Напоминание

Языковой портфель как одна из современных технологий обучения русскому языку


Автор: Худякова Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ гимназия №99
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Языковой портфель как одна из современных технологий обучения русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Языковой портфель как одна из современных технологий обучения русскому языку

Языковой портфель - одна из разновидностей «Портфеля достижений обучающегося»,

или

портфолио.

В

создаваемом

языковом

портфеле

считаю

оптимальным

ведение

следующих трех разделов:

1.

«Зачем мне нужна «Папка достижений» по русскому языку?»

Цель раздела: развитие потребности в самооценке деятельности по предмету.

Содержание

Самооценка

(входная,

начало

ведения

«портфеля»)

Самооценка

(промежуточная,

по

личной

потребности,

с

указанием

даты

обращения

к

этому пункту)

Самооценка

(итоговая,

по

окончании

учебного года)

Чтобы

зафиксировать

свою

успеваемость

Чтобы обнаружить пробелы в

изучении

русского

языка

и

спланировать

работу

по

их

устранению

Чтобы улучшить свои знания и

умения по русскому языку

Чтобы

зафиксировать

свои

успехи по предмету

Чтобы

реально

оценить

свои

достижения

2. «Языковая биография».

Цель раздела: раскрыть содержательный и деятельностный аспекты изучаемого предмета,

формировать рефлексивные умения школьника.

После изучения раздела или темы с учащимися составляем и заполняем таблички,

в которых они оценивают своё знание (незнание), понимание и владение определёнными

умениями,

выбирая

соответствующий

критерий

и

отмечая

его

условным

знаком

в

соответствующей колонке.

Пример таблицы для раздела «Лексикология»:

Критерий

Содержание

Самооценка

(да, нет,

затрудняюсь)

Знаю

Что такое лексикология

Названия

некоторых

разделов

лексикологии

(фразеология,

этимология и т.д.)

Умею/могу

Дать

определение

лексикологии,

ряда

понятий

раздела

(омонимы,

синонимы и т.д.), привести примеры

Использую дополнительно,

порекомендую

Словари,

справочники,

энциклопедии, ЦОРы и т.д.

(записать

название

пособия,

автора)

В

каком

случае

(при

подготовке

к

следующему уроку, при выполнении

(записать

в

свободной

домашнего

задания,

просто

интересно и т.д.)

форме)

Кому, что порекомендую и почему

(записать

в

свободной

форме)

Систематическое

составление

и

анализ

таких

таблиц

помогают

ребёнку

зафиксировать достижения в собственной учебно-познавательной деятельности, выявить

пробелы и самостоятельно либо вместе с учителем наметить шаги по их устранению.

Учитель

же,

анализируя

самооценку

учащегося,

планирует

индивидуальную

работу,

направленную на

повышение

уровня

его знаний

и

умений.

Постепенно

повышается

уровень

сложности

материала

и

степень

самостоятельности

ученика

в

выполнении

заданий.

3. «Мои достижения».

Цель раздела: показать достижения обучающегося в изучении русского языка.

В

раздел

включаются

успешные

работы,

табели

успеваемости,

почётные

грамоты, дипломы, сертификаты. Материалы могут храниться на протяжении всех лет

изучения предмета, могут обновляться. Рубрики раздела:

Моя лучшая контрольная работа по русскому языку;

Мой лучший проект (доклад) по русскому языку;

Мои грамоты за участие в конкурсах и олимпиадах по русскому языку.

Материалы, помещаемые в «Языковой портфель», полезно структурировать.

Принципы структурирования могут быть различными:

по классам - «5 класс», «6 класс» и т.д.;

по

рубрикам

-

«Мои

творческие

достижения

(рисунки,

стихи,

проекты)»,

«Достижения в учёбе (контрольные, диагностические работы)», «Достижения в

конкурсах (внеклассная внеурочная деятельность)» и т.д.

Создание «Языкового

портфеля»

обучающегося

считаю

одной

из

наиболее

эффективных технологий обучения русскому языку.



В раздел образования




Яндекс.Метрика