Автор: Огуречникова Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Школа№80"
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: Роль наставничества в становлении молодого педагога
Раздел: дополнительное образование
Роль наставничества в становлении молодого педагога
Автор: Огуречникова Ирина Сергеевна
МБУ «Школа №80», г.о.Тольятти
Аннотация:
В
данной
статье
рассматривается
значимость
наставничества в процессе профессионального развития молодых педагогов.
Наставничество
является
эффективным
инструментом
поддержки
и
сопровождения молодых специалистов на начальном этапе их карьеры.
Ключевые слова: наставничество, становление молодого педагога.
Наставничество представляет собой отношение, в рамках которого
более
опытный
педагог
помогает
молодому
коллеге
развить
свои
профессиональные навыки и качества. Оно дает возможность молодому
педагогу получить необходимые знания, поддержку и руководство в процессе
его становления в профессиональном педагогическом сообществе.
Наставничество играет важную роль в развитии молодых педагогов,
поддерживая их на первых шагах профессионального пути. Оно способствует
адаптации к рабочей среде, формированию профессиональной идентичности,
повышению
уровня
профессионализма,
развитию
лидерских
и
межличностных
навыков.
Поэтому
наставничество
следует
активно
применять в системе подготовки и поддержки молодых педагогов, содействуя
их успешной карьере и профессиональному росту.
Одной из важных задач наставника является передача накопленного
опыта и знаний молодым педагогам. Он может поделиться своими
наработками,
приемами
и
методиками,
которые
помогут
молодому
специалисту лучше разобраться с особенностями образовательного процесса,
классного
руководства
и
взаимодействия
с
коллегами,
учениками
и
родителями.
Наставник не только предоставляет информацию и знания, но и создает
условия для саморазвития молодого педагога. Он помогает определить
приоритеты в профессиональной деятельности, вносит рекомендации по
улучшению методической работы, обращает внимание на слабые стороны и
помогает их преодолеть.
Еще одной важной ролью наставника является поддержка молодого
педагога в период адаптации на новом месте работы. Успехи и неудачи
коллеги становятся его успехами и неудачами. Наставник важен как надежная
опора,
способная
помочь
разрешить
возникающие
трудности
и
посодействовать в вопросах организации работы.
Кроме
того,
наставничество
способствует
формированию
профессиональной идентичности молодого педагога. Благодаря поддержке и
практическим советам опытного наставника, молодой специалист осознает
свою значимость и призвание, а также укрепляет веру в свои педагогические
способности.
Не
менее
важным
аспектом
наставничества
является
развитие
профессиональной
солидарности
и
сотрудничества
в
педагогическом
коллективе. Наставник выступает в качестве посредника, связующего звена
между молодыми педагогами и опытными специалистами. Таким образом,
формируется единый коллектив, где каждый принимает активное участие в
общих делах и достижении общих целей.
Наставничество также способствует развитию профессиональной этики
молодого педагога. Оно помогает формированию высоких моральных
принципов и ценностей, а также развитию способности к самоанализу и
рефлексии.
Нельзя не отметить и роль мотивации, которую наставник оказывает на
молодого педагога. При поддержке и поощрении со стороны наставника,
молодой специалист обретает уверенность в своих силах и стремится к
постоянному профессиональному росту.
Очень
важно,
чтобы
наставничество
было
систематическим
и
поддерживалось на всех уровнях образовательного учреждения — от
руководства до преподавательского состава. Это предполагает создание
специальных программ и механизмов, которые помогают соответствующим
образом
организовать
наставническую
деятельность
и
обеспечить
гармоничное развитие каждого молодого педагога.
Конечно, наставничество — это взаимный процесс, в рамках которого и
наставник, и молодой педагог могут учиться и развиваться. Ведь, как
известно, опыт и знания — бесценное достояние каждого учителя, и их
передача следующему поколению специалистов в мире образования является
одним из ключевых факторов эффективности педагогической деятельности.
Кроме
того,
наставничество
способствует
формированию
профессиональной идентичности молодого педагога. Через общение с
опытным наставником, молодой специалист может лучше понять свои
профессиональные цели и амбиции, а также определить свою уникальность и
специфические преимущества в работе с учениками. Это создает платформу
для развития собственного педагогического стиля и внесения своего вклада в
образовательный процесс.
Одним
из
важных
аспектов
наставничества
является
развитие
лидерских навыков молодого педагога. Через общение и взаимодействие с
наставником, молодой специалист может освоить навыки руководства и
управления коллективом, принятия ответственности, принятия решений и
умения
эффективно
коммуницировать
со
всеми
участниками
образовательного процесса. Это помогает молодому педагогу стать не только
успешным учителем, но и влиятельным лидером в школьной среде.
Наставничество также способствует развитию межличностных навыков
молодого педагога. Общение с наставником помогает развить эмпатию,
терпимость, умение слушать и понимать позицию других людей. Эти навыки
особенно важны в работе с учениками, родителями и коллегами, так как
образовательный
процесс
требует
постоянного
взаимодействия
и
сотрудничества.
Наставник может консультировать и помогать молодому специалисту в
выборе дополнительного образования, участии в научно-педагогических
конференциях, публикации статей и других профессиональных активностях.
Это помогает молодому педагогу расширить свои горизонты, повысить свою
конкурентоспособность и достичь новых профессиональных высот.
Наконец, наставничество способствует созданию благоприятной и
поддерживающей
атмосферы
в
рабочей
среде.
Оно
способствует
формированию
педагогического
сообщества,
в
котором
коллективное
взаимодействие, обмен опытом и взаимная поддержка становятся важными
составляющими успеха и профессионального роста каждого педагога.
Благодаря наставничеству, молодой педагог может чувствовать себя частью
сообщества, где его работа ценится и поддерживается.
Заключение.
Наставничество играет значительную роль в становлении молодого.
Оно
обеспечивает
передачу
опыта
и
знаний,
создает
условия
для
саморазвития,
поддерживает
в
период
адаптации,
способствует
формированию
профессиональной
идентичности,
повышению
профессионализма и развитию лидерских и межличностных навыков. Кроме
того, наставничество поддерживает развитие профессиональной карьеры и
создает благоприятную атмосферу работы в педагогическом сообществе.