Напоминание

Реализация методов личностного ориентированного обучения на логопедических занятиях в начальной школе.


Автор: Любименко Наталья Алексеевна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: ГКОУ ,,Красноярская школа интернат"
Населённый пункт: Красный Яр, Жирновский район, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация методов личностного ориентированного обучения на логопедических занятиях в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Реализация методов личностного ориентированного

обучения на логопедических занятиях в начальной школе.

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения

является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и

достаточных условий для его развития.

Индивидуальность – обобщенная характеристика особенностей человека,

которая формируется как на основе наследственных природных задатков в

процессе воспитания, так и, одновременно, (главное для человека) в ходе

саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах

деятельности.

Проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с

системным недоразвитием речи является одной из важнейших в теории и

практике логопедии. Сложность и многогранность этой проблемы

объясняется увеличением числа видов и форм речевых нарушений,

отрицательно влияющих на психическое развитие ребенка, отражающихся на

его деятельности, поведении, социальной адаптации. В связи с этим в

настоящее время становиться все более актуальным личностно-

ориентированный подход к обучению и воспитанию детей с общим

недоразвитием речи. В практике личностно-ориентированного

взаимодействия педагогов с детьми приоритетным является развитие

личности ребенка. К вопросам личностно-ориентированного развития детей

дошкольного возраста обращались Г.А. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина,

Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева и другие

исследователи, разрабатывающие психолингвистические и дидактические

основы методики развития речевого общения детей, содержание и приемы

коррекционно – педагогической работы.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу

угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный

опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием

образования.

Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно

условно разделить на три основные группы:

- социально-педагогическая

- предметно-дидактическая

- психологическая

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором

учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Такое

обучение ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который

ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения

проблем, опыт общения и пр.), т. е. опыт жизнедеятельности. В процессе

личностно-ориентированного обучения на логопедических занятиях мной

используются так называемые активные психологические модели и методы

обучения, активизирующие их познавательную деятельность, развивающие

мышление, формирующие стойкие практические умения и навыки. При этом

используется исследовательский метод обучения, а сами компьютерные

технологии выступают не как предмет изучения, а как инструмент познания.

Эти методы могут быть реализованы в комплексе с другими приемами,

имеющимися в практике образования и воспитания.

В процессе личностно-ориентированного обучения на логопедических

занятиях мной используются так называемые активные психологические

модели и методы обучения, активизирующие их познавательную

деятельность, развивающие мышление, формирующие стойкие практические

умения и навыки. При этом используется исследовательский метод обучения,

а сами компьютерные технологии выступают не как предмет изучения, а как

инструмент познания. Эти методы могут быть реализованы в комплексе с

другими приемами, имеющимися в практике образования и воспитания.

Личностно-ориентированная образовательная модель должна

строиться на следующих принципах:

Целью обучения должно быть развитие личности (на логопедических

занятиях - развитие полноценной личности и коррекция недостатков).

Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения (важным

является установление контакта).

Учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в

процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем "эталона"

(реализуется задача повышения учебной мотивации).

Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте

ребенка (связь дошкольного воспитания; возможного логопедического

воздействия).

Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам,

необходимо развить их способы познания (умение слушать и воспринимать

обращенную речь)

В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно

учиться (реализуется задача повышения учебной мотивации).

Содержание образования должно, на сколько это возможно, быть

применимым в реальной жизни ребенка, учитывать его интересы, а не

готовить его к "будущей взрослой" жизни.

В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы

познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника

(на логопедических занятиях учащимся предлагаются новые пути решения

проблем, связанные с трудностями в обучении).

Педагог должен учитывать индивидуальные различия школьников по ходу

образовательного процесса (на логопункте обучаются дети с

индивидуальными особенностями)

Система оценивания должна строиться на основе разнообразных видов

рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы

оценивания.

Модель личностно-ориентированного занятия

• Первичная задача педагога (чему я буду учить, что воспитывать,

что развивать).

• Создание проблемной ситуации (исходя из наблюдений, личного

опыта детей т.е. от проблемы ребенка, от педагогического замысла

самого педагога).

• Возникновение состояния “хочу решить проблему” (у ребенка).

• Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение

гипотез, предположений от детей, и идет еще дополнительная

мотивация у ребенка (“Я хочу”, “Мне надо”).

• Активизация субъектного опыта, его использование в процессе

занятия.

• Управлением самостоятельным поиском (давать право кого-то

спросить, поискать в энциклопедии, у родителей, у старших детей).

• Совместное подведение итогов. В конце может нарождаться

выдвижение новой гипотезы, мотивации к дальнейшей познавательной

деятельности.

Рекомендации к проведению занятия

• Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка, учет

его индивидуальных особенностей. Оценка и необходимая коррекция

психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных:

радость, досада, веселость и др.; психофизиологичеких - бодрость,

усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение,

сосредоточенность.

• Использование педагогом разнообразных форм и методов

организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их

субъектного опыта относительно предложенной темы.

• Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.

• Стимулирование детей к использованию разнообразных

способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться,

получить неправильный ответ.

• Использование различных сенсорных каналов при объяснении

нового материала.

• Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы,

анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми,

отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и

поддерживать оригинальные.

• Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать

тип, вид и форму материала.

• Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих

каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность,

избирательность к способам работы.

• Использование парной или групповой работы для развития

коммуникативных умений детей.

• Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в

конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что

понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить

еще раз, а что сделать по –другому.)

• Анализировать не только правильность (неправильность) ответа,

но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать

разнообразные способы выполнения заданий.

Организуя личностно-ориентированный подход к проведению занятий,

педагог должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не

вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий

жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить,

высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он

воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится

неправильных ответов, зная, что неправильный ответ-ступенька к новому

знанию.



В раздел образования




Яндекс.Метрика