Напоминание

"Патриотического воспитания старших дошкольников в условиях ДОУ."


Автор: Логинова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 254 ОАО РЖД
Населённый пункт: г.Комсомольск - на Амуре, Хабаровского края
Наименование материала: Патриотического воспитания дошкольников .
Тема: "Патриотического воспитания старших дошкольников в условиях ДОУ."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотического воспитания старших дошкольников в

условиях ДОУ.

Современная педагогика располагает обширным и разнообразным

инструментарием,

позволяющим

обеспечивать

эффективную

реализацию

задач патриотического воспитания дошкольников. Это различные формы,

методы,

приемы

работы,

организация

предметной

эвристической

среды,

специализированная

направленность

занятий

и

т.д.

Однако

наибольшего

результата можно добиться только в комплексном использовании методов и

приемов,

направленных

на

формирование

чувства

патриотизма

у

детей.

Педагог

может

и

должен

найти

для

детей

такую

деятельность,

чтобы

содержание

её

согласовывалось

с

задачами

воспитания,

а

форма

была

доступной

каждому

ребёнку

и

соответствовала

содержанию.

Для

этого

педагогу

нужно

хорошо

знать

содержание,

особенности

организации

и

руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а

также

уметь

сочетать

их

в

едином

педагогическом

процессе,

подчинив

единой

задаче.

При

этом

огромное

значение

приобретает

роль

семьи

в

воспитании

нравственности

ребенка,

ее

традиции,

устои,

ориентация

на

развитие

гражданственности

и

духовности.

Важная

задача

дошкольного

образовательного учреждения при этом состоит в том, чтобы обеспечить

семью

основным

педагогическим

инструментарием,

сделать

ее

своей

союзницей в реализации основных аспектов нравственно-патриотического

воспитания.

У старших дошкольников акцент делается на формировании чувства

привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим

близким. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой

родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Воспитание

патриотизма,

уважения

к

культурному

прошлому

страны

средствами

эстетического

воспитания:

музыка,

изодеятельно сть,

художественное

слово.

Воспитание

гражданско-патриотических

чувств

посредством

изучения

государственной

символики

России.

Старшим

дошкольникам

сообщают

информацию,

которую

они

должны

и

могут

усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональны

и побуждать ребенка к практической деятельности. Следует знакомить детей

со странами мира, но акцент делается на изучение родной страны. Название

страны

закрепляется

в

играх,

«Кто

больше

стран

назовет»,

«Из

разных

названий

стран

определи

нашу

страну».

Дети

должны

знать

название

столицы

нашей

Родины,

ее

достопримечательности.

Рассматривание

иллюстраций, слушание художественных произведений, а также экскурсии,

рисование,

игры-путешествия

все

это

помогает

решить

поставленную

задачу. Также детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у

каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Можно показать герб и флаг и

объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы. При ознакомлении с

природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее

особенностях. Дети должны получить представления о том, какие животные

обитают в наших лесах, какие растут деревья, по какому дереву можно сразу

определить Россию. Важной частью работы по воспитанию любви к Родине

является формирование у детей представление о людях родной страны. В

первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу

Родину

0

художников,

композиторов,

писателей,

изобретателей,

ученых,

путешественников, врачей. Нужно познакомить детей с понятием «защитник

отечества» и конкретизировать его с помощью русских былин о богатырях,

рассказах

о

героях

разных

войн,

полководцев,

рядовых

воинах,

смело

защищавших

Отечество.

Особое

место

в

патриотическом

воспитании

отводится

праздникам.

Каждый

период

жизни

общества

характеризуется

разными праздниками, при этом одни из них «приходят и уходят», а другие

существуют веками. Еще одно направление в патриотическом воспитании –

приобщение к традициям народа, к народному творчеству. Для выполнения

поставленных

задач

широко

используется

иллюстративный

материал

(картины, фотографии, слайды), позволяющие познакомить детей с тем, чего

они

не

могут

увидеть

сами.

Проводятся

экскурсии,

знакомят

с

произведениями

художественной

литературы,

рассмат ривают ся

иллюстрации. Уточняются и систематизируются полученные знания детей в

беседах типа «Легок ли путь хлеба к нашему столу» и т. д. Знакомя детей с

трудом взрослых, ребенок овладевает умениями употреблять обобщенные

названия профессий, у него воспитывается интерес к труду, уважение к

людям

труда

и

желание

подражать

им.

Здесь

также

важно

тематически

планировать работу на занятиях по патриотическому воспитанию детей.

Рассмотрим основные направления организации патриотического воспитания

старших дошкольников - в семье, на занятиях и в повседневной жизни.

Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее

нравственное

качество

личности

начинает

своё

формирование

с

самых

ранних

лет

жизни

ребёнка.

Практика

показывает,

что

только

целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с

учётом их возраста помогают

воспитывать у сыновей и дочерей чувства

патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и

искусства.

Дедушки

и

бабушки,

отцы

и

матери

силу

воздействия

этих

произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к

Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых

народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.

Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности

усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в

судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные

реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи,

рассказы, книги и т. д.), идут вместе с ним на могилы воинов, павших,

защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание

ребенка как образ Родины .

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с

родителями отдельных предприятий и учреждений города и т.д. Итоги таких

экскурсий могут быть выражены в фотовыставке,

совместном с ребенком

выступлении

или

снятом

фильме.

Не

менее

интересно

провести

«мини-

исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и

определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и

«временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а

истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или

прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные

эмоции,

заставляет

сопереживать,

внимательно

относиться

к

памяти

прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по

данному

вопросу

способствует

бережному

отношению

к

традициям,

сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим

руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране,

через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь

А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми,

и с их родителями.

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда,

отношения

государства

к

детям

демонстрируют

ребёнку,

что

на

него

возлагают

надежды

не

только

родные,

но

и

всё

общество,

вся

страна.

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка.

Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам,

знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.

Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное

восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического

воспитания

каждая

прогулка

может

стать

средством

формирования

возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то...», «Здесь строится...», «Это

памятник знаменитому...» и т. д.

Дошкольнику

интересно

и

полезно

побывать

в

местной

картинной

галерее,

на

выставке,

в

музее.

Такое

посещение

должно

стать

для

него

событием, праздником, поэтому родители ограничивают время пребывания в

музее,

объём

информации,

помня

о

быстрой

утомляемости

ребёнка.

Например, на выставке картин можно обратить внимание детей на

2-3

пейзажа,

несколько

портретов

и

скульптур.

В

краеведческом

музее

для

посещения выбрать один раздел: «История нашего края», или «Природа

родного края», или «Великие и знаменитые люди нашего края».

Большое значение имеет элемент наглядности в семейном воспитании.

Рассматривая иллюстрированные книги по истории родного края, народные

костюмы, предметы быта наших пращуров, дошкольники учатся видеть и

ценить старину, понимать как много лет нашему народу и сколько накоплено

знаний, культурных памятников за всю историю родного города, страны.

Важную роль в осуществлении патриотического воспитания

дошкольников играют специально организованные занятия в детском саду.

Это и занятия по развитию речи, познавательные и музыкальные занятия,

занятия по физкультуре и изодеятельности и др.

Подражательность - характерная черта дошкольника, и задача педагога,

опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения,

без

которых

невозможна

творческая

деятельность,

воспитывать

у

них

самостоятельность,

активность

в

применении

этих

знаний

и

умений,

формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном

возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые

проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении

комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих

чувств.

Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным и

патриотическим нормам. Загадки, пословицы, поговорки - эти жемчужины

народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и

юмор,

и

грусть,

и

глубокая

любовь

к

человеку,

к

Отечеству.

Сказки,

пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей

стране.

В формировании взаимоотношений детей следует использовать

пословицы,

поговорки,

отрывки

из

стихотворений,

воздействующие

на

эстетические

и

моральные

чувства.

Пословицы,

сказанные

к

месту,

эмоционально

воспринимаются детьми, содействуют развитию любви к

меткому,

образному

слову,

в

котором

заключен

результат

наблюдений,

вылившийся в моральную норму, поучение, моральный вывод. Они подчас

заменяют прямые формы нравственного воздействия.

Хорошо, когда пословицы и поговорки включаются в детскую речь.

Старшие

дошкольники,

конечно,

чаще

улавливают

их

прямой

смысл,

заключающийся

в

конкретно-образном

содержании:

«Любишь

кататься

-

люби и саночки

возить». Дети подготовительной к школе группы способны

понимать пословицы и поговорки и более широко; например, что пословица:

«Семь раз отмерь - один раз отрежь» - может быть сказана в связи с любой

деятельностью,

требующей

расчета,

четкости.

Похвала,

выраженная

поговоркой: «Ты маленький, да удаленький», несет особую эмоциональную

окраску. Когда же дети пяти-шести лет наконец-то завершили трудное дело,

затеянное ими, то такие пословицы, как «Терпение и труд все перетрут»,

«Дело мастера боится», сказанные воспитателем, будут для них служить

положительной оценкой. Используя в своей речи пословицы и поговорки,

дети

обогащают

свой

словарный

запас,

впитывают

народную

мудрость,

узнают много исторических сведений из жизни предков - всё это вызывает

чувство гордости за свою страну и сопричастности с великой славянской

культурой .

Необходимо

широко

использовать

все

виды

фольклора

(сказки,

песенки,

пословицы,

поговорки,

хороводы

и

т.

д.).

В

устном

народном

творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера,

присущие

ему

нравственные

ценности,

представление

о

добре,

красоте,

правде, храбрости,

трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками,

загадками,

пословицами,

сказками,

мы

тем

самым

приобщаем

их

к

общечеловеческим нравственным ценностям.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой

в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные

признаки

предметов

или

явлений.

Разгадывание

загадок

развивает

способность

к

анализу,

обобщению,

формирует

умение

самостоятельно

делать

выводы,

умозаключения,

умение

четко

выделить

наиболее

характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и

лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический

взгляд

на

действительность».

Загадка

учит

ребёнка

думать,

сравнивать,

анализировать, чувствовать красоту русского слова, запоминать яркие образы

и

выразительные

средства.

Загадка,

как

и

пословица,

является

копилкой

информации по различным разделам - бытовому, семейному, военному и др.

Сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя

воображаемые,

но

примеры

истинного

поведения

человека.

В

сказках

выражено радостное приятие бытия - удел честного, умеющего постоять за

своё

достоинство

человека.

Сказки

учат

детей

не

подчиняться

злому

обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться

с неприятностями и побеждать.

Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по

содержанию и форме, и сказки с острым

захватывающим сюжетом.

С

удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких

игровых

потешек

к

сложным

поэтическим

образам

сказок;

от

строк

забавляющих,

успокаивающих

к

ситуациям,

требующим

от

маленького

слушателя

напряжения

всех

душевные

сил.

Стремясь

пробудить

в

детях

лучшие

чувства,

уберечь

их

от

черствости,

эгоизма,

равнодушия,

народ

красочно рисовала сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра,

представленной

чаще

всего

в

образе

обыкновенного

человека.

А

чтобы

закалить

душевные

силы

ребенка

и

вселить

в

него

уверенность

в

неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта

борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло,

каким

бы

страшным

оно

ни

было.

Тем

же

целям

нравственно-

патриотического воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие

человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во

многих

сказках

внимание

детей

привлекается

к

природным

явлениям,

к

особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Ребенок мысленно

участвует

во

всех

перипетиях

сказки,

глубоко

переживает

чувства,

волнующие ее персонажей. Эта внутренняя активность - «жизнь вместе с

героем»- как бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень,

дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может

осмыслить

разумом.

Сказка,

путём

уподобления

животных

людям,

показывает

ребёнку

нормы

поведения

в

обществе,

а

волшебные

сказки

развивают не только

фантазию, но и смекалку. У каждого народа свои

сказки, и все они передают от поколения к поколению основные

нравственные

ценности:

добро,

дружбу,

взаимопомощь,

трудолюбие,

гордость за своих героев и свой край.

Героический эпос (былины) - замечательное наследие прошлого,

свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом

устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания

и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по

смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что

некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины

записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции

от прежних поколений. Источником каждой героической песни был какой-то

исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки.

Богатыри - люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через

реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному

человеку.

Многие русские былины говорят о героических подвигах народных

богатырей.

Например,

былины

о

Вольге

Буслаевиче,

победителе

царя

Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов - кочевников; о

Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но

не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и

святым

долгом,

хотя

их

нередко

и

обижают

не

доверяющие

им

князья.

Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою

родину. В них объединился гений народа. И хотя былины не так просты для

восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения

прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во времена

существование монголо-татарского ига, на патриотизм русского

народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и

всячески защищал её.

Приобщение

к

народным

праздникам

и

традициям

-

важная

особенность

патриотического

воспитания.

Фокусируются

накопленные

веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,

погодными

изменениями,

растениями,

поведением

птиц,

насекомых,

животных.

Все

эти

наблюдения

непосредственно

связаны

с

трудом,

различными сторонами

общественной жизни человека во всей его

целостности и многообразии.

На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А

на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские

подарки.

В

Сочельник,

накануне

Рождества,

можно

собрать

детей

в

музыкальном

зале

детского

сада,

где

тепло,

по-домашнему

проходят

посиделки с родителями и гостями. Повара на кухне могут приготовить

угощения. Воспитатель может рассказать детям, что святки - это радостное

время,

когда

можно

поделиться

радостью

с

другими,

помочь

слабым,

проявить радушие, щедрость и любовь.

Это было традицией на Руси.

Воспитатели с детьми изготавливают рождественские звезды и

начинают интересное действо - игру - колядование, когда дети по группам

ходят,

друг

к

другу

в

гости,

поют

колядки,

угощают

гостинцами,

дарят

подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания.

Это очень органично для психики детей, дети от яслей до самых старших с

удовольствием включаются в это действо.

Н а

п р а з д н и к а х ,

ч т о

характерно

для

народной

традиции,

не

должно

быть

просто

зрителей.

Разнообразие

ролей

позволяет

каждому

стать

действующим

лицом

в

соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и

он

первый

выходит

в

пляске,

кто-то

первый

запевала,

а

у

кого-то

замечательные

актерские

способности,

и

он

главный

герой

в

театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко выраженных

музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский

сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника:

поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он

творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному

характеру

даже

рядовых

ролей

в

народном

празднике.

Ребенок

любого

возраста и уровня развития должен

найти необходимую ему возможность

самовыражения.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом

воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое

любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку

помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование

таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение

к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети

учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая

этого.

Большие

потенциальные

возможности

патриотического

воздействия

заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения

ненавязчиво,

часто

в

веселой

игровой

форме

знакомят

детей

с

обычаями

и

бытом

русского

народа,

трудом,

бережным

отношением

к

природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети дошкольного учреждения знакомятся

на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в

народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит

им

радость,

создает

хорошее

настроение,

снимает

чувство

страха,

беспокойства,

тревоги,

обеспечивает

эмоционально

-

психологическое

благополучие.

Богатство

и

разнообразие

содержания

детского

фольклора

позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а

также

народные

мелодии,

используемые

в

слушании

и

ритмической

деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и

высокой

познавательной

ценностью.

Русские

песни

становятся

более

понятными,

доступными,

когда

их

включают

в

такую

исполнительскую

деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах

В современном дошкольном учреждении есть аудио и видео записи

народной музыки, сказок, звучания народного оркестр, используя это, детям

даются

понятия:

«народная

музыка»,

«оркестр

народных

инструментов»,

«народный хор».

Последовательное

ознакомление

дошкольников

с

произведениями

народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость

русского

народа.

В

результате

у

детей

развивается

интерес,

любовь

и

уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Некоторые музыкальные произведения помогают воспитать у детей

устойчивый

интерес

к

армии,

развивают

чувство

восхищения

героями,

желание подражать им, знакомят с особенностями военной службы в мирное

время,

формируют

представления

о

воинском

долге

(«Пограничники»

В. Витлина, «Моряки» Б. Кравченко, «Вечный огонь» А. Филиппенко, «Мы

пока что дошколята» Ю. Чичкова, «Все мы моряки» Л. Лядовой, «Подводная

лодка» М. Славкина, «Стал солдатом» И. Арсеева, «Наша армия родная»

З. Левиной, «Любим Армию свою» В. Волкова, «Мы - солдаты» Слонова,

«Кремлевские

звезды»

Р.

Бойко).

Из

композиторов,

сочиняющих

песни

патриотического

содержания,

можно

назвать

следующих:

Ю.

Чичков,

А Филиппенко, Е. Тиличеева, Р. Бойко.

Следующим этапом работы в этом направлении является использование

музыки

при

ознакомлении

детей

с

образом

Родины.

Для

ребенка

-

дошкольника Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это

дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и

друзьями.

От

того,

что

видит

и

слышит

ребенок

с

детства,

зависит

формирование его сознания и отношение к окружающему. Патриотическое

воспитание ребенка-дошкольника - это, прежде всего воспитание любви и

уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное

слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки,

рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме

устойчиво вошли в детский репертуар.

Педагог должен подбирать литературу о талантливых

умельцах края,

показывать детям мужскую и женскую одежду, украшенную национальной

вышивкой, различные изделия народного прикладного искусства, в которых

нашли

отражение

местные

природные,

историко-культурные

и

этнографические

особенности,

в

доступной

форме

разъяснять

детям

технологии

художественной

ремесленной

деятельности,

организовывать

встречи с мастерами.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством нашего народа

является важной стороной общей работы по формированию патриотических

чувств. Дошкольники узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до

нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом

созданного ранее; сознает, что его труд является продолжением традиции

отцов; он - творческая личность, связанная духовно со своим краем; он -

образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется

патриотизмом.

Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются

пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные

пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию

детей

дошкольного

возраста.

Наиболее

легко

усваиваются

образные

пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая -

мать родная». Любовь к Родине и любовь к матери - чувства, неразрывно

связанные

между

собой.

Пословицы

о

женщине-матери

являются

действенным средством воспитания любви к самому дорогому

человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не

будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость

просто

и

доходчиво

может

показать

взаимоотношения

матери

и

детей,

обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе

этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней

становится более осмысленной. Отношение к Родине во многом определяется

впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о

природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения

к родной земле: «Без хозяина земля - круглая сирота», «Земля заботу любит»,

«По погоде и урожай» и др.

Большое значение в учреждениях придается героико-патриотическому

воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой

Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далекого прошлого.

Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом

рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и

поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные

игры, выступления взрослых, стихи и рассказы.

Стихи о Великой Отечественной Войне - являются важной составляющей

патриотического

воспитания.

Стихи

С.

Михалкова,

С.

Васильева,

А.

Твардовского,

А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан,

защищавших

Родину,

не

жалевших

себя

в

борьбе

-

являются

высокохудожественным

средством

воспитания.

Сила

ритмического

поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее. Рассказы о

Великой

Отечественной

Войне,

о

детях

и

подростках,

участвовавших

в

борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами участников

войны.

Дети

сопереживают

персонажам

А.

Гайдара,

Л.

Кассиля,

В.

Разумневича,

А.

Митяева,

волнуются;

впервые

осознают

жестокость

и

беспощадность

войны

к

простым

людям,

негодуют

против

фашизма,

нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас

и национальностей.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном

уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно -

дидактический

материал

(иллюстрации

о

природе

родного

края,

страны,

фотоальбомы

исторического

и

современного

города,

предметы

народно-

прикладного искусства).

Обязательным компонентом всей работы в течение года является

природоохранная

деятельность

детей.

Ведь

охранять

природу

-

значит

охранять Родину. Периодически все вместе, воспитатели, дети и родители

должны выходить с «экологическим патрулем» для очистки прилегающей

территории.

Тем

самым,

давая

ребятам

понять,

что

они

тоже

являются

жителями

своего

города

и

должны

помогать

взрослым,

поддерживать

порядок в нем.

В процессе работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей

решаются

также

задачи

их

эстетического

воспитания.

Эмоционально

воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка,

изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о

труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится,

ощущать

свою

причастность

к

героическому.

Искусство

помогает

воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей

жизни,

а

также

по-новому

представлять

то,

что

хорошо

знакомо;

оно

развивает и воспитывает чувства.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное

творчество.

Дети

с

увлечением

рисуют

праздники

и

родную

природу,

строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог

организует

наблюдения

окружающего,

тем

содержательнее

становится

детское творчество.

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании

патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение

окружающей

действительности.

Они

видят,

как

люди

трудятся,

какие

складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как

они

выражают

своё

уважение

к

тем,

кто

хорошо

работает.

Желательно

продемонстрировать

детям

основные

права

и

обязанности

современного

человека: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться,

жить в дружбе, заботиться о благосостоянии страны.

Однако если педагог сведёт работу только к организации наблюдений,

он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь

главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце

ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к

отечеству. Такую задачу можно решить только умело сочетая наблюдения с

чтением

художе ственных

произведений,

слушанием

м у з ы к и ,

рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире

откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения,

проявить возникшие чувства.

Дошкольники познают окружающий мир и помогает ему в этом игра..

Народные игры - своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда

действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения;

воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя

и справедливость. Игры, также как и занятия, способствуют решению задач

патриотического воспитания. Особенность русских народных игр, а может

быть

любых

народных

игр,

в

том,

что

они,

имея

нравственную

основу,

обучают

развивающуюся

личность

социальной

гармонизации.

Народные

игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а

такое, которое

непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное

направление.

Одним из главных условий гражданско-патриотического воспитания

детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине

становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в

словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно

относиться

к

его

богатствам.

Самостоятельная

трудовая

деятельность

чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка - дошкольника

не велик и не сложен. Однако он необходим для формирования его личности.

Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит

желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города.

Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь

взрослого, его совет, пример.

Таким образом, базой патриотического воспитания является нравственное,

эстетическое,

трудовое,

умственное

воспитание

маленького

человека.

В

процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки

гражданско-патриотических чувств.



В раздел образования




Яндекс.Метрика