Напоминание

Особенности формирования культуры поведения у школьников


Автор: Алексеева Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей №10
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Особенности формирования культуры поведения у школьников
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности формирования культуры поведения у школьников

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила: учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей № 10 Алексеева И.В

В настоящее время в центре внимания современной школьной

образовательно-воспитательной системы стоит всестороннее развитие всей

совокупности качеств личности, формирующей культуру поведения.

Культура

поведения

традиционно

считается

универсальным

образовательным, развивающим средством в развитии и становлении

личности. В широком смысле слова в понятие культуры поведения входят

все области внешней и внутренней культуры человека, этикет, правильное

поведение в общественных местах, культура быта, гигиена. В проявление

культуры поведения входят вежливость, основанная на уважении к людям,

точность, привычка выполнять данное обещание в срок, обязательность и др.

В этот перечень также входит культура речи, умение грамотно, ясно и

красиво выражать свои мысли. Великий Гете в свое время писал так:

«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».

В соответствии с ФГОС Основного общего образования в ряд

критериев, характеризующих портрет современного выпускника, включены

такие, как «уважающий других людей, умеющий вести конструктивный

диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих

результатов».

Данные

понятия

являются

составляющими

культуры

поведения.

К сожалению, реальность современной жизни часто показывает, что в

школах воспитание и формирование культуры поведения ведется не на

должном

уровне,

бессистемно.

Как

результат

мы

наблюдаем

распространение грубости, неопрятности, развязности и хамства среди

школьников,

часто

фиксируются

нарушения

общественного

порядка.

Особенно актуальной является эта проблема в воспитании подростков, так

как подростковый возраст является сложнейшим периодом формирования

ценностных

ориентаций

личности,

становления

её

мировоззрения

и

отношения к окружающей действительности. Формирование культуры

поведения у детей среднего и старшего школьного возраста является одной

из актуальных задач в педагогике. Ей необходимо отводить особое внимание.

Важно воспитать всесторонне развитую личность. Значимо раскрыть

подростку глубокий внутренний смысл культуры поведения, чтобы он не

видел в следованиях приличиям пустых условностей, а осознавал, что это

свидетельствует об уважении к людям, традициям. Очевидно, что школа как

важнейший социальный институт, не имеет права занимать выжидательную

позицию, а призвана стать тем ядром, вокруг которого будут сосредоточены

нравственные

и

духовные

силы

общества

по

воспитанию

культуры

поведения у детей среднего и старшего школьного возраста.

Основной путь формирования культуры поведения подростков –

воспитание нравственности, волевых качеств личности (выдержки, силы

духа,

самообладания,

умения

владеть

собой),

самообразование

и

самовоспитание. Важное средство воспитания культуры поведения –

формирование эстетических вкусов и идеалов, культуры речи и этикета.

В педагогической литературе описывается множество методов и

приемов воспитания культуры поведения. Например, Г.И.Щукиной была

предложена классификация, в которой выделяет такие группы методов

развития

культуры

поведения

у

учащихся

средней

школы

и

старшеклассников:

- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю

учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и

убеждений (методы формирования сознания личности);

- методы организации деятельности и воспитания опыта общественного

поведения;

- методы стимулирования поведения и деятельности.

Важную

роль

в

воспитании

культуры

поведения

играет

учет

индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, личный пример

педагога, единое воспитательное воздействие всех факторов.

Занятия

по

культуре

поведения

проводятся,

как

правило,

во

внеклассное время, но и на уроке учитель имеет возможность работать над

усвоением знаний по культуре поведения, формированием навыков и

привычек.

Формы работы, направленные на формирование культуры поведения

детей среднего и старшего школьного возраста, довольно разнообразны:

классные

часы

по

нравственной

тематике; уроки

общения,

уроки-

путешествия;

КВНы,

различные

викторины,

турниры

и

праздники,

посвященные культуре поведения; дискуссии по нравственным поступкам;

тренинги нравственного самосовершенствования; акции помощи (например,

пожилым людям, детским домам); классные часы по нравственной тематике;

деловые и театрализованные игры, творческие проекты и т.д. Педагог

дополняет имеющиеся у учащихся знания о культуре поведения в быту и в

социуме, приводит их в определенную систему, подкрепляет требования

своим авторитетом.

Всю эту работу необходимо вести в тесном контакте с родителями,

разъяснять им правильные методы воспитания и по возможности вести

единую линию педагогического воздействия. Участие родителей может быть

непосредственным: они выступают перед детьми с беседой или являются

гостями; родители могут помочь классу в подготовке занятий, требующих

большой предварительной работы (например, декорации, афиши, костюмы,

проведение репетиций при проведении театрализованной игры и т.д.). Самое

главное – привлечь родителей к систематическому контролю за соблюдением

правил культуры поведения ребенком в повседневной жизни.

Овладевая нормами культуры поведения и правилами взаимодействия с

природой и окружающими людьми, подросток активно развивается в

нравственном плане, его взаимодействие с обществом заметно упрощается.

Овладение навыками культуры поведения у детей среднего и старшего

школьного возраста поможет им в социализации, построении гармоничных

отношений не только со своими сверстниками, но и с другими окружающими

людьми, а также повысить нравственный уровень личности.

Литература

1. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе

морального становления младшего подростка// Этическое воспитание. - 2007.

- №3. - с.35-40

2.

Духовно-нравственное

воспитание

детей

и

молодежи:

межрегиональная науч.-практ. конф., Вологда, 15-16 февраля 2012 года/

Департамент

образования

Вологод.

обл.,

Вологод.

инт-т

развития

образования [и др.]; [под общ. ред. Е.А. Ворониной]. – Вологда: ИЦ ВИРО,

2012. – 333 с.

3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков

характера у детей и подростков.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.

4. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы:

методические рекомендации // Начальная школа. - 2007. - N 7. - с.21-29

5. Щукина Н.Е. К вопросам о развитии нравственного воспитания //

Советская педагогика – 1990. - №7. – С.16-21.



В раздел образования




Яндекс.Метрика