Напоминание

Приёмы работы со словарными словами


Автор: Диденко Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №20
Населённый пункт: Свердловская область, г. Серов
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы работы со словарными словами
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Работа со словарными словами».

- Уважаемы коллеги, своё выступление я хочу начать со стихотворения.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: Привет!

А его сосед ушастый

Отвечает: Ёжик, … ! здравствуй

- Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Предлагаю вам отгадать ребусы. (по 2 штуки на пару)

Что общего в этих словах? Это словарные слова (6 слов)

Словарные слова – это такие слова, правописание которых невозможно

проверить с помощью правил, их написание необходимо запомнить.

Я представляю вам мастер-класс на тему Новые подходы к изучению

словарных слов

Словарные слова, как и таблицу умножения, нужно знать наизусть. Но

проблема в том, что словарных слов намного больше, чем примеров в

таблице

умножения

и

запомнить

их

гораздо

труднее.

В традиционной практике при знакомстве со "cловарными" словами

ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Дети механически их

запоминают и продолжают совершать ошибки в этих словах.

Учителя, в основном, используют традиционный метод словарной

работы: (На экране)

1) Изучение значения нового слова.

2) Запись

с

орфографическим

проговариванием

и

выделением

орфограммы.

3) Постановка ударения.

4) Составление предложения.

5) Многократная запись изученных слов в классной и домашней работе.

Но практика показывает, что такая методика малоэффективна.

Мы лучше запоминаем то, что является

ярким необычным

и

интересным. А если это вызывает яркие эмоции, то остаётся в нашей памяти

навсегда.

Один раз показать веселую картинку - недостаточно. К словарным

словам надо возвращаться постоянно, на разных уровнях, в разных формах

деятельности. Это законы запоминания.

Словарные слова - благодатный материал для отработки и других

разделов русского языка.

Разделы

науки о

языке

Что

изучается в

каждом

Основные

понятия

Примеры

Фонетика

Звуковой

строй языка

Звук

Составь схему слова. (Но без

транскрипции слова!!!)

Найди слово, в котором все

звуки мягкие (твёрдые, звонкие,

глухие)

Графика

Способы

обозначения

звучащей

речи на

письме

Буква (и другие

знаки письма,

например,

дефис,

заглавная

буква)

Правильная запись словарных

слов.

Орфоэпия

Нормативно

литературное

произношение

Постановка ударения. (Задание

помогает подготовиться к ВПР)

Нормы произношения

некоторых слов. (Н-р,

коне[ш]но, маш[ы]на)

Лексиколо

гия

Словарный

состав языка

Слово ( с точки

зрения его

лексического

значения)

Объяснение лексического

значения слова.

Фразеолог

ия

Устойчивые

обороты речи

Трещит как сорока» (говорит

быстро, громко).

Состав

слова

Структура

(строение)

слова

Морфема

(значимая часть

слова)

Выделить морфему в той части

слова, где находится

орфограмма.

Словообра

зование

Законы

образования

слов

Слово (с точки

зрения его

образования) и

морфемы (их

участие в

образовании

слов)

Назови ласково, образуй новой

слово с помощью суффикса

(приставки)

Морфолог

Части речи,

Слово (как

Подбор однокоренных слов

ия

их

грамматическ

ие признаки и

изменение

часть речи)

разных частей речи.

Синтаксис

Строй связной

речи

(построение

словосочетан

ий и

предложений)

Словосочетани

е и

предложение

Составление словосочетаний и

предложений. Нахождение

словарных слов в тексте.

Работе со словарными словами на разных этапах урока отводится не

менее 5–10 минут.

В течение недели дети выполняют различные задания.

Работа со словарными словами проходит в три этапа:

1.

Ознакомительный.

2.

Тренировочно – закрепительный.

3.

Учётно-контрольный.

Обобщив опыт учителей, пришла к выводу, что наиболее эффективен

следующий алгоритм работы над словарным словом.

(На экране)

Давайте вместе попробуем составить этот алгоритм.

Поработаем в парах, возьмите карточку № 1 - пронумеруйте по вашему

мнению последовательность этапов. 1-й ряд от 1-5, 2-й ряд от 6-10.

- Проверим правильность составления алгоритма на экране. Молодцы.

1 гр.

1.

Представление слова (работа с загадкой, ребусом, картинкой)

2. Толкование слова (знакомство с лексическим значением слова).

3.Этимология слова(знакомство с происхождением слова).

4. Вторичное прочтение слова, постановка ударения, выделение ударной и

безударной гласной или других орфограмм, которые нужно запомнить.

5. Деление слова на слоги и для переноса.

2 гр

6. Запись слова в тетрадь с подчеркиванием буквы или букв, написание

которых надо запомнить.

7. Подбор однокоренных слов.

8.Подбор синонимов, антонимов.

9.Выделение слова в пословицах и поговорках.

10.Составление предложений и текстов.

Знакомство со словарными словами целесообразно начинать во

вторник.

На уроках знакомимся с 1-2 словарными словами, работаем с рабочими

листами, пишем в тетради, параллельно заселяем слова в квартирки

одного блока.

Блок – это 6 словарных слова из учебника.

1 класс- это 30 слов (5 блоков)

2 класс – 78 слов (13 блоков)

3 класс –72 слов (12 блоков)

4 класс – 70 слов (14 блоков) на весь учебный год.

Использую яркие картинки Ступеньковой Ларисы Юрьевны. (показ). У

неё есть не только образ слова, но и звуковая ассоциация для

запоминания.

Отгадывая ребусы, загадки, мы знакомимся со словом, показываю

картинку –записываем слова – ставим ударение- делим на слоги для переноса

- – зелёной пастой выделяем букву, которую нужно запомнить, читаем

предложение, которое помогает запомнить орфограмму.

Картинки висят в течение недели на стене, и дети так или иначе видят

их и запоминают. Потом карточки убираются.

Следующий этап работы это тренировочно-закрепительный. На данном

этапе использую различные приемы работы со словарными словами свои и

разных авторов.

Расскажу о некоторых из них.

2 этап – 1 день – работа с первой половиной листа:

Сложите гармошкой лист бумаги, чтобы у нас образовалось 4 колонки.

1 колонка – это эталон, здесь всё написано верно.

Произносим хором слова, ставим ударение.

1.

зАяц, лисИца, медвЕдь, петУх, хорошО, веселО.

зАяц – 1слог ударный, ударение падает на А

И так все слова.

Далее прочитываем слова (орфографическое чтение)

Затем нараспев называем сначала согласные, потом гласные, затем

слово – целиком как пишем.

2 колонка – самостоятельно вставляем буквы. Проверяем с образцом.

Если верно, то ставим плюсик.

3 колонка – работа с ошибками. Внимательно прочитайте слова.

Исправьте ошибки. Делаем. Проверяем (сличаем с эталоном)

4 колонка ….Незнайка учил словарные слова и записал их для вас.

Давайте проверим работу Незнайки.

Надеюсь, все ошибки нашли. Открываем 1 и 4 колонку и опять

проверяем с эталоном.

Таким образом ребёнок смотрит на эталон как минимум 4 раза

И запоминает.

Дети меняются листочками в паре и проверяют друг у друга.(5-7

минут)

Гармошку вставляем в файлик словаря между листочками, чтобы при

необходимости к нему вернуться..

3 день – лист с играми

Угадайка – нужно вставить пропущенные буквы по памяти.

Прятки – слова с правильным написанием спрятаны среди других слов.

Обведите их.

Пограничник – отделить слова друг от друга (обратите внимание, что

мы видим правильное написание этих слов)

Игра корректор – очень нравится детям - найдите ошибки в словах.

Взаимопроверка. Листик опять прячем в словарик.

На этапе закрепления использую сорбонки, ленты, спирали, анаграммы,

изографы, облако слов, филворды, картинный диктант с самопроверкой,

ищем слова в тексте.

1.

Посмотрите внимательно, какого слова из квартирки 3 нет в облаке

слов ? (1 в -петух) (2 в- хорошо)

2.

Словарные

ленты

хорошо

устраивать

соревнования

по

орфографическому чтению

3.

Работа

с

текстами

по

спирали,

технике

волна,

анаграммы.

Интересный приём – записать слова на углах фигуры по слогам.

Работая со словарными словами, можно повторять ранеизученное или

изучать новую тему. Например, составляя предложение со словарным

словом можно дать его характеристику, разобрать по членам предложения,

повторить части речи и многое другое.

И на выходные даю д\з – повторить квартирку № 1 и хорошо выучить

квартирку № 3… У ребят есть возможностьвоспользоваться разным

материалом.

Таким образом мы повторим 12 слов, так в течение года повторяем все

слова.

Обычно в понедельник провожу словарный диктант.

В словарный диктант входят 10 слов: все 6 слов только изученной Квартирки

и 4 слова из Квартирки на повторение, которая была задана для повторения в

выходные дни.

В 1-2 классах слова просто диктуются. В 3-4 классах можно диктовать слова

в виде загадок, использовать картинный диктант.

Недавно я прошла обучение по Нейросетям, и сама попыталась создать свои

картинки с запоминающимися предложениями.

Так же хорошо составляются сюжетные картины на определённую тему.

Данную работу хорошо использовать в 3-4 классах.

Приёмов работы очень много. Они разнообразны. И я думаю, что каждый

учитель найдёт именно те, которые будут срабатывать на конкретном классе.

Желаю вам творческих успехов. Спасибо за внимание.



В раздел образования




Яндекс.Метрика