Автор: Любименко Наталья Алексеевна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: ГКОУ ,,Красноярская школа интернат"
Населённый пункт: Красный Яр, Жирновский район, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация методов личностного ориентированного обучения на логопедических занятиях в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Тема: Реализация методов личностного ориентированного
обучения на логопедических занятиях в начальной школе.
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения
является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и
достаточных условий для его развития.
Индивидуальность – обобщенная характеристика особенностей человека,
которая формируется как на основе наследственных природных задатков в
процессе воспитания, так и, одновременно, (главное для человека) в ходе
саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах
деятельности.
Проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с
системным недоразвитием речи является одной из важнейших в теории и
практике логопедии. Сложность и многогранность этой проблемы
объясняется увеличением числа видов и форм речевых нарушений,
отрицательно влияющих на психическое развитие ребенка, отражающихся на
его деятельности, поведении, социальной адаптации. В связи с этим в
настоящее время становиться все более актуальным личностно-
ориентированный подход к обучению и воспитанию детей с общим
недоразвитием речи. В практике личностно-ориентированного
взаимодействия педагогов с детьми приоритетным является развитие
личности ребенка. К вопросам личностно-ориентированного развития детей
дошкольного возраста обращались Г.А. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина,
Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева и другие
исследователи, разрабатывающие психолингвистические и дидактические
основы методики развития речевого общения детей, содержание и приемы
коррекционно – педагогической работы.
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу
угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный
опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием
образования.
Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно
условно разделить на три основные группы:
- социально-педагогическая
- предметно-дидактическая
- психологическая
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором
учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Такое
обучение ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который
ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения
проблем, опыт общения и пр.), т. е. опыт жизнедеятельности. В процессе
личностно-ориентированного обучения на логопедических занятиях мной
используются так называемые активные психологические модели и методы
обучения, активизирующие их познавательную деятельность, развивающие
мышление, формирующие стойкие практические умения и навыки. При этом
используется исследовательский метод обучения, а сами компьютерные
технологии выступают не как предмет изучения, а как инструмент познания.
Эти методы могут быть реализованы в комплексе с другими приемами,
имеющимися в практике образования и воспитания.
В процессе личностно-ориентированного обучения на логопедических
занятиях мной используются так называемые активные психологические
модели и методы обучения, активизирующие их познавательную
деятельность, развивающие мышление, формирующие стойкие практические
умения и навыки. При этом используется исследовательский метод обучения,
а сами компьютерные технологии выступают не как предмет изучения, а как
инструмент познания. Эти методы могут быть реализованы в комплексе с
другими приемами, имеющимися в практике образования и воспитания.
Личностно-ориентированная образовательная модель должна
строиться на следующих принципах:
Целью обучения должно быть развитие личности (на логопедических
занятиях - развитие полноценной личности и коррекция недостатков).
Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения (важным
является установление контакта).
Учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в
процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем "эталона"
(реализуется задача повышения учебной мотивации).
Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте
ребенка (связь дошкольного воспитания; возможного логопедического
воздействия).
Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам,
необходимо развить их способы познания (умение слушать и воспринимать
обращенную речь)
В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно
учиться (реализуется задача повышения учебной мотивации).
Содержание образования должно, на сколько это возможно, быть
применимым в реальной жизни ребенка, учитывать его интересы, а не
готовить его к "будущей взрослой" жизни.
В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы
познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника
(на логопедических занятиях учащимся предлагаются новые пути решения
проблем, связанные с трудностями в обучении).
Педагог должен учитывать индивидуальные различия школьников по ходу
образовательного процесса (на логопункте обучаются дети с
индивидуальными особенностями)
Система оценивания должна строиться на основе разнообразных видов
рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы
оценивания.
Модель личностно-ориентированного занятия
• Первичная задача педагога (чему я буду учить, что воспитывать,
что развивать).
• Создание проблемной ситуации (исходя из наблюдений, личного
опыта детей т.е. от проблемы ребенка, от педагогического замысла
самого педагога).
• Возникновение состояния “хочу решить проблему” (у ребенка).
• Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение
гипотез, предположений от детей, и идет еще дополнительная
мотивация у ребенка (“Я хочу”, “Мне надо”).
• Активизация субъектного опыта, его использование в процессе
занятия.
• Управлением самостоятельным поиском (давать право кого-то
спросить, поискать в энциклопедии, у родителей, у старших детей).
• Совместное подведение итогов. В конце может нарождаться
выдвижение новой гипотезы, мотивации к дальнейшей познавательной
деятельности.
Рекомендации к проведению занятия
• Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка, учет
его индивидуальных особенностей. Оценка и необходимая коррекция
психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных:
радость, досада, веселость и др.; психофизиологичеких - бодрость,
усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение,
сосредоточенность.
• Использование педагогом разнообразных форм и методов
организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их
субъектного опыта относительно предложенной темы.
• Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.
• Стимулирование детей к использованию разнообразных
способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться,
получить неправильный ответ.
• Использование различных сенсорных каналов при объяснении
нового материала.
• Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы,
анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми,
отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и
поддерживать оригинальные.
• Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать
тип, вид и форму материала.
• Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих
каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность,
избирательность к способам работы.
• Использование парной или групповой работы для развития
коммуникативных умений детей.
• Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в
конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что
понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить
еще раз, а что сделать по –другому.)
• Анализировать не только правильность (неправильность) ответа,
но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать
разнообразные способы выполнения заданий.
Организуя личностно-ориентированный подход к проведению занятий,
педагог должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не
вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий
жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить,
высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он
воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится
неправильных ответов, зная, что неправильный ответ-ступенька к новому
знанию.