Автор: Алексеева Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей №10
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Особенности формирования культуры поведения у школьников
Раздел: среднее образование
Особенности формирования культуры поведения у школьников
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила: учитель русского языка и литературы
МБОУ лицей № 10 Алексеева И.В
В настоящее время в центре внимания современной школьной
образовательно-воспитательной системы стоит всестороннее развитие всей
совокупности качеств личности, формирующей культуру поведения.
Культура
поведения
традиционно
считается
универсальным
образовательным, развивающим средством в развитии и становлении
личности. В широком смысле слова в понятие культуры поведения входят
все области внешней и внутренней культуры человека, этикет, правильное
поведение в общественных местах, культура быта, гигиена. В проявление
культуры поведения входят вежливость, основанная на уважении к людям,
точность, привычка выполнять данное обещание в срок, обязательность и др.
В этот перечень также входит культура речи, умение грамотно, ясно и
красиво выражать свои мысли. Великий Гете в свое время писал так:
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».
В соответствии с ФГОС Основного общего образования в ряд
критериев, характеризующих портрет современного выпускника, включены
такие, как «уважающий других людей, умеющий вести конструктивный
диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих
результатов».
Данные
понятия
являются
составляющими
культуры
поведения.
К сожалению, реальность современной жизни часто показывает, что в
школах воспитание и формирование культуры поведения ведется не на
должном
уровне,
бессистемно.
Как
результат
мы
наблюдаем
распространение грубости, неопрятности, развязности и хамства среди
школьников,
часто
фиксируются
нарушения
общественного
порядка.
Особенно актуальной является эта проблема в воспитании подростков, так
как подростковый возраст является сложнейшим периодом формирования
ценностных
ориентаций
личности,
становления
её
мировоззрения
и
отношения к окружающей действительности. Формирование культуры
поведения у детей среднего и старшего школьного возраста является одной
из актуальных задач в педагогике. Ей необходимо отводить особое внимание.
Важно воспитать всесторонне развитую личность. Значимо раскрыть
подростку глубокий внутренний смысл культуры поведения, чтобы он не
видел в следованиях приличиям пустых условностей, а осознавал, что это
свидетельствует об уважении к людям, традициям. Очевидно, что школа как
важнейший социальный институт, не имеет права занимать выжидательную
позицию, а призвана стать тем ядром, вокруг которого будут сосредоточены
нравственные
и
духовные
силы
общества
по
воспитанию
культуры
поведения у детей среднего и старшего школьного возраста.
Основной путь формирования культуры поведения подростков –
воспитание нравственности, волевых качеств личности (выдержки, силы
духа,
самообладания,
умения
владеть
собой),
самообразование
и
самовоспитание. Важное средство воспитания культуры поведения –
формирование эстетических вкусов и идеалов, культуры речи и этикета.
В педагогической литературе описывается множество методов и
приемов воспитания культуры поведения. Например, Г.И.Щукиной была
предложена классификация, в которой выделяет такие группы методов
развития
культуры
поведения
у
учащихся
средней
школы
и
старшеклассников:
- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю
учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и
убеждений (методы формирования сознания личности);
- методы организации деятельности и воспитания опыта общественного
поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Важную
роль
в
воспитании
культуры
поведения
играет
учет
индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, личный пример
педагога, единое воспитательное воздействие всех факторов.
Занятия
по
культуре
поведения
проводятся,
как
правило,
во
внеклассное время, но и на уроке учитель имеет возможность работать над
усвоением знаний по культуре поведения, формированием навыков и
привычек.
Формы работы, направленные на формирование культуры поведения
детей среднего и старшего школьного возраста, довольно разнообразны:
классные
часы
по
нравственной
тематике; уроки
общения,
уроки-
путешествия;
КВНы,
различные
викторины,
турниры
и
праздники,
посвященные культуре поведения; дискуссии по нравственным поступкам;
тренинги нравственного самосовершенствования; акции помощи (например,
пожилым людям, детским домам); классные часы по нравственной тематике;
деловые и театрализованные игры, творческие проекты и т.д. Педагог
дополняет имеющиеся у учащихся знания о культуре поведения в быту и в
социуме, приводит их в определенную систему, подкрепляет требования
своим авторитетом.
Всю эту работу необходимо вести в тесном контакте с родителями,
разъяснять им правильные методы воспитания и по возможности вести
единую линию педагогического воздействия. Участие родителей может быть
непосредственным: они выступают перед детьми с беседой или являются
гостями; родители могут помочь классу в подготовке занятий, требующих
большой предварительной работы (например, декорации, афиши, костюмы,
проведение репетиций при проведении театрализованной игры и т.д.). Самое
главное – привлечь родителей к систематическому контролю за соблюдением
правил культуры поведения ребенком в повседневной жизни.
Овладевая нормами культуры поведения и правилами взаимодействия с
природой и окружающими людьми, подросток активно развивается в
нравственном плане, его взаимодействие с обществом заметно упрощается.
Овладение навыками культуры поведения у детей среднего и старшего
школьного возраста поможет им в социализации, построении гармоничных
отношений не только со своими сверстниками, но и с другими окружающими
людьми, а также повысить нравственный уровень личности.
Литература
1. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе
морального становления младшего подростка// Этическое воспитание. - 2007.
- №3. - с.35-40
2.
Духовно-нравственное
воспитание
детей
и
молодежи:
межрегиональная науч.-практ. конф., Вологда, 15-16 февраля 2012 года/
Департамент
образования
Вологод.
обл.,
Вологод.
инт-т
развития
образования [и др.]; [под общ. ред. Е.А. Ворониной]. – Вологда: ИЦ ВИРО,
2012. – 333 с.
3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков
характера у детей и подростков.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.
4. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы:
методические рекомендации // Начальная школа. - 2007. - N 7. - с.21-29
5. Щукина Н.Е. К вопросам о развитии нравственного воспитания //
Советская педагогика – 1990. - №7. – С.16-21.