку наших соседей – белорусов определяет геометрический орнамент

красных, бордовых, серовато-голубых и чёрных цветов на белом или сером полотне.

Украинцам

свойствен

рушниковый

орнамент,

обычно

растительного

характера,

встречаются стилизованные изображения птиц и зверей. Для вышивки используют

в

основном красный цвет, иногда добавляя чёрный и синий.

А, к примеру, грузинскую вышивку отличает сложный узор – многофигурный

тонкий

геометрический

и

растительный

орнамент,

а

также

аппликация

и

вышивка

цветным бисером.

Вышивка

оленьим

мехом

по

замше

и

сукну,

аппликация

из

ткани,

кожи

и

бисера

распространена у народов Крайнего Севера.

Для Татарии характерно шитьё бисером и золотом по бархату

.

Вышивка крестом выполняется на плотной ткани с полотняным переплетением или

на

канве.

Канва

это

специальная

ткань,

её

структура

представляет

собой

мелкие

клеточки,

предназначенные

для

проколов

иглы.

Применяют

два

вида

вышивального

креста: одинарный и двойной (болгарский).

Вышивание гладью – это в основном сплошное заполнение стежками плоскости

узора, нанесённого на ткань. Гладь бывает белой и цветной, наноситься по счёту ниток и

свободно,

по

контуру

рисунка.

По

характеру

стежков

она

даёт

односторонний

и

двусторонний рисунок. Узоры, вышиваемые гладью, состоят в основном из растительных

орнаментов,

цветов,

листьев

и

широко

применяются

в

народных

художественных

вышивках. Атласной

гладью

вышивают

крупные

формы,

например

плоды,

толстые

стебли, животных, а в пейзажной вышивке – небо, землю, реку и т. д. Основой для

атласной вышивки является стебельчатый шов. С помощью укороченных рядов можно

добиться

выпуклости

формы.

Весь

мотив

вышивается

обычно

ниткой

одного

цвета.

Работа,

выполненная художественной гладью, напоминает картину художника, только

вместо кисти и красок он рисовал ниткой и иголкой. И здесь важна не столько техника

расположения стежков, сколько художественное видение объекта: умение с помощью

цвета показать объём, свет и тень, правильно подобрать цвета. Если такое видение не

развито,

можно

пользоваться

художественными

открытками

и

картинками.

Цветная

художественная гладь прежде всего предполагает плавный, незаметный переход цвета из

одного тона в другой и из одного цвета в другой. Прорезная гладь относится к белой

вышивке. Ею украшают бельё, блузки,

салфетки. Узоры прорезной глади содержат

кружочки круглой и продолговатой формы. В сочетании с листьями, вышитыми выпуклой

гладью, составляют узоры из цветов и веточек.

Мережка относится к строчным вышивкам. Издавна и широко применяется во

многих

народных вышивках, часто в сочетании с другими видами белой и цветной

вышивки. Цветная мережка – украшение почти всех народных костюмов. Мережкой

вышивают скатерти, салфетки, блузы, платья. Для выполнения мережки выдёргивают

определённое число нитей ткани, а оставшиеся группируют различными способами

Профессионально занимаются вышивкой вышивальщицы. Они выполняют работу

по

эскизам

художников

и

модельеров.

Как

вы

думаете,

какими

качествами

должна

обладать вышивальщица? (Терпение, внимательность, аккуратность, хорошо развитый

художественный вкус, умение рисовать.)

Ш. Практическая часть

1. Объяснение нового материала с одновременным практическим закреплением.

. Вводный инструктаж.

При

шитье

и

вышивании

применяют

различные ручные

швы:

соединяющие,

закрепляющие

и

украшающие.

Соединяющими

швами скрепляют

отдельные

части

ткани или детали одежды, закрепляющими подшивают

или обмётывают края, чтобы

ткань не осыпалась. Украшающие швы применяют при вышивании и украшении изделий;

ими можно также соединять детали одежды, закреплять края одежды. (Плакат: «Виды

ручных швов».)

Шов состоит из отдельных стежков. Это расстояние между проколами иглы. Чтобы

шов был ровный и красивый, стежки должны быть равномерными, одинаковыми.

Для

того,

чтобы

при

вышивании

удачно

подобрать

цвета,

надо

знать,

как

они

совмещаются, как влияют один на другой. В цветовом круге друг против друга лежат

противоположные цвета, а рядом которые сочетаются.

А теперь давайте попробуем выполнить некоторые украшающие швы. Для работы

нам потребуются: канва (специальная ткань для вышивки), нитки мулине, ручная игла для

вышивания (с длинным ушком, чтобы нить свободно вдевалась и скользила сквозь него),

напёрсток

(предохраняет

палец

при

проталкивании

иглы

через

ткань)

и

ножницы

(небольшие, с острыми концами).

Во время работы необходимо соблюдать правила ТБ (какие?).

Петельный

шов. В

вышивании

петельными

стежками

обшивают

платочки,

салфетки, фартуки. Прежде чем начать обмётку петельными стежками, надо подогнуть

край ткани на 3 мм, чтобы она не обтрёпывалась и чтобы обмётка

была ровной.

Обмётывают петельными стежками так: иглу вкалывают с изнанки ткани, направляют к

себе и вытягивают её с нитью; на втором стежке иглу вкалывают так же, но прежде чем её

вытянуть, остриё направляют в образовавшуюся петлю, а затем вытягивают. На вытянутой

нитке образуется петля, которую затягивают на край материала. Стежки следует делать на

одинаковом расстоянии один от другого. Если делать мелкие стежки и класть нитку возле

нитки плотно, то образуется шов, которым можно обмётывать края узоров при вышивании

«ришелье» и гладью.

Шов «цепочка», или тамбурный, выполняется справа налево, т. е. от правой руки к

левой. Иглу с нитью выводят на лицевую сторону. Положив нитку петлёй и придерживая

её большим пальцем левой руки, вводит иглу с лицевой стороны наизнанку в предыдущий

прокол и направляют по изнанке вниз на 3-4 нитки. Новый прокол на лицевую сторону

делают так, чтобы кончик иглы попал в середину петли. Так постепенно образуется как бы

цепочка.

Петли

цепочки

должны

быть

ровными,

поэтому

нитку

следует

натягивать

равномерно, но не туго. Цепочку можно переплести цветной ниткой и применить для

украшения платья или трикотажных изделий.

Шов бархатный, или «козлик». Бархатными стежками украшают платье, салфетку,

подшивают низ одежды. Выполняют его так: выдёргивают из ткани две параллельные

нитки, на расстоянии приблизительно 1 см одну от другой. Образуются два следа: верхний

и нижний. Шов ложится слева направо. Нитку закрепляют на верхнем следе. Затем

вкалывают иглу в нижний след и выводят на лицевую сторону на нижнем следе и левее от

прокола. Теперь вкалывают иглу в верхний след и вытягивают на лицевую сторону на том

же самом верхнем следе слева от прокола. После этого снова вкалывают иглу в нижний

след и вытягивают на лицевую сторону на нижнем следе и т. д. Размер крестика может

быть разным.

Шов

«крестик» вышивают

по

канве.

На

каждом

квадратике

вышивают

один

крестик.. Вначале закрепляют нить и выводят иглу с ней в нижнем левом углу квадрата;

затем вкалывают иголку в верхний угол по диагонали и выводят её в противоположном

левом углу; после этого вкалывают иголку в правый нижний угол и выводят снова в

верхнем углу. Так образуется крест.

2. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж.

Задание: выбрать наиболее понравившийся образец украшающего шва и выполнить

его, подобрав цвет ниток и размер стежков.

Учитель помогает, консультирует, следит за соблюдением правил ТБ и дисциплиной.

IV.

Организационно-заключительная часть.

1.

Заключительный инструктаж.

1.

Анализ работ учащихся.

2.

Показ лучших работ.

3.

Выставление оценок.

2. Сообщение домашнего задания и уборка рабочих мест.



В раздел образования




Яндекс.Метрика