Автор: Худякова Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ гимназия №99
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Языковой портфель как одна из современных технологий обучения русскому языку
Раздел: среднее образование
Языковой портфель как одна из современных технологий обучения русскому языку
Языковой портфель - одна из разновидностей «Портфеля достижений обучающегося»,
или
портфолио.
В
создаваемом
языковом
портфеле
считаю
оптимальным
ведение
следующих трех разделов:
1.
«Зачем мне нужна «Папка достижений» по русскому языку?»
Цель раздела: развитие потребности в самооценке деятельности по предмету.
Содержание
Самооценка
(входная,
начало
ведения
«портфеля»)
Самооценка
(промежуточная,
по
личной
потребности,
с
указанием
даты
обращения
к
этому пункту)
Самооценка
(итоговая,
по
окончании
учебного года)
Чтобы
зафиксировать
свою
успеваемость
Чтобы обнаружить пробелы в
изучении
русского
языка
и
спланировать
работу
по
их
устранению
Чтобы улучшить свои знания и
умения по русскому языку
Чтобы
зафиксировать
свои
успехи по предмету
Чтобы
реально
оценить
свои
достижения
2. «Языковая биография».
Цель раздела: раскрыть содержательный и деятельностный аспекты изучаемого предмета,
формировать рефлексивные умения школьника.
После изучения раздела или темы с учащимися составляем и заполняем таблички,
в которых они оценивают своё знание (незнание), понимание и владение определёнными
умениями,
выбирая
соответствующий
критерий
и
отмечая
его
условным
знаком
в
соответствующей колонке.
Пример таблицы для раздела «Лексикология»:
Критерий
Содержание
Самооценка
(да, нет,
затрудняюсь)
Знаю
Что такое лексикология
Названия
некоторых
разделов
лексикологии
(фразеология,
этимология и т.д.)
Умею/могу
Дать
определение
лексикологии,
ряда
понятий
раздела
(омонимы,
синонимы и т.д.), привести примеры
Использую дополнительно,
порекомендую
Словари,
справочники,
энциклопедии, ЦОРы и т.д.
(записать
название
пособия,
автора)
В
каком
случае
(при
подготовке
к
следующему уроку, при выполнении
(записать
в
свободной
домашнего
задания,
просто
интересно и т.д.)
форме)
Кому, что порекомендую и почему
(записать
в
свободной
форме)
Систематическое
составление
и
анализ
таких
таблиц
помогают
ребёнку
зафиксировать достижения в собственной учебно-познавательной деятельности, выявить
пробелы и самостоятельно либо вместе с учителем наметить шаги по их устранению.
Учитель
же,
анализируя
самооценку
учащегося,
планирует
индивидуальную
работу,
направленную на
повышение
уровня
его знаний
и
умений.
Постепенно
повышается
уровень
сложности
материала
и
степень
самостоятельности
ученика
в
выполнении
заданий.
3. «Мои достижения».
Цель раздела: показать достижения обучающегося в изучении русского языка.
В
раздел
включаются
успешные
работы,
табели
успеваемости,
почётные
грамоты, дипломы, сертификаты. Материалы могут храниться на протяжении всех лет
изучения предмета, могут обновляться. Рубрики раздела:
Моя лучшая контрольная работа по русскому языку;
Мой лучший проект (доклад) по русскому языку;
Мои грамоты за участие в конкурсах и олимпиадах по русскому языку.
Материалы, помещаемые в «Языковой портфель», полезно структурировать.
Принципы структурирования могут быть различными:
по классам - «5 класс», «6 класс» и т.д.;
по
рубрикам
-
«Мои
творческие
достижения
(рисунки,
стихи,
проекты)»,
«Достижения в учёбе (контрольные, диагностические работы)», «Достижения в
конкурсах (внеклассная внеурочная деятельность)» и т.д.
Создание «Языкового
портфеля»
обучающегося
считаю
одной
из
наиболее
эффективных технологий обучения русскому языку.