Напоминание

Технология "Клубный час" как средство развития саморегуляции поведения дошкольников.


Автор: Ващенко Светлана Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №6 "Чайка"
Населённый пункт: Республика Адыгея, Красногвардейский р-н, Красногвардейское село
Наименование материала: Статья
Тема: Технология "Клубный час" как средство развития саморегуляции поведения дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЯ «КЛУБНЫЙ ЧАС» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Введение

Современная система дошкольного образования ориентирована на

развитие

у

детей

не

только

познавательных

способностей,

но

и

навыков саморегуляции, которые являются ключевыми для успешной

адаптации

к

школьному

обучению.

Одной

из

эффективных

педагогических

технологий,

способствующих

формированию

саморегуляции поведения у дошкольников, является «Клубный час».

Данная

технология

предполагает

создание

условий

для

самостоятельного

выбора

деятельности,

взаимодействия

со

сверстниками и взрослыми, а также развития способности управлять

своим поведением в различных ситуациях.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска

эффективных методов развития саморегуляции у детей дошкольного

возраста, поскольку этот навык определяет их дальнейшую учебную и

социальную успешность. Цель работы – проанализировать влияние

технологии

«Клубный

час»

на

развитие саморегуляции

поведения

дошкольников.

Теоретические

основы

саморегуляции

поведения

у

дошкольников

Саморегуляция поведения понимается как способность человека

управлять

своими

эмоциями,

действиями

и

познавательными

процессами в соответствии с поставленными задачами и социальными

нормами. В дошкольном возрасте закладываются основы этого навыка,

который включает три ключевых компонента:

1. Когнитивный

способность

концентрировать

внимание,

планировать действия, переключаться между задачами.

2. Эмоциональный

умение

контролировать

эмоциональные

реакции, справляться с фрустрацией.

3. Поведенческий – соблюдение правил, следование инструкциям,

проявление инициативы в допустимых рамках.

Развитие саморегуляции у дошкольников происходит в процессе

игровой и совместной деятельности, где ребенок учится соотносить

свои

желания

с

требованиями

окружающей

среды.

Технология

«Клубный час» создает благоприятные условия для этого, поскольку

сочетает свободу выбора с необходимостью соблюдать определенные

правила.

Сущность и структура технологии «Клубный час»

«Клубный час» – это инновационная педагогическая технология,

разработанная в рамках социо-игрового подхода. Ее основная идея

заключается в предоставлении детям возможности самостоятельно

выбирать

вид

деятельности,

пространство

и

партнеров

по

взаимодействию в течение ограниченного времени (обычно 60 минут).

Основные этапы проведения «Клубного часа»

1. Подготовительный этап

o

Педагог

определяет

тематику

мероприятия,

организует

различные

зоны

активности

(творческие,

спортивные,

познавательные и др.).

o

Детям

объясняются

правила:

возможность

свободного

перемещения,

необходимость

завершать

начатые

дела,

соблюдение временных рамок.

2. Основной этап

o

Дошкольники самостоятельно выбирают занятие, переходят

между

зонами,

взаимодействуют

со

сверстниками

и

взрослыми.

o

Педагоги выполняют наблюдательную и поддерживающую

функцию,

вмешиваясь только

в

случае конфликтов

или

нарушений правил.

3. Рефлексивный этап

o

После

завершения

«Клубного

часа»

проводится

обсуждение, в ходе которого дети анализируют свой опыт,

делятся впечатлениями, оценивают свои действия.

Данная

технология

способствует

развитию

самостоятельности,

ответственности и умения делать осознанный выбор, что напрямую

связано с формированием саморегуляции.

Влияние «Клубного часа» на развитие саморегуляции поведения

дошкольников

1. Развитие когнитивного компонента саморегуляции

Во время «Клубного часа» ребенок сталкивается с необходимостью

планировать

свои

действия:

выбрать

занятие,

оценить

время,

завершить начатое. Это тренирует такие функции, как:

рабочая память (удержание задачи в уме);

когнитивная

гибкость (переключение

между

видами

деятельности);

контроль импульсивности (отказ от сиюминутных желаний в

пользу более значимых целей).

Например, если ребенок хочет посетить несколько зон, он должен

распределить

время

так,

чтобы

успеть

везде,

что

требует

элементарного планирования.

2. Формирование эмоциональной саморегуляции

Свободная деятельность в рамках «Клубного часа» сопровождается

эмоциональными реакциями: радостью от выбора, разочарованием

при

невозможности

попасть

в

желаемую

зону,

фрустрацией

при

неудачах. Педагоги помогают детям осознавать и выражать эмоции

социально приемлемыми способами, что способствует:

снижению импульсивных реакций;

развитию эмпатии (понимание чувств других детей);

формированию стрессоустойчивости.

3. Развитие поведенческой саморегуляции

Несмотря

на

свободу

выбора,

«Клубный

час»

предполагает

соблюдение четких правил:

нельзя мешать другим;

необходимо убирать за собой материалы;

следует завершать начатое до сигнала об окончании.

Эти

требования

учат

детей

контролировать

свое

поведение,

соотносить

его

с

социальными

нормами,

что

является

основой

дисциплины и произвольности.

Практические рекомендации по внедрению «Клубного часа» в

ДОУ

Для эффективного использования технологии необходимо:

1. Постепенное

введение

начинать

с

коротких

временных

интервалов (20–30 минут), увеличивая продолжительность по

мере адаптации детей.

2. Разнообразие активностей – зоны должны включать разные

виды

деятельности

(конструирование,

рисование,

экспериментирование, ролевые игры).

3. Поддержка со стороны педагогов – взрослые должны мягко

направлять

детей,

не

навязывая

решения,

но

помогая

в

конфликтных ситуациях.

4. Систематичность – проведение «Клубного часа» 1–2 раза в

неделю для закрепления навыков саморегуляции.

Заключение

Технология

«Клубный

час»

является

эффективным

средством

развития саморегуляции поведения дошкольников, поскольку сочетает

свободу выбора с необходимостью соблюдать правила. В процессе

участия

в

«Клубном

часе»

у

детей

формируются

когнитивные,

эмоциональные

и

поведенческие

компоненты

саморегуляции,

что

способствует

их

готовности

к

школьному

обучению

и

успешной

социализации.

Внедрение данной технологии в практику дошкольных учреждений

требует

тщательной

подготовки,

но

ее

потенциал

в

развитии

произвольности и самостоятельности детей делает ее перспективным

направлением современной педагогики.



В раздел образования




Яндекс.Метрика