Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Авторы: Каргина Анна Александровна, Иванова Ирина Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ "Детский сад № 105"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4

2.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

В

ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС 6

3. ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОУ 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 10

ВВЕДЕНИЕ

И н ф о р м а ц и о н н о - к о м м у н и к а ц и о н н ы е

т е х н о л о г и и

в образовании представляют

собой

комплекс

учебно-методических

материалов,

технических

и

инструментальных

средств

вычислительной

техники в учебном процессе.

Использование ИКТ

является

одним

из

приоритетов образования.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий

призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию

детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

Специфика внедрения персонального компьютера в процесс воспитания

дошкольников

заключается

в использовании компьютера

как

средства

воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его

личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно

позволяет расширить возможности педагога.

Одним

из

инновационных

направлений

являются

компьютерные

и

м ул ьт и м ед и й н ы е

т ех н ол о г и и .

П р и м е н е н и е

и н ф о р м а ц и о н н о -

коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все

более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее

доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление

детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В

о к т я б р е

2 0 1 3

г о д а

б ы л

п р и н я т

ф е д е р а л ь н ы й

государственный образовательныйстандарт

дошкольного образования.

В

д а н н о м

с т а н д а р т е

п р о п и с а н ы

о б я з а т е л ь н ы е

т р е б о в а н и я

к

дошкольному образованию.

Отметим,

что

внедрение

в

систему образования стандартов

второго

поколения, так называемых ФГОС, ознаменовало кардинальные изменения

в образовательном

процессе.

Новые

стандарты

ориентированы

на

результаты

освоения

основных образовательных

программ.

П о д

результатами

понимается

не

только

предметные

знания,

но

и

умение

применять эти знания в практической деятельности.

В

основе

стандарта

дошкольного образования заложены

следующие

основные положения:

• Принцип уникальности детства как важного этапа развития человека;

Принцип

равноправного

уважительного

в з а и м од е й с т в и я

взрослых (родителей и педагогов) и детей;

Принцип

игровой

деятельности

специфической

для

детей

данной

возрастной группы.

При этом стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные

потребности

и

особенности

ребенка.

Вводится

такое

понятие

как «образовательные

потребности» ребенка,

которые

зависят

от

различных факторов, таких как состояние здоровья ребенка, индивидуальные

потребности и прочее.

Стандарт

дошкольного образования

в

процессе своей

реализации

направлен на решение следующих задач:

1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей, в

том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

способностей и творческого

состояние здоровья ребенка, индивидуальные потребности и прочее.

Стандарт

дошкольного образования

в

процессе своей

реализации

направлен на решение следующих задач:

1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей, в

том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс;

6) формирования общей культуры личности детей;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и

организационных форм дошкольного образования;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и

укрепления здоровья детей.

Н а

о с н о в е

д а н н ы х

п р и н ц и п о в

д о ш ко л ь н о е образовательное

учреждение (ДОУ)должно

выстроить

свою

работу

таким образом,

чтобы

иметь возможность реализовать поставленные задачи и создать условия для

«позитивной

социализации

ребенка,

его

всестороннего

личностного

развития,

развития

инициативы

и

творческих

способностей

на

основе

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками

и

соответствующих

дошкольному возрасту видов деятельности».

Таким образом,

в

с о о т в е т с т в и и

с

п р и н я т ы м и ФГОС,

дошкольное образованиевпервые

стало

само стоятельным

уровнем

общего образования.

2.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

В

ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС

В

условиях

внедрения ФГОС второго

поколения

в образовательный

процесс, использование ИКТ в дошкольном учреждении осуществляется в

различных игровых технологиях.

Выделяют следующие технологии:

1.

Компьютерные

игры

развлекательные,

обучающие,

развивающие,

диагно стиче ские,

сетевые

игры.

В

работе

с

д о ш кол ь н и ка м и

педагоги используют в

основном

развивающие,

реже

обучающие

и

диагностические игры. Выделим:

• развивающие игры (игры на развитие математических представлений,

игры

на

развитие

фонематического

слуха

и

обучения

чтению,

игры

для

музыкального развития);

• игры, направленные на развитие основных психических процессов;

Игры

как

прикладные

средства,

созданные

с

целью

художественно-

творческое развитие детей.

2.

Интерактивное

обучение,

которое

позволяет

стимулировать

познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Речь

идет

о

созданных

педагогами

играх,

которые

соответствуют

программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на

занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать

программа PowerPoint.

3.

Технология

комплексных (интегрированных) занятиях

(досугах,

т.

е.

технология

разрабатывается

по

какой-либо

из образовательных

областей (музыка,

художественная

литература,

познание).

Занятия

включают в себя разнообразнуюпродуктивную деятельность детей.

При этом отметим, что выбор компьютерных игровых средств играет

важную

роль

для использования ИКТ

в

воспитательно-образовательном

процессе.

В

настоящее

время

выбор

различных

компьютерных

игровых

программных средств для дошкольников достаточно широк. Оговоримся, что

большинство из игровых технологий не рассчитаны на реализацию задач,

по ст авленных

в ФГОС.

С о от в е т с т в е н н о ,

д а н н ы е

т е х н о л о г и и

могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития

психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Отметим, что на современном этапе ИКТ в дошкольном образовательном

учреждении

используется в

основном

для

автоматизированных

систем

управления.

Данная

технология

реализуется

в

учреждении

с

целью

осуществления

управления,

организации

педагогического процесса,

методической

службы. Использование И К Т

в

Д ОУ

о б е с п е ч и в а е т

планирование,

контроль,

мониторинг,

координацию

работы

педагогов,

специалистов,

медиков.

В

этом

случае использование ИКТ

способствует

оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях

инклюзивного

обучения

и

воспитания

дошкольников,

расширению

границ образовательного пространства

за

счет

активного

включения

родителей и детей, не посещающих детский сад.

Таким образом, ФГОС п р е д у с м а т р и в а е т

и

д а е т

возможность использоватьинформационно-коммуникационные технологии в

условиях образовательного процесса в дошкольном учреждении.

3. ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОУ

Отметим, что в образовательном процессе при внедрении икт с учетом

ФГОС в

дошкольное

учреждение

возникает

ряд

проблем.

Исследователи

выделяют следующие:

При

внедрении

ИКТ

как

игровой

технологии

возникают

вопросы,

связанные

с

возникновением

негативных

проявлений использования

данных средств (влияние игры на состояние психического и физического

здоровья

ребенка,

отказ

от

коммуникаций,

возникновение

ранней

компьютерной зависимости);

• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах

возникают трудности экономического характера (техническая поддержка);

Проблема

профе ссиональной

компетенции

педагогов,

н е

только использование

современной

техники,

но

и

умение

создавать

собственные образовательные ресурсы.

Обратим

внимание,

что

в

периодической

печати

в

последнее

время

ведется дискуссия по проблеме разработки и внедрения информационно-

коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в

области дошкольного образования высказывают свою позицию с различных

методологических подходов.

К негативным последствиям внедрения ИКТ в образовательный процесс

ДОУ относят:

• влияние компьютера на здоровье детей (малоподвижность, ухудшение

зрения, головные боли и др.);

зацикливание

ребенка

на

компьютерной

игре (уход

от

реальности,

погружение в виртуальный мир и др.);

Те м

н е

м е н е е ,

в ы д е л я ют

и

п ол ож и т е л ь н ы е

п о с л е д с т в и я

дозированного использования ИКТ в детский садах:

использование развивающих игр способствует развитию детей;

• коллективное участие в игре помогает избежать зависимости;

дети

привыкают

оценивать

ситуацию,

не

погружаясь

полностью

в

виртуальный мир.

Исследователи

отмечают,

что использование ИКТ

должно

б ы т ь

н а п р а в л е н о

н а

р а з в и в а ю щ и й

к о м п о н е н т образовательного

процесса. Целесообразно

использовать информационные

технологии

в

р а з в и т и и

п о з н а в а т е л ь н ы х

с п о с о б н о с т е й

д о ш к о л ь н и к о в .

Грамотное использование технических информационных средств позволяет

расширить возможности образовательного процесса.

На

сегодняшний

день

необходимо

решить

задачу

развития

ИКТ

в

дошкольном о б р а з ов ат е л ь н о м

у ч р е ж д е н и и

с

у ч е т о м

Ф ГО С.

Создание образовательныхкомплексов

как

средства

обучения

и

как

компонента

воспитательно-образовательнойсистемы

ДОУ

в

соответствии

с ФГОС, должно включать в себя средства для образования, воспитания и

развития детей.

Таким образом,

комплекс

ИКТ

доступен

всем

педагогам,

и

может

быть использован для повышения качества образовательного процесса.



В раздел образования




Яндекс.Метрика