Авторы: Каргина Анна Александровна, Иванова Ирина Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ "Детский сад № 105"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4
2.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
В
ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС 6
3. ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОУ 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 10
ВВЕДЕНИЕ
И н ф о р м а ц и о н н о - к о м м у н и к а ц и о н н ы е
т е х н о л о г и и
в образовании представляют
собой
комплекс
учебно-методических
материалов,
технических
и
инструментальных
средств
вычислительной
техники в учебном процессе.
Использование ИКТ
является
одним
из
приоритетов образования.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий
призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию
детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
Специфика внедрения персонального компьютера в процесс воспитания
дошкольников
заключается
в использовании компьютера
как
средства
воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его
личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно
позволяет расширить возможности педагога.
Одним
из
инновационных
направлений
являются
компьютерные
и
м ул ьт и м ед и й н ы е
т ех н ол о г и и .
П р и м е н е н и е
и н ф о р м а ц и о н н о -
коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все
более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее
доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление
детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В
о к т я б р е
2 0 1 3
г о д а
б ы л
п р и н я т
ф е д е р а л ь н ы й
государственный образовательныйстандарт
дошкольного образования.
В
д а н н о м
с т а н д а р т е
п р о п и с а н ы
о б я з а т е л ь н ы е
т р е б о в а н и я
к
дошкольному образованию.
Отметим,
что
внедрение
в
систему образования стандартов
второго
поколения, так называемых ФГОС, ознаменовало кардинальные изменения
в образовательном
процессе.
Новые
стандарты
ориентированы
на
результаты
освоения
основных образовательных
программ.
П о д
результатами
понимается
не
только
предметные
знания,
но
и
умение
применять эти знания в практической деятельности.
В
основе
стандарта
дошкольного образования заложены
следующие
основные положения:
• Принцип уникальности детства как важного этапа развития человека;
•
Принцип
равноправного
уважительного
в з а и м од е й с т в и я
взрослых (родителей и педагогов) и детей;
•
Принцип
игровой
деятельности
специфической
для
детей
данной
возрастной группы.
При этом стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные
потребности
и
особенности
ребенка.
Вводится
такое
понятие
как «образовательные
потребности» ребенка,
которые
зависят
от
различных факторов, таких как состояние здоровья ребенка, индивидуальные
потребности и прочее.
Стандарт
дошкольного образования
в
процессе своей
реализации
направлен на решение следующих задач:
1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства;
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого
состояние здоровья ребенка, индивидуальные потребности и прочее.
Стандарт
дошкольного образования
в
процессе своей
реализации
направлен на решение следующих задач:
1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства;
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс;
6) формирования общей культуры личности детей;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
Н а
о с н о в е
д а н н ы х
п р и н ц и п о в
д о ш ко л ь н о е образовательное
учреждение (ДОУ)должно
выстроить
свою
работу
таким образом,
чтобы
иметь возможность реализовать поставленные задачи и создать условия для
«позитивной
социализации
ребенка,
его
всестороннего
личностного
развития,
развития
инициативы
и
творческих
способностей
на
основе
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
и
соответствующих
дошкольному возрасту видов деятельности».
Таким образом,
в
с о о т в е т с т в и и
с
п р и н я т ы м и ФГОС,
дошкольное образованиевпервые
стало
само стоятельным
уровнем
общего образования.
2.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
В
ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС
В
условиях
внедрения ФГОС второго
поколения
в образовательный
процесс, использование ИКТ в дошкольном учреждении осуществляется в
различных игровых технологиях.
Выделяют следующие технологии:
1.
Компьютерные
игры
–
развлекательные,
обучающие,
развивающие,
диагно стиче ские,
сетевые
игры.
В
работе
с
д о ш кол ь н и ка м и
педагоги используют в
основном
развивающие,
реже
обучающие
и
диагностические игры. Выделим:
• развивающие игры (игры на развитие математических представлений,
игры
на
развитие
фонематического
слуха
и
обучения
чтению,
игры
для
музыкального развития);
• игры, направленные на развитие основных психических процессов;
•
Игры
как
прикладные
средства,
созданные
с
целью
художественно-
творческое развитие детей.
2.
Интерактивное
обучение,
которое
позволяет
стимулировать
познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
Речь
идет
о
созданных
педагогами
играх,
которые
соответствуют
программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на
занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать
программа PowerPoint.
3.
Технология
комплексных (интегрированных) занятиях
(досугах,
т.
е.
технология
разрабатывается
по
какой-либо
из образовательных
областей (музыка,
художественная
литература,
познание).
Занятия
включают в себя разнообразнуюпродуктивную деятельность детей.
При этом отметим, что выбор компьютерных игровых средств играет
важную
роль
для использования ИКТ
в
воспитательно-образовательном
процессе.
В
настоящее
время
выбор
различных
компьютерных
игровых
программных средств для дошкольников достаточно широк. Оговоримся, что
большинство из игровых технологий не рассчитаны на реализацию задач,
по ст авленных
в ФГОС.
С о от в е т с т в е н н о ,
д а н н ы е
т е х н о л о г и и
могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития
психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Отметим, что на современном этапе ИКТ в дошкольном образовательном
учреждении
используется в
основном
для
автоматизированных
систем
управления.
Данная
технология
реализуется
в
учреждении
с
целью
осуществления
управления,
организации
педагогического процесса,
методической
службы. Использование И К Т
в
Д ОУ
о б е с п е ч и в а е т
планирование,
контроль,
мониторинг,
координацию
работы
педагогов,
специалистов,
медиков.
В
этом
случае использование ИКТ
способствует
оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях
инклюзивного
обучения
и
воспитания
дошкольников,
расширению
границ образовательного пространства
за
счет
активного
включения
родителей и детей, не посещающих детский сад.
Таким образом, ФГОС п р е д у с м а т р и в а е т
и
д а е т
возможность использоватьинформационно-коммуникационные технологии в
условиях образовательного процесса в дошкольном учреждении.
3. ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОУ
Отметим, что в образовательном процессе при внедрении икт с учетом
ФГОС в
дошкольное
учреждение
возникает
ряд
проблем.
Исследователи
выделяют следующие:
•
При
внедрении
ИКТ
как
игровой
технологии
возникают
вопросы,
связанные
с
возникновением
негативных
проявлений использования
данных средств (влияние игры на состояние психического и физического
здоровья
ребенка,
отказ
от
коммуникаций,
возникновение
ранней
компьютерной зависимости);
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах
возникают трудности экономического характера (техническая поддержка);
•
Проблема
профе ссиональной
компетенции
педагогов,
н е
только использование
современной
техники,
но
и
умение
создавать
собственные образовательные ресурсы.
Обратим
внимание,
что
в
периодической
печати
в
последнее
время
ведется дискуссия по проблеме разработки и внедрения информационно-
коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в
области дошкольного образования высказывают свою позицию с различных
методологических подходов.
К негативным последствиям внедрения ИКТ в образовательный процесс
ДОУ относят:
• влияние компьютера на здоровье детей (малоподвижность, ухудшение
зрения, головные боли и др.);
•
зацикливание
ребенка
на
компьютерной
игре (уход
от
реальности,
погружение в виртуальный мир и др.);
Те м
н е
м е н е е ,
в ы д е л я ют
и
п ол ож и т е л ь н ы е
п о с л е д с т в и я
дозированного использования ИКТ в детский садах:
• использование развивающих игр способствует развитию детей;
• коллективное участие в игре помогает избежать зависимости;
•
дети
привыкают
оценивать
ситуацию,
не
погружаясь
полностью
в
виртуальный мир.
Исследователи
отмечают,
что использование ИКТ
должно
б ы т ь
н а п р а в л е н о
н а
р а з в и в а ю щ и й
к о м п о н е н т образовательного
процесса. Целесообразно
использовать информационные
технологии
в
р а з в и т и и
п о з н а в а т е л ь н ы х
с п о с о б н о с т е й
д о ш к о л ь н и к о в .
Грамотное использование технических информационных средств позволяет
расширить возможности образовательного процесса.
На
сегодняшний
день
необходимо
решить
задачу
развития
ИКТ
в
дошкольном о б р а з ов ат е л ь н о м
у ч р е ж д е н и и
с
у ч е т о м
Ф ГО С.
Создание образовательныхкомплексов
как
средства
обучения
и
как
компонента
воспитательно-образовательнойсистемы
ДОУ
в
соответствии
с ФГОС, должно включать в себя средства для образования, воспитания и
развития детей.
Таким образом,
комплекс
ИКТ
доступен
всем
педагогам,
и
может
быть использован для повышения качества образовательного процесса.