Напоминание

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе


Автор: Бароян Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ОШ №25"
Населённый пункт: г.Майкоп ст. Ханская
Наименование материала: статья
Тема: Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Современные педагогические технологии как средство повышения качества

образования в начальной школе

Актуальность темы.

Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для

всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией

содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации

образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения в

образовательных системах различного уровня: федеральных, региональных,

муниципальных. Эти изменения носят системный характер и предполагают

последовательный переход к компетентностной модели образования, обновление

структуры и содержания образования, преобразование дидактических и программно-

методических материалов, необходимых для построения новой образовательной

практики, способной обеспечивать новое качество образования.

В процессе образовательной деятельности школы главенствующую роль приобретает

ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс

адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность.

Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то

делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными

жизненными и профессиональными ситуациями.

Значит: образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы

обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и

быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но

и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и

творческой деятельности.

Поэтому главная задача каждого учителя – сформировать у детей способность к

самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к

перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-

значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную

познавательную деятельность и научить:

1 – учиться;

2 - знать;

3 - познавать;

4 - делать;

5 - жить;

6 - быть Человеком.

Проблема нашей школы: на основе изучения личности учащихся, их интересов,

стремлений и желаний, создать необходимые условия для интеллектуального и

физического, нравственного и духовного развития детей; условия для формирования

личностно-значимых компетенций.

Возникает проблема: как правильно выбрать наиболее оптимальный режим

взаимодействия в системе учитель-ученик из предлагаемого спектра современных

педагогических инноваций. Будет ли это одна технология, или сочетание нескольких?

Потому как без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно

организовать успешный образовательный процесс. Вот поэтому каждая школа, и каждый

учитель совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые

помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества:

помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, развивают

интерес к предмету, к деятельности.

Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой

личности, способной к творчеству.

Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими.

Однако развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того,

какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке

активную, смелую, решительную личность.

Достичь этой цели помогают современные педагогические технологии. Педагогическая

технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него

действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение

предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса

самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие

творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного

процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

Практика показывает, что знания педагогических технологий недостаточно, их надо

внедрять в течение продолжительного времени.

Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех

компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе,

запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным

результатам.

Современные педагогические технологии:

- технология критического мышления,

- здоровьесберегающие технологии,

- ИКТ,

- технология учебного взаимодействия,

- технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших

школьников,

-технология организованного общения младших школьников,

- технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой

деятельности (по И.П. Иванову),

- технология проектно-исследовательской деятельности,

- технология педагогической поддержки родителей младших школьников.

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить

интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие

другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это

требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке

разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь,

способность к саморазвитию; должен владеть личностно-ориентированными,

развивающими, образовательными технологиями, учитывающими различный уровень

готовности к обучению в школе. Развитие современной личности учащегося

осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие"

нового знания. Среди многообразия современных образовательных технологий я

выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися

начального звена.

Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего,

дифференцированного, проблемного обучения, а также игровые, проектные,

здоровьесберегающие и информационнокоммуникативные, технология критического

мышления.

Однако, в своей работе я чаще всего использую технологии проблемного и

дифференцированного обучения, проектную деятельность, игровые, ИКТ и

здоровьесберегающие.

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство

повышения качества обучения

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные

требования к системе школьного образования. Главной и второстепенной задачей

является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала,

нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация

образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на

развитие его личности его познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных

знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной

ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания

образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет

дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов

обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий,

ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование

комплекса личностных качеств обучаемых. Младший школьник не только готовится к

взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах

деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность

решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному

познанию окружающего мира. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему

готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать

знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для

задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение

качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться

того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся,

активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых

результатов обучения (И.П.Волков).

Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину

«педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Именно это

обстоятельство послужило поводом для анализа существующих трактовок термина

«педагогические технологии» с целью более чёткого определения сущности данного

понятия.

Вообще «технология» - это совокупность методов, приемов, применяемых в каком-либо,

мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определение

всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих

ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования

(ЮНЕСКО).

Классификация технологий обучения.

Основное назначение педагогических технологий - это достижение максимальных

результатов для всех учащихся при минимальной затрате времени и сил как учителей, так

и учащихся.

Главная проблема, которая должна быть решена применением технологий обучения - это

управляемость процессом обучения. Сегодня насчитывается больше сотни

образовательных технологий, предложенных для использования, что побуждает к

теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору

оптимальных.

Так в рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии

можно выделить:

- обучение в сотрудничестве в малых группах.

- технология разноуровнего (дифференцированного) обучения.

- технология адаптивного обучения.

- «портфель ученика».

Классификация технологий обучения по Г.К.Селевко:

- По уровню применения (общепедагогические, частнометодические, локальные

(модульные);

- По философской основе (материалистические, идеалистические, диалектические,

гуманистические и др.)

-По ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные);

- По научной концепции;

- По организационным формам:

- Классно-урочные

- Индивидуальные

- Групповые

Дифференцированное обучение

- По типу управления познавательной деятельностью:

- Классическо-лекционный

- Обучение с помощью ТСО

- Система «консультант»

- Обучение по книге

- Компьютерное обучение

По подходу к обучаемому:

-Авторитарные

- Личностно-ориентированные

- Гуманно-личностные

- Свободного воспитания

По преобладающему методу:

Объяснительно-иллюстративные;

Развивающее обучение

Проблемные

Творческие

Игровые

Требования к педагогическим технологиям.

Любая педагогическая технология должна отвечать ряду требований:

- цели обучения должны быть диагностично поставлены, то есть они должны

формулироваться через результаты обучения, выражены в действиях учащихся;

- должно обеспечиваться полное усвоение нормативного материала через обучающие

процедуры;

- обучающий цикл должен быть воспроизводим любым учителем;

- технология должна предусматривать сильную обратную связь и объективную

диагностику учебных достижений обучающихся.

Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и

средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть

классифицированы в несколько обобщенных групп.

1. По научной концепции усвоения опыта выделяют:

ассоциативно – рефлекторные технологии,

бихевиористские технологии,

развивающие технологии и т.д.

2. По ориентации на личностные структуры:

информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по

предметам); операционные технологии (формирование способов умственных действий);

эмоционально – художественные и эмоционально – нравственные технологии

(формирование сферы эстетических и нравственных отношений);

технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);

эвристические технологии (развитие творческих способностей);

прикладные технологии (формирование действенно – практической сферы).

3. По характеру содержания и структуры выделяют следующие технологии:

обучающие и воспитывающие; светские и религиозные; общеобразовательные и

профессионально – ориентированные; гуманитарные и технократические; различные

отраслевые; частнопредметные; монотехнологии комплексные (политехнологии)

(комбинируются из элементов различных монотехнологий); проникающие технологии

(технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и

играют для них роль катализаторов, активизаторов).

4.Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция

ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны

взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:

-авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно–

воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект».

-дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности

ребенка, в них господствуют субъект – объектные отношения педагога и учащихся,

приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования

личности считаются дидактические средства.

-личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной

образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и

безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Они

характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют

целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

-гуманно – личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью,

психотерапевтической направленностью на поддержку личности.

-технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект –

субъектных отношениях педагога и ребенка.

-технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы

выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

-эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (подсознательном)

знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не

общение, а приобщение к Истине.

5. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих

технологий:

Догматические; репродуктивные; объяснительно – иллюстративные; технологии

программированного обучения; технологии проблемного обучения; технологии

развивающего обучения; технологии саморазвивающего обучения; диалогические;

коммуникативные; игровые; творческие.

6.По категории организации учащихся наиболее важными являются:

массовая (традиционная) школьная технология; технология продвинутого уровня

(углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального

образования); технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции,

поддержки, выравнивания); различные виктимологические технологии (сурдо, орто,

тифло, олигофренопедагогика);работа с отклоняющимися (трудными и одаренными)

детьми в рамках массовой школы.

7.По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие

группы технологий:

-педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических

отношений;

-педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе

конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова);

-педагогические технологии на основе методического усовершенствования и

дидактического реконструирования учебного материала (технология «диалог культур»

В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова);

-природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на

естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н.Толстому, воспитание

грамотности по А.Кушниру и др.);

-альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного

труда С.Френе и др.);

-многие из действующих систем авторских школ. (Из наиболее известных «Школа

самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа – парк»

М.Балабана и др.).

Используя в своей работе ту или иную технологию, учитель применяет различные

методы обучения. В современной классификации первая группа методов – пассивные

(или традиционные) являются самыми распространенными. Они представляют собой

обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление -

контроль – оценка. В настоящее время пассивные методы (традиционное обучение)

постепенно вытесняются другими видами обучения, т.к. определяются другие требования

к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная

парадигма образования: учитель - учебник - ученик, основанная на мнении, что можно

определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его

ученику, себя исчерпала. Она должна быть заменена на новую: ученик - учебник -

учитель.

В условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации

перейти к личностно - компетентностной и преодолеть большую инертность

традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому, соответственно, и служат

активные и интерактивные методы обучения.

Если традиционный урок направлен на дачу новой информации, то в ходе

интерактивного урока учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно

выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать

другого человека, уважать альтернативное мнение.

Таким образом, на интерактивном уроке формируются навыки, необходимые каждому

человеку в реальной жизни.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося,

независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом –

соучастником обучающего процесса.

Помимо этого к интерактивным методам можно отнести решение и составление

различных занимательных заданий: проблемных ситуаций, ребусов, кроссвордов;

диспутов, дискуссий, викторин; турниров знатоков, ролевых и деловых игр; работу в

малых группах по принципу «мозговая атака» и т.п.

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных

эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких

результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в

учебный процесс, а именно личностно ориентированные педагогические технологии.

При этом должны произойти изменения личностных ориентации учителя. Он должен

представлять, что пред ним не просто дети, которых надо учить и воспитывать, а яркие

неповторимые личности - он обязан их глубоко уважать, ценить. Педагогическое

содействие, помощь и поддержка каждому ученику должны стать основной функцией

профессионального педагога.

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма

знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать

знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с

другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И

если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать

их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы

личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития,

реализацию её природных потенциалов.

Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в

том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.

Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-

познавательной деятельности учащихся…

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если

генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас

эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте

перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы

часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные

вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из

учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит

некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как

полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности,

времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно -

ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось

комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение

конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы

создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной

подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

В свою практику мы, учителя начальных классов, внедряем инновационные технологии,

которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих

успешности учеников в современном обществе, помогают эффективно организовать

работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.

Наша задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно

организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому мы считаем

необходимым использовать в своей педагогической практике технологии,

реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие

вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Реально достичь цели образования в новых социальных условиях и решить выше

перечисленные задачи нам помогает комплексное использование

следующих образовательных технологий: игровые технологии; проблемное обучение;

здоровьесберегающие технологии; информационные технологии; технология

проектного обучения.

В первую очередь имеет место в работе учителей начальных классов

технология использование игр и игровых форм организации учебной

деятельности. Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках.

Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Деловая игра

решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучаемым эмоционально

раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрывание ролей, обсуждение

конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.).

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

- Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра

«Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»).

- В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,

контроля) - игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова»,

«Соедини половинки слов», Игра «Снежный ком», «Арифметическая эстафета».

Иногда можно провести весь урок в форме игры, например, урок–сказка, урок–

аукцион, «В мире животных», «Следствие ведут знатоки», КВН, «Путешествие по

станциям», «Ярмарка» задач и другие.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия

педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования,

непосредственности, неподдельного интереса. В процессе игры у учащихся

вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается

внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся:

познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки,

фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения

интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение,

предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Проблемное обучение используется на этапах сообщения темы и целей урока и

самостоятельной работы учащихся. Создается проблемная ситуация на уроке – удивление,

затруднение.

Так, обучая детей, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную

ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке

русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся под

диктовку написать слова «польёт», «семья», «солью». Пройдя по классу и просмотрев

записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов (конечно, среди них

есть как правильные, так и неправильные). После прочтения детьми написанного, задаю

вопросы «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как

думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее –

не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель

нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»).

Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так

через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся

сформулировали тему и цель урока. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда

возникает проблемная ситуация.

Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся

математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки

исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.

Информационно-коммуникативные технологии используются в начальной школе на

уроках, во внеурочной деятельности.

Как писал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Если вы входите в

класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс

заговорит, а главное, заговорит свободно». Со времён Ушинского картинки явно

изменились, но смысл этого выражения не стареет. Урок, включающий слайды,

презентации, вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых

инфантильных и расторможенных. Экран притягивает внимание, которого порой

невозможно добиться при фронтальной работе с классом.

Многие уроки проводим с использованием компьютерных презентаций, особенно те,

которые требуют наглядного представления материала: окружающий мир - «Путешествие

по карте», «Изображение Земли»; литературное чтение - «Творчество писателей», «Узнай

сказку» и т. д., математика – электронный устный счет.

Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках

изобразительного искусства и технологии.

При организации учебных занятий с младшими школьниками используются

видеоматериалы и звукозапись. Учащиеся слушают фрагменты литературных

произведений, выразительное чтение стихотворений, голоса птиц, шум леса.

Музыкальные звукозаписи как эмоциональное сопровождение создают определенный

настрой на предстоящую работу, а используемые как метод обучения – развивают

творческое воображение, формируют эстетический вкус учащихся.

Итак, применение ИКТ на уроках в начальных классах позволяет сделать учащихся не

пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает

заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе

творчески, добывать знания самостоятельно.

Технологию проектного обучения используем в работе, как дополнение к другим

видам прямого или косвенного обучения. Предметные проекты нашли широкое

распространение на уроках окружающего мира, чтения. Предмет «Светская этика» в 4

классе предлагает широкий материал для совместных проектов детей и родителей.

Например «Родословная моей семьи», «Традиции моей семьи».

Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а органично

дополняет и расширяет ее. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники

учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной

деятельности.

Здоровьесберегающие технологии

На уроках мы проводим физкультминутки, двигательно-речевые упражнения,

упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику.

Выбираем физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке.

Если преобладающий вид деятельности письмо, то используются упражнения для снятия

общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение -

гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную

гимнастику.

Уроки окружающего мира также дают нам широкие возможности воспитывать у

школьников чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый

образ жизни. В ходе урока закладываются навыки правильного режима дня,

гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным

привычкам, происходит изучение особенностей своего организма.

Психологический климат на уроке.

Каждый урок начинается с психологического настроя класса. Психологический

настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети

поняли, что им рады, их ждали. Приветливые, доброжелательные слова учителя,

спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.

Приходя на урок, учитель, посмотрев на лица ребят, должен понять, с чего нужно

начинать работу, какие слова сказать, чтобы настроить детей на рабочий лад.

Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных

технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют

развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у

ребёнка желание учиться, и следовательно, повышается качество знаний по предмету.

И в завершении хочу сказать:

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по

возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье

людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко

континентальный климат в классе.

Это – когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и

континент учащихся.

Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.

Отсюда – мои «пожелания»:

Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.

Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но

неизменными остаются профессионализм, преданность детям и делу, простая

человеческая порядочность.

Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается

до нуля и ниже.

Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.

Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.

Пусть светит в вашем классе радуга открытий.

Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.

Пусть совсем «не грянет буря» в вашем классе.

Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности.

В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный

парниковый эффект.

Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель –

магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.

Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света.

Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком. И пусть вашим лозунгом будет:

«Учить всегда, учить везде,

До дней последних донца!

Учить – и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой – и солнца»!



В раздел образования




Яндекс.Метрика