Напоминание

"Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников"


Автор: Ващенко Светлана Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №6 "Чайка"
Населённый пункт: Республика Адыгея, Красногвардейский р-н, Красногвардейское село
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Введение

Современная педагогика активно

ищет методы, способствующие

гармоничному развитию детей дошкольного возраста. Одним из таких

методов

является

сказкотерапия

направление,

использующее

сказочные

narratives

в

образовательных,

коррекционных

и

развивающих целях.

Данный подход позволяет воздействовать

на

эмоциональную,

когнитивную,

социальную

и

нравственную

сферы

ребенка, обеспечивая комплексное развитие личности.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска

эффективных,

естественных

для

ребенка

способов

обучения

и

воспитания.

Сказкотерапия

отвечает

этим

требованиям,

поскольку

опирается на игровые механизмы и образное мышление, присущие

дошкольникам.

Цель

работы

проанализировать

влияние

сказкотерапии

на

всестороннее развитие детей дошкольного возраста и определить её

практическую значимость в педагогическом процессе.

Задачи исследования:

Рассмотреть теоретические основы сказкотерапии.

Выявить механизмы воздействия сказки на психику ребенка.

Определить

направления

развития

дошкольников

через

сказкотерапию.

Предложить

практические

рекомендации

по

использованию

метода в образовательных учреждениях.

Глава 1. Теоретические основы сказкотерапии

1.1. Понятие и сущность сказкотерапии

Сказкотерапия – это психолого-педагогический метод, основанный

на использовании сказочных сюжетов для решения образовательных,

воспитательных и коррекционных задач. Термин введён в научный

оборот Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая рассматривала сказку как

инструмент мягкого воздействия на сознание и подсознание ребенка.

Сказка выполняет несколько функций:

Диагностическую

помогает

выявить

скрытые

страхи

и

переживания ребенка.

Коррекционную – способствует преодолению психологических

трудностей.

Развивающую

стимулирует

воображение,

речь,

эмоциональный интеллект.

Воспитательную – формирует нравственные ориентиры.

1.2. Психологические механизмы воздействия сказки

Сказка

влияет

на

ребенка

через

ряд

психологических

механизмов:

Идентификация

ребенок

ассоциирует

себя

с

героем,

проживает его опыт.

Катарсис – эмоциональное очищение через сопереживание

персонажам.

Символизм

метафоричность

сказки

позволяет

обсуждать

сложные темы без прямого указания на проблему.

Моделирование поведения – ребенок усваивает социальные

нормы через поступки героев.

Эти

механизмы

делают

сказкотерапию эффективным

средством

работы с детьми,

особенно в

случаях тревожности,

агрессии или

замкнутости.

Глава 2. Влияние сказкотерапии на развитие дошкольников

2.1. Когнитивное развитие

Сказкотерапия способствует развитию:

Внимания и памяти – ребенок следит за сюжетом, запоминает

последовательность событий.

Мышления

анализ

поступков

героев

развивает

логику

и

критическое восприятие.

Воображения

создание

новых

сюжетных

линий

или

альтернативных концовок стимулирует креативность.

Чтение и обсуждение сказок также расширяют словарный запас,

улучшают связную речь.

2.2. Эмоционально-личностное развитие

Сказки помогают ребенку:

Осознавать и выражать эмоции.

Преодолевать

страхи

через

метафорические

образы

(например,

победа

над

"чудовищем"

символизирует

преодоление тревоги).

Формировать

позитивную

самооценку

(идентификация

с

положительным героем).

Особенно эффективны терапевтические сказки, созданные для

коррекции конкретных эмоциональных проблем.

2.3. Социальное развитие

Через сказку дети усваивают:

Нормы поведения в обществе.

Способы разрешения конфликтов.

Эмпатию и умение понимать чувства других.

Групповые

занятия

по

сказкотерапии

(инсценировки,

обсуждения) развивают коммуникативные навыки.

2.4. Нравственное воспитание

Сказки традиционно содержат моральные уроки. Ребенок учится

различать добро и зло, понимает последствия поступков. Например, в

сказке

"Колобок"

нарушение

запрета

приводит

к

негативному

результату,

что

формирует

представление

о

необходимости

соблюдения правил.

Глава 3. Практическое применение сказкотерапии в ДОУ

3.1. Основные методы сказкотерапии

Чтение и анализ – обсуждение характеров героев, их мотивов.

Рассказывание сказок – развитие речи и воображения.

Сочинение сказок – ребенок придумывает сюжет, что помогает

проработать внутренние конфликты.

Драматизация

инсценировка

развивает

эмоциональную

выразительность.

Арт-терапевтические техники – рисование сказочных сюжетов,

лепка персонажей.

3.2. Рекомендации для педагогов

Индивидуальный подход – выбор сказки должен учитывать

особенности ребенка.

Последовательность – от простых сюжетов к более сложным.

Диалогичность – важно обсуждать сказку, задавать вопросы

("Как бы ты поступил на месте героя?").

Систематичность – регулярные занятия усиливают эффект.

Заключение

Сказкотерапия

является

мощным

инструментом

всестороннего

развития

дошкольников.

Она

воздействует

на

когнитивную,

эмоциональную,

социальную

и

нравственную

сферы,

обеспечивая

гармоничное формирование личности.

Практическая

значимость

метода

заключается

в

его

универсальности: он может использоваться как в групповой, так и в

индивидуальной

работе,

легко

интегрируется

в

образовательный

процесс ДОУ.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку

конкретных

программ

сказкотерапии

для

детей

с

различными

психологическими особенностями.

Таким образом, сказкотерапия заслуживает широкого применения в

дошкольной педагогике как естественный, безопасный и эффективный

метод развития ребенка.



В раздел образования




Яндекс.Метрика