Напоминание

Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы


Автор: Ермолаева Эльвира Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ гимназия №99
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и

литературы.

На сегодняшний день перед школой стоит задача освоения обучающимися умений

полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких

познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и

критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого

контекста, интерпретация, комментирование текста и т.д. С позиции деятельностного

компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует

обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания»

произведения искусства читателем.

Великий И.В. Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту

мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не

любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим

учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за

неумения ученика понимать прочитанное.

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного

типа.

Продуктивное чтение - это целенаправленно организованный поиск информации в

прочитываемом тексте. То есть, чтение становится продуктивным когда:

1) ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную

(учебную) цель;

2) ученик владеет инструментарием поиска информации в рамках текста;

3) ученик предполагает дальнейшее использование полученной информации.

Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

1 этап – работа с текстом до чтения. Цель: развитие важнейшего читательского умения –

антиципации- умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию,

фамилии автора, содержанию. Главная задача: вызвать у ребенка желание, мотивацию

прочитать произведение. 1. Антиципация.( предвосхищение, предугадывание

предстоящего чтения). Самостоятельное по названию, по имени автора, по ключевым

словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт

определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение

его героев. 2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе

(учебная, мотивационная, эмоциональная и психологическая готовность)

2 этап – работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование

приема «активный читатель», перечитывание текста, беседа по содержанию в целом). 2

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования,

оценки) Главная задача: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными

средствами. 1. Первичное чтение текста. -Самостоятельное чтение (дома или в классе), -

чтение-слушание, - комбинированное чтение, с учетом особенностей текста, возрастных и

индивидуальных особенностей учащихся. Выявление первичного восприятия при помощи

беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы,

рисунков, схем. 2. Перечитывание текста. Медленное, вдумчивое повторное чтение всего

текста или отдельных его фрагментов. Постановка вопросов к тексту и автору.

Необходимое комментирование текста (словарь, подтекст). Постановка уточняющего

вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение

прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с

окончательными выводами по тексту. Обращение в случае необходимости к отдельным

фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

3 этап – после чтения. Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с

авторским замыслом. Задача: обеспечить углубление восприятия и понимания текста. 1.

Концептуальная (смысловая) беседа. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) с авторской позицией.

Формулирование основной идеи текста. Или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, беседа о его личности, работа с

материалами учебника и дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием,

иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым

иллюстрациям, соотнесение видения художника с авторским и собственным

представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на одну из сфер читательской

деятельности: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественные формы.

Методические приемы организации продуктивного чтения.

Отсроченная отгадка В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный

факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над

новым материалом. Задай вопрос С чего начинается осмысление учеником учебного

материала? - Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне

нужно…?» и т.п. Составь задание Данный приём очень эффективен при самостоятельной

работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют

“роль учителя”, конструируя учебные задачи.

Кубик Блума. О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят,

как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором

нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума». На гранях

кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи»,

«Придумай», «Поделись» Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо

сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Пометки на полях. Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот

эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

Сравнение признаков традиционного урока и урока продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи

ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так,

что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут

объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром,

наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить

собственный вектор личностного развития. Действия учеников становятся более

активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к

«режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески

раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают

прочитанное.

Сравним признаки традиционного урока и урока продуктивного чтения.

Традиционный урок

Продуктивное чтение

До чтения. Учитель готовит к восприятию

текста, например: «Сейчас я расскажу вам

о писателе» или «Сегодня узнаем о…».

До чтения. Ученики прогнозируют

содержание текста «Предположите, о чѐм

этот текст, по его названию… А

иллюстрация подтверждает это?».

Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения. Учитель сам читает

вслух текст, ученики слушают

Во время чтения. «Читаем и ведѐм диалог

с автором: задаѐм вопросы, прогнозируем

ответы, проверяем себя по тексту».

Возникает читательская интерпретация.

После чтения. Ученики отвечают на

вопросы учителя и перечитывают текст по

заданиям учителя.

После чтения. Беседуем и уточняем

позицию автора.

При изучении художественных произведений главное – «исследование» языкового

материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной

поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие

знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь,

школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее

подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель

урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока

осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Перед чтением любого

произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала

ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр,

структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного,

эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят

наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев,

рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к

ним, выясняют позицию автора и т.д.) Таким образом, действия учеников становятся более

активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всѐ более сводится к

«режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески

раскрепощѐнные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают

прочитанное. Ученик на уроке – не просто слушатель и исполнитель – он творческая

личность. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже

чувствуют и понимают прочитанное. Считаю, что главное для педагога не точное

исполнение пронумерованных действий внутри этапа, а достижение цели. Именно диалог

с автором через текст и комментированное чтение – ведущие приёмы, которые

обеспечивают полноценное восприятие текста.

В заключение могу с уверенностью сказать: технология продуктивного чтения

обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных во ФГОС:

- предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста,

самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной

речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.

- метапредметные результаты: (универсальных учебных действий) развитие общеучебных

умений а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение,

освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное

и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи - самостоятельное создание

текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов; б) организационных

умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д.); в) коммуникативных умений

(эффективное и результативное общение в совместной деятельности); г) нравственно-

оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).

- личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие

читательской самостоятельности, социализация личности.

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и

достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология

универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках

русского языка. Педагоги среднего звена с успехом используют её на уроках истории и

обществознан

ия.



В раздел образования




Яндекс.Метрика