Автор: Петрова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №15 "Кыыичаан"
Населённый пункт: село Улахан-Ан
Наименование материала: Проект
Тема: «Развитие творческих способностей у детей через нетрадиционные техники рисования»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Кыымчаан» МР «Хангаласский улус»
Проект на тему:
«Развитие творческих способностей у детей через
нетрадиционные техники рисования»
(автор проекта: Петрова Юлия Николаевна, воспитатель МБДОУ
«Детский сад №15 «Кыымчаан»)
с. Улахан-Ан, 2025г.
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети, родители и воспитатели первой младшей группы
«Чураанчык»
Возраст детей: 2-3 лет
База исследования проекта: МБДОУ Детский сад №15 «Кыымчаан»
Вид проекта: долгосрочный (2024 – 2025гг)
Актуальность.
Актуальность
исследования
в
том,
что
изобразительная
продуктивная
деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий
является наиболее благоприятной для творческого развития способностей
детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества,
проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке,
дошкольники
учатся
думать,
самостоятельно
решать,
какую
технику
использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с
использованием
нетрадиционных
техник
изображения
не
утомляет
дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на
протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно
сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного
изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и
вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами
изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность
выбора.
Цель проекта:
Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами
нетрадиционного рисования.
Образовательная деятельность:
«Художественно-эстетическое
развитие». Восприятие
изобразительного
искусства.
Ожидаемый результат.
Дети: первой младшей группы «Чураанчык»
Развивающие:
Уточнить и систематизировать знания о нетрадиционных способах
рисования
Обучать детей познавать мир и себя в нем через открытие звуков, цвета,
формы.
Образовательные:
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе
нетрадиционными техниками
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками
Упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного
рисования (пальчиком, ладошкой, штампами и др.)
Поощрять детей в выборе красок, побуждать их к рассуждению.
Воспитательные:
Обучать детей радоваться результатам своего труда и труда товарищей
Воспитывать умение детей работать в коллективе, помогать друг другу.
Предметом является особенности использования разнообразных способов
рисования в работе с детьми первой младшей группы "Чуораанчык".
Педагоги:
- Повысить интерес к своей работе;
- Создать оригинальные творческие игры на развитие познавательных
процессов;
-
Повысить
теоретический
уровень
и
профессионализм
в
вопросах
изобразительной деятельности.
Родители:
- Интерес к непосредственно- образовательной деятельности– как к средству
интеллектуального развития детей;
- Интерес к воспитательно - образовательному процессу в детском саду.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
Цель: Создать
развивающую
предметно
–
пространственную
среду
и
соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный
процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.
Мероприятия
Цель
Изучение методической литературы.
Повысить
профессиональный
уровень.
Изучение изо уголка в группе
Пополнение
изо-уголка
материалом.
Анкетирование родителей
Выявить уровень знаний на тему
«Нетрадиционные
техники
рисования»
2 этап- основной
Цель:
Развивать художественно- творческие способности у детей младшего
дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования и
живописных
материалов
через
систему
занятий,
тематическое
планирование проекта по художественно- эстетическому развитию.
Формирование навыков художественной деятельности детей 2 младшей
группы,
организация
совместной
деятельности
педагога,
детей
и
родителей.
Мероприятия
Цель
Анкетирование
Выявить уровень знаний у родителей о
нетрадиционных техниках рисования ее
непосредственной деятельности.
Родительское собрание семинар
на
тему
«Нетрадиционные
техники рисования»
Развивать
интерес
к
нетрадиционной
технике рисования – как к средству
интеллектуального развития детей.
Выставка детско- родительских
работ
«Вот как мы рисуем !»
Формировать интерес к воспитательно -
образовательному
процессу
в
детском
саду
3 этап - заключительный.
Цель: сформировать художественно – творческие способности детей, в ходе
совместной деятельности детей и взрослых с использованием нетрадиционных
техник рисования.
Для исследования творческих способностей в первой младшей группе
«Чуораанчык» занимались в течении года по программе «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, но со
второй группой (экспериментальной), проводились дополнительные занятия по
рисованию с использованием нетрадиционных технологий.
Исследование направлено на выявление уровня технических навыков и умений,
развитие их творчества в рисунке. Для проведения этого исследования были
использованы диагностические методики комплексная оценка результатов
освоения
программы
«От
рождения
до
школы»
под
ред.
Вераксы,
М.А.Васильевой: диагностический журнал первой младшей группы.
Оценка полученных результатов:
Сравнивая результаты первой подгруппы (контрольной) занимающаяся по
программе,
и
второй
подгруппы
(экспериментальной)
можно
заметить
следующее:
В начале учебного года примерно уровень обеих подгрупп одинаков, так как
воспитанники поступили в детский сад из дома в возрасте двух лет. В обеих
подгруппах низший уровень составил примерно 55.5%, низкий уровень в
основной подгруппе составил примерно 44.4%, во второй, экспериментальной,
примерно 33.3%. Лишь 11.1% составил средний уровень во второй подгруппе.
После проделанной работы в течении полугода воспитанники показали
следующие результаты. Видно, что у детей второй подгруппы средний уровень
возрос в 6 раз и составил примерно 66.6 %, а у первой подгруппы в 5 раз, что
составляет примерно 55.5%. У воспитанников второй подгруппы есть высокий
уровень. Он составляет примерно 11.1%, а низкий примерно 22.2%. В первой
подгруппе высокий уровень отсутствует вообще, а низкий уровень составил
примерно 44.4 %.
Развивающие:
Уточнили и систематизировали знания о нетрадиционных способах рисования
Обучили детей познавать мир и себя в нем через открытие звуков, цвета,
формы.
Образовательные:
Помогли детям овладеть различными техническими навыками при работе
нетрадиционными техниками
Привили интерес к рисованию нетрадиционными техниками
Упражняли детей в применении различных способов нетрадиционного
рисования (пальчиком, ладошкой, штампами и др.)
Дети активных в выборе красок, побуждать их к рассуждению.
Воспитательные:
Обучили детей радоваться результатам своего труда и труда товарищей
Воспитали умение детей работать в коллективе, помогать друг другу.
Предметом является особенности использования разнообразных способов
рисования в работе с детьми первой младшей группы "Чуораанчык".
Педагоги:
- Повышение интереса к своей работе;
- Создание оригинальных творческих игр на развитие познавательных
процессов;
-
Повышение
теоретического
уровня
и
профессионализма
в
вопросах
изобразительной деятельности.
Родители:
- Интерес к непосредственно- образовательной деятельности– как к средству
интеллектуального развития детей;
- Интерес к воспитательно - образовательному процессу в детском саду.
Заключение
На основе проделанной работы я увидела, что у детей появился интерес к
разнообразным способам рисования. Они стали творчески всматриваться в
окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического
восприятия.
Они
создают
новое,
оригинальное,
проявляют
творчество,
фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его
воплощения.
По
итогам
проведенного
исследования
обучение
детей
разнообразным способом рисования активизирует познавательный интерес,
формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования,
способствует эффективному развитию воображения и восприятия; формируется
способность
к
созданию
выразительного
образа
в
декоративно
–
орнаментальной
деятельности.