Автор: Карасева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Верхнеуслонский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: село Верхний Услон
Наименование материала: методическая разработка
Тема: В мире доброты
Раздел: дошкольное образование
Ход непосредственно – образовательной деятельности
Тема: «В мире доброты».
Цель: углублять представления детей о доброте, как о ценном,
неотъемлемом качестве человека, способствовать сплочению коллектива,
мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо
других людей.
Воспитательные задачи:
Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между
детьми;
Воспитывать умение оценивать поступки окружающих;
Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в
жизни;
Поощрять стремление детей совершать добрые поступки;
Сохранение и укрепление здоровья детей.
Развивающие задачи: развивать память, речь, творческое воображение,
мелкую моторику и координацию движения рук, умение слушать
воспитателя.
Образовательные задачи: дать детям представление о понятия «добро»,
«зло», их важности в жизни людей; закрепить знания детей о свойствах и
качествах изобразительного материала; продолжать знакомить с техникой
нетрадиционного рисования – «Рисование штампом»: учить обмакивать
штамп в краску, прикладывать к листу бумаги; закрепить цвет (желтый);
учить любоваться готовым рисунком.
Основная образовательная область: познание.
Интегративные образовательные области: коммуникация, социализация.
Методы и приемы:
Словесный: беседа, вопрос - ответ, тезисное речевое повторение фраз,
художественное слово.
Игровой: сюрпризный момент.
Наглядный: показ слайдов, «мешочек доброты» (семечки, сломанная
машина, порванная книга, грязная посуда).
Практический: рисунки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам с
изображением добрых и злых героев, этические беседы с использованием
наглядных дидактических пособий «Уроки доброты», разучивание стихов по
теме, чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте,
наблюдение за поступками взрослых и детей, побуждение детей к
выражению доброго отношения к окружающим.
Оборудование: аудиозапись с песнями «Друзья» (группа Барбарики), песня
«Улыбка», медитативная музыка, музыкальная физкультминутка,
мультимедийный проектор, презентация, безопасная свеча, «мешочек
доброты» ( семечки, сломанная машина, порванная книга, грязная
игрушечная посуда).
Раздаточный материал: листы бумаги с нарисованными стебельками
цветов, тарелочки с разведенной гуашью желтого цвета, штампы, салфетки
по количеству детей.
Структура:
1. Организационный момент.
Цель: Создание благоприятной эмоционально – психологической
обстановки. активизация внимания детей. Игра «Передай друг другу искорку
доброты».
Цель игры: сплочение и бережное отношение друг к другу.
2. Беседа. Презентация: «Игра «Добрые и недобрые поступки»».
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-
следственных отношений с опорой на сюжетные картинки, учить оценивать
и анализировать поступки окружающих, жизненные ситуации.
3. Игра «Мешочек доброты».
Цель:
побуждать детей к нравственным поступкам.
4. Музыкальная физкультминутка.
Цель:
Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости,
развитие
двигательных навыков.
5. Практическая работа. Нетрадиционное рисование – «рисование штампом»
«Добрая поляна цветов».
Цель: Познакомить детей с техникой печатания штампом
,
развивать
творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию
движения рук, воспитывать интерес к творчеству.
6. Итог занятия. Цель: довести до детей важность данной темы, поощрять
стремление совершать добрые поступки.
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
Группа: средняя
Тема: «В мире доброты».
Цель: углублять представления детей о доброте, как о ценном,
неотъемлемом качестве человека, способствовать сплочению коллектива,
мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо
других людей.
Задачи: дать детям представление о понятия «добро», «зло», их
важности в жизни людей; закрепить знания детей о свойствах и качествах
изобразительного материала; продолжать знакомить с техникой
нетрадиционного рисования – «Рисование штампом»: учить обмакивать
штамп в краску, прикладывать к листу бумаги; закрепить цвет (желтый);
учить любоваться готовым рисунком.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам с
изображением добрых и злых героев, этические беседы с использованием
наглядных дидактических пособий «Уроки доброты», разучивание стихов по
теме, чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте,
наблюдение за поступками взрослых и детей, побуждение детей к
выражению доброго отношения к окружающим.
.
Этап, его
продолжи-
тельность
Задачи этапа
Деятельность
педагога
Деятельность
воспитанников
Методы,
формы,
приемы,
возможные
виды
деятельности
Результат
Психологиче
ский
настрой, 1
мин
(сюрпризны
й момент с
появлением
Феи
Доброты).
Создание
атмосферы
психологической
безопасности:
эмпатическое
принятие,
эмоциональная
поддержка
ребенка
Игровая
гимнастика:
«Передай друг
другу искорку
доброты».
Мягкое
проговаривание
слова «добро»,
сопровождение
жестами.
Игровой
момент.
Психологическа
я готовность
Мотивацио
нно-
побудитель
ный, 1-2
мин
Формирование
представлений о
предстоящей
деятельности, ее
задачах
О ком или о чем
можно сказать
«добрый»;
Добрый человек,
он какой?
А можно доброту
потрогать, есть
ли у нее запах,
вкус?
Участвуют в
диалоге,
высказывают
свое мнение,
основываясь на
имеющихся
представлениях.
Беседа
Формальная
готовность к
предстоящей
деятельности,
привлечение
произвольного
внимания
Актуализаци
я
5
мин
(просмотр
презентации
с
Актуализация
имеющихся
знаний,
представлений.
Создание
Вопросы:
Девочка кормит
олененка.
-
Хороший
поступок?
Осознают
и
принимают
поставленную
задачу:
предлагают
Беседа,
наблюдения
Воспроизведени
е информации,
необходимой
для успешного
усвоения
сюжетными
картинками)
ситуации,
в
которой возникает
необходимость
в
получении новых
представлений,
умений
Мальчик
обижает собаку.
-Хороший
поступок?
Ребята
хотят
вернуть птенца в
гнездо.
-
Хорошее ли дело
они совершают?
Мальчик
бежит
по
лесной
тропинке,
кричит
во
всё
горло
и
все
звери
разбегаются.
-
Правильно ли он
поступает?
Дочка встречает
папу
и
дает
тапочки.
-
Хороший
поступок?
Когда
человек
совершает
добрые
дела
и
поступки, какое
у
него
лицо
бывает
в
эту
минуту?
Активизация
словаря.
разные варианты
ответов.
нового.
Восприятие
и усвоение
нового
(либо
расширение
имеющихся
представлен
ий), 5 мин.
Игра
«Мешочек
доброты».
Усвоение
(закрепление,
расширение,
обобщение,
систематизация)
определенного
объема знаний и
представлений
о
свойствах
и
качествах
объектов,
их
преобразовании,
связях,
способах
действий и т.д.
Объяснение,
рассказывание,
организация
поисковой
деятельности:
что
же
можно
доброго сделать,
увидев
эти
предметы
(семечки,
порванная книга,
сломанная
машина, грязная
посуда).
Организация
взаимодействия
в
достижении
результата.
Наблюдают,
рассматривают.
Участвуют
в
обсуждении
заданного
вопроса.
Приемы
активизации
самостоятельн
ых
действий
детей.
Игра и пр.
Осознанные,
усвоенные
понятия,
сформированн
ые
представления,
закономерност
и,
умения,
навыки и т.д.
Овладение
способами
познавательной
деятельности.
Способность
самостоятельно
решать
интеллектуальн
ые
задачи,
адекватные
возрасту.
Любознательно
сть
и
активность
Динамическ
Смена
вида
деятельности,
Проведение
музыкальной
Участвуют в игре,
выполняют
Игровые
приемы
Снятие
напряжение,
ая пауза, 1
мин.
(Музыкальн
ая
физкультми
нутка)
предупреждение
утомляемости
физкультминутк
и.
физические
упражнения.
эмоциональная
и
физическая
разрядка.
Получение
нового
игрового
опыта.
Практическа
я работа 5
мин
(нетрадицио
нное
рисование
«рисование
штампом».
Овладение
способами
действия,
применение
знаний, навыков и
умений
Организация
практической
работы:
рассматривает с
детьми
нарисованные
стебельки цветов
на
листочках
,
листья,
знакомить детей
с
техникой
печатания
штампом.
Рассматривают
нарисованные
стебельки цветов
на
листочках,
слушают
указания
по
технике
рисования,
рисуют лепестки
цветов
в
определенное
место.
Выполнение
практической
работы.
Овладение
определенным
объемом
практических
навыков
и
умений
при
обучении
продуктивным
видам
деятельности.
Рефлексивно
-
корригиру
ющей
(для
образовател
ьной
деятельност
и, в которой
преобладает
практическа
я работа), 1
мин
Корректирование
при
необходимости
деятельности
и
результаты
в
соответствии
с
поставленными
задачами
Проверка
полученных
результатов,
в
изготовлении
рисунков.
Самопроверка.
Фантазируют,
какая получилась
«Добрая
поляна
цветов».
Фронтальная,
индивидуальн
ая работа.
Сформированно
сть
элементарных
навыков
самоконтроля.
Овладение
универсальным
и
предпосылками
учебной
деятельности –
умениями
работать
по
правилу
и
образцу,
слушать
взрослого
и
выполнять его
инструкции
Итог. 1 мин.
Закрепление
приобретенных
знаний
о доброте,
как
о
ценном,
неотъемлемом
качестве человека
Подводит детей к
выводу
о
том,
как необходимо
совершать
добрые
поступки. Дарит
картинки
–
солнышки,
как
символ
тепла,
доброты и света.
Ответами
на
вопросы
подводят
итог
образовательной
деятельности.
Высказывают
свои мнения.
Беседа: вопрос-
ответ.
Совершенствова
нные
речевые
навыки.
Приобретенны
е
знания
о
добре.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках. Заходит воспитатель (звучит музыка «Друзья»
(группа Барбарики), на экране картинка солнышка).
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я – Фея Доброты. Авы знаете, что есть
хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы с вами подарим
приветы. Посмотрите, какое к нам заглянуло солнышко в группу.
Привет тебе солнышко!
Дети. Привет!
Воспитатель. Небу ясному привет!
Дети. Привет!
Воспитатель. Люди взрослые и малыши, вам привет от всей души!
Дети. Привет!
Воспитатель. Сегодня я вас приглашаю в мир доброты. Внимательно
вслушайтесь в это слово – доброта. Добро тебе – добро от меня. Произнесите
мягко это слово – «добро». Молодцы!
(Звучит медитативная музыка.)
Игра «Передай друг другу искорку доброты».
Я думаю, что у вас каждый день начинается с хорошего настроения.
Давайте сделаем круг «доброты», возьмемся за руки и передадим друг другу,
ту искорку тепла и любви, что живет в вашем сердце. Почувствуйте, как по
вашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Посмотрите, какая
искорка зажглась в ваших сердцах (показываю зажженную безопасную
свечу), передайте ее друг другу (дети передают свечу). Пусть эта искорка
доброты сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу
радостного настроения. (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель. Ребята, подумайте и скажите, о ком или о чем можно
сказать «добрый»?
Дети. О человеке, поступке, дне, вечере…
Воспитатель. Добрый человек, он какой?
Дети. Внимательный, заботливый.
Воспитатель. А если человек не добрый?
Дети. Злой, грубый, жадный.
Воспитатель. А можно доброту потрогать, есть ли у нее запах, вкус?
Дети. Нет.
Воспитатель. Конечно же, доброту можно увидеть только в поступках,
чувствах человека.
Презентация: «Игра «Добрые и недобрые поступки»».
Воспитатель. Посмотрите, какие поступки здесь отражены.
Девочка кормит олененка. Хороший поступок?
Дети. Да.
Воспитатель. Мальчик обижает собаку. Хороший поступок?
Дети. Нет.
Воспитатель. Ребята хотят вернуть птенца в гнездо. Хорошее ли дело
они совершают?
Дети. Да.
Воспитатель. Мальчик бежит по лесной тропинке, кричит во всё горло
и все звери разбегаются. Правильно ли он поступает?
Дети. Нет.
Воспитатель. А как нужно вести себя в лесу?
Дети. Не шуметь, не мусорить, вести себя тихо…
Воспитатель. А вот дочка встречает папу и дает тапочки. Хороший
поступок?
Дети. Да.
Воспитатель. Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое
у него лицо бывает в эту минуту?
Дети. Приятное, с улыбкой…
Воспитатель. Посмотрите друг на друга, подарите ласковый взгляд как
наше солнышко. Какие вы молодцы!
Игра «Мешочек доброты».
А еще я вам принесла «Мешочек доброты», что же можно доброго
сделать, увидев эти предметы.
- Семечки.
Дети. Накормить птиц.
- Сломанная машина.
Дети. Отремонтировать.
- Порванная книга.
Дети. Подклеить.
- Грязная посуда.
Дети. Вымыть.
Воспитатель. Какие вы молодцы! Сколько же можно сделать добрых
дел для окружающих. Для природы – не обижать животных и птиц, не ломать
деревья и не рвать цветы, а только ими любоваться. Помогать дома маме,
папе и близким.
Музыкальная физкультминутка.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю немножко отдохнуть.
Дети выполняют движения, показанные на слайдах.
Воспитатель. Молодцы! Давайте подойдем к нашим столикам.
Посмотрите, на столе лежат листочки, а на них нарисованы только
стебельки, но где же сами цветочки? Это злая колдунья унесла все лепестки с
цветов, она хотела нам испортить настроение.
Я вам предлагаю вернуть лепестки цветов и нарисовать «Добрую
поляну цветов». ( Звучит медитативная музыка ). А еще на ваших столах
стоят тарелочки с гуашью, но краска эта не простая, а волшебная, потому
что я в нее добавила свою улыбку, радость и солнечные лучики (на столе
стоят тарелочки с гуашью желтого цвета, листы бумаги с нарисованными
стебельками цветов). Возьмите штампы и аккуратно опустите в краску, а
теперь приложите красочным слоем вокруг серединки цветка. И так делаем
несколько раз. Посмотрите, какие лепесточки у вас получаются. Мы снова
вернули красоту цветочкам. Какого цвета цветы?
Дети. Желтого.
Воспитатель. На что похожи наши цветочки?
Дети. На солнышко.
Воспитатель. Правильно, на улыбающее солнышко. А сейчас все ваши
цветочки мы соединим, и что у нас получается?
Дети. Цветочная поляна.
Воспитатель. И солнышко вам улыбается, радуется за ваши добрые
поступки. Мы сегодня с вами постарались, побывали в мире «доброты».
Давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали? (ответы детей).
Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).
Правильно, мы узнали об удивительном человеческом качестве – доброте.
На память о нашей встрече я хочу подарить каждому маленькое солнышко.
Ведь солнышко это символ тепла, доброты и света. Пришла пора прощаться.
Буду называть каждого по имени, а вы мне даете ладошку. А теперь все
вместе
На прощанье, на прощанье
Всем мы скажем до свиданья.
Звучит песня «Улыбка».
Литература.
1.
«Занятия для детей 3-5 лет» Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова.
2.
«Природа и ребенок» Т.М. Енакай, Г.Ш. Мазитова, В.З. Шигапова.
3.
«Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Л.Г.
Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова.
4.
«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова.