Напоминание

"Работа с начинающими в классе фортепиано"


Автор: Иванцова Марина Васильевна
Должность: Преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБОУДО "Детская школа искусств г. Поронайска"
Населённый пункт: Сахалинская область, г. Поронайск
Наименование материала: Методическая статья
Тема: "Работа с начинающими в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАБОТА С НАЧИНАЮЩИМИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

(

из опыта работы)

Иванцова М.В.

преподаватель фортепиано филиала

Муниципального

бюджетного

образовательного учреждения «Детская школа искусств г Поронайска» в пгт

Вахрушев

Основным содержанием начального периода обучения являются освоение

учащимися нотной грамоты, приобретение простейших навыков игры на

фортепиано.

Как

показывает

опыт,

это

представляет

для

учащихся

значительные трудности по многим причинам (особенно в последние годы).

Предлагаю

рассмотреть

несколько

легких

упражнений-игр,

которые

способствуют

постепенному

развитию

чувства

ритма,

ориентации

на

клавиатуре,

формированию

первоначальных

аппликатурных

навыков,

накоплению музыкальных представлений и понятий.

1. Упражнения для тренировки ориентации на клавиатуре.

С первых уроков начинается знакомство с клавиатурой. Ребенок

знакомится с названиями нот и их расположением на клавиатуре.

Упражнения:

а) находить клавиши, не отсчитывая от «до», ориентируясь по черным

клавишам (большие и маленькие «островки»);

б) называть ноты от разных клавиш на октаву вверх и вниз, не глядя на

клавиатуру (вниз, как правило, труднее).

Параллельно с освоением клавиатуры и в связи с ней идет изучение

нотной записи. Мне показалось полезным упражнение из пособия О. Геталовой

«В музыку с радостью» с названием «Следопыт», суть которого в игре по

нотной записи цепочки нот, находящихся рядом или через одну вверх или вниз,

зная только первую ноту. Но ученики его невзлюбили. Трудность для них

заключается в том, что при игре одним пальцем, не глядя на клавиши они

«теряют след», так как «не чувствуют» клавиатуру, как выразилась одна из

учениц, а также путают направление. Можно делать облегченные варианты

упражнения:

а) выполняется без клавиатуры, ученик только называет ноты:

назвать первую ноту;

задать направление, которое не меняется (например, вверх);

задать расстояние, также не меняется (например, через одну);

б) на клавиатуре, но без нотной записи, сначала можно смотреть на клавиши,

затем не глядя: аналогично первому;

в) на клавиатуре, без нотной записи, вслепую:

задать первую ноту;

называть расстояние (рядом или через одну), меняя направление

движения.

После

этих

упражнений

ученики

смогли

выполнять

исходное

упражнение, так как пальцы «запомнили» интервалы с помощью мышечной

памяти. Польза этого упражнения в мгновенной ориентации, вверх или вниз

играть следующую ноту и на какое расстояние - рядом или через одну клавишу,

а не вспоминать, как называется следующая нота, когда ноты еще плохо

выучены.

2. Упражнения на формирование первоначальных аппликатурных навыков

Этот комплекс упражнений связан с предыдущими, но подключается

аппликатура. Основан на упражнении Л. Баренбойма из пособия «Путь к

музицированию»,

в

котором

предлагаются

цепочки

из

трехпальцевых

ритмических групп (без нот, можно играть от любой клавиши, подписана только

аппликатура в разных комбинациях). Играть нужно, не глядя на руки, используя

простейшее аппликатурное правило «соседняя клавиша -соседним пальцем,

через клавишу-через палец»:

а) в пределах одной позиции (любая квинта, все 5 пальцев лежат на «своих»

клавишах) нажимать клавиши названными пальцами как можно быстрее

б) в пределах квинты нажимать названные клавиши соответствующими

пальцами, добиваться быстрой реакции

Сначала называются клавиши или пальцы по одному, затем можно

называть последовательно 2-5 клавиш или пальцев, ученик старается запомнить

последовательность.

в) то же упражнение можно делать по нотам, закрыв ноты и оставив только

подписанную аппликатуру, используя любые простые мелодии в пределах

квинты. Это усложняет упражнение, так как необходимо соблюдать ритм.

Все эти упражнения взаимосвязаны. Плюсы их в том, что:

1) их могут выполнять родители со своими детьми дома;

2) они легкие и похожи на игру, ученики делают их без сопротивления и даже с

удовольствием.

3. Ритмический аккомпанемент

С

первых

уроков

ученик

получает

представление

о

понятиях

музыкального пульса, темпа, ритма.

С удовольствием дети выполняют

упражнения, предложенные Л. Баренбойм в том же пособии. Уже на первом

уроке они исполняют «ровные шаги» в марше С. Прокофьева в ансамбле с

преподавателем. Изменения темпа и громкости исполнения преподавателем

приучают слушать партнера и действовать в согласии с его исполнением.

Также Л. Баренбойм предлагает ритмические аккомпанементы, когда во время

исполнения какой-либо пьесы преподавателем ученик исполняет различные

ритмические аккомпанементы с помощью хлопков, шлепков и т.п.

Можно бесконечно усложнять и разнообразить эту работу, выбирая

различную музыку в двух-, трех-, четырехдольном размере, используя

различные варианты группировок и шумовые инструменты. Сложность для

учеников в том, что ритм группировки не совпадает с ритмом исполняемой

преподавателем музыки, темп также меняется произвольно, активизируя

внимание ученика. Упражнения учат ощущать пульс, метр музыки, развивают

ансамблевое чувство.

4. Слушание музыки, движение под музыку

На практике зачастую ученики приходят в класс, не имея никакого багажа

музыкальных впечатлений, не зная ни одной детской из мультфильма или

народной песни, иногда даже не умеют ходить под музыку (к сожалению, в

детском саду нет музыкальных занятий). Поэтому весь первый год обучения мы

знакомимся с пьесами из сборника «Детский альбом» П. Чайковского и другими

детскими пьесами. Ученик старается запомнить названия пьес, которые

постепенно добавляются, чтобы узнавать музыку на последующих уроках.

Также даются задания определить жанр, лад, размер пьесы. Задаются

различные вопросы, например, почему марш не бывает «на три шага?» Этот вид

работы можно использовать в середине урока как физкультминутку: ученик

марширует, если слышит марш, танцует, если слышит танец. Эту работу

полезно продолжать и в дальнейшем обучении.

Литература:

1. Баренбойм Л.А., Брянская Ф.Д., Перунова Н.Н. «Путь к музицированию».

Школа игры на фортепиано. Ленинград «Советский композитор», 1980.

2. Геталова О., Визная И., «В музыку с радостью». Санкт-Петербург

«Композитор», 2005.



В раздел образования




Яндекс.Метрика