Напоминание

Подготовка лиц с ОВЗ к ГВЭ по русскому языку


Автор: Поломошных Екатерина Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №19, им.Л.А.Попугаевой
Населённый пункт: Удачный
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Подготовка лиц с ОВЗ к ГВЭ по русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

Подготовка к ГВЭ

для 8-9 классов

срок реализации 2 года

Пояснительная записка

Государственный экзамен является формой итоговой аттестации по русскому языку, который содержит требования к результатам

освоения образовательной программы по русскому языку. ГВЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в

Российской Федерации» и требованиям ФГОС ООО.

Программа внеурочной деятельности «Подготовка к ГВЭ» составлена на основе Спецификации и Кодификатора Демоверсии 2024-

2025 годов и направлена на подготовку учащихся 9 класса с ОВЗ.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-О «Об образовании в Российской Федерации»;

Закона «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №287 «Об утверждении и введении в действие

федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – обновленный ФГОС ООО);

Приказа

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

18.05.2023

370

«Об

утверждении

федеральной

образовательной программы основного общего образования»;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –

образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом

Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115;

Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими

образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 №858;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20

«Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды

обитания».

Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных

общеобразовательных

программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и

реализации дополнительных общеобразовательных программ»)

Цель: подготовить учащихся восьмого класса к прохождению аттестации в форме итогового устного собеседования и письменного

экзамена.

Задачи:

-отработать навыки чтения вслух и пересказа текста;

-продолжить работу по формированию всех видов речи (монологической, диалогической);

-развивать навык построения монологического высказывания в разных типах речи (описание, повествование, рассуждение);

-отработать навык написания изложения и сочинения;

-закрепить знания учащихся по фонетике, лексике, орфографии, синтаксису и пунктуации;

-продолжить работу по формированию относительной орфографической и пунктуационной грамотности;

-продолжить работу по формированию связной речи.

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального

общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в

поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий

характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский

(родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой

самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной

деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом

социализации личности, приобщения ее к культурно историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных

знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество

овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и

профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека

практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной

язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать

аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству

общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение

русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя

речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому

самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и

ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях

русского речевого этикета;

формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения

нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и

преобразовывать необходимую информацию.

Для достижения выше указанных целей и задач особенно важно использовать такие методы и формы работы, которые позволят

ученику проявить креативность мышления, будут способствовать развитию его интереса и мотивации. Поэтому используются

традиционные и современные методы работы с детьми: исследовательский, поисковый, проектный, который не возможен без

информационно-коммуникационных технологий.

Для разнообразия занятий используются такие формы работы как: дискуссии и диалоги; творческие задания; семинары,

практикумы.

Формы контроля: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение

метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает

формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной

речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать

намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению

собственного речевого поведения.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия : владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное

речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и

выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и

письменной речи и правила русского речевого этикета;

познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь

рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать

необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения,

выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью

компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;

регулятивные универсальные учебные действия: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать

последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать

языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование

различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее.

Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека.

Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и

культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии,

обеспечивающие формирование указанных компетенций:

содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

В процессе изучения русского языка у учащихся школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому

языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь - это показатель культуры человека. На уроках

русского языка учащиеся получают представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся

ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной

задачи.

Данная программа адресована учащимся 8-9 кл, 64 ч

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса «Подготовка к ГВЭ по русскому языку»

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного

языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения

школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить

чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе

речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1)владение всеми видами речевой деятельности;

2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство

получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на

межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими

людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

3)овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального

межличностного и межкультурного общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного

языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни

человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;

монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык

художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-

смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности

употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского

литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого

этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно

ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),

синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и

структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,

использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной

речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе

текстов художественной литературы.

Содержание тем учебного курса.

1. Вводное занятие.

Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ в новой форме.

2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе для детей с ОВЗ.

3. Сжатое изложение. Основные приемы компрессии текста.

Первая часть работы ГВЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту повествовательного типа речи, художественного

стиля.

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых

жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит

главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский

замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею,

видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы

прослушанного текста.

4. Вторая часть работы ГВЭ содержит письменный вопрос, предполагающий ответ в виде сочинения-рассуждения. Задание проверяет

коммуникативную компетенцию школьников. В частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи

рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя

прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в

профессиональной деятельности.

5. Заключительное занятие. Рекомендации учителя по проведению ГВЭ. Практическое занятие.

6. Итоговая работа в формате ГВЭ для детей с ОВЗ

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

1

Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ГВЭ.

1

2

Работа с инструкцией по выполнению ГВЭ.

1

3

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.

3

4

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

2

5

Сжатое изложение. Главная и второстепенная информация в тексте.

2

6

Работа с тезисным планом.

2

7

Основные приемы компрессии текста.

2

8

Работа с текстом, сжатие текста. Анализ готовых работ, редактирование

2

9

Свободный диктант.

2

10

Сопоставление работ учащихся (коллективное зачитывание получившихся текстов, анализ, определение основной

информации, редактирование)

2

11

Написание изложения.

2

12

Проверка и анализ работ учащихся по критериям оценивания

2

13

Правописание корней.

2

14

Правописание приставок.

2

15

Правописание суффиксов

2

16

Орфографический практикум

2

17

Грамматическая основа предложения

2

18

Знаки препинания в простом осложненном предложении

2

19

Знаки препинания при вводных словах, конструкциях

2

20

Простое и сложное предложение - определение количества грамматических основ

2

21

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

2

22

Пунктуационный практикум

2

23

Сочинение-рассуждение. Основные положения

2

24

Сочинение-рассуждение на заданную тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы.

2

25

Элементы сочинения, анализ текстов, написание сочинений по текстам

2

26

. Сочинение-рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы

2

27

Элементы сочинения, анализ текстов, написание сочинений по текстам

2

28

Структура итогового собеседования

2

29

Практическое занятие

2

30

Практическое занятие

2

31

Проверочная работа формате ГВЭ

2

32

Работа с тестом, заполнение бланков, выполнение тренировочных упражнений, повторение материала

2

33

Итоговая работа в формате ГВЭ (изложение/сочинение)

1

34

Резервный урок

3

Всего

68

Литература и ресурсы

Демоверсия ФИПИ 2024 г. Материалы для подготовки к ГВЭ с пометкой «К»

Открытый банк заданий ФИПИ

ЯКласс

Учи.ру



В раздел образования




Яндекс.Метрика