Напоминание

"Формирование гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Усимова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №18
Населённый пункт: г. о. г. Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность исследования связана с тем, что окружающая среда является

важнейшим фактором становления человеческой личности, а ее социальный

и предметный компонент природы оказывают развивающее воздействие на

ребенка.

Ознакомление детей с окружающей средой является одним из

направлений экологического воспитания и обучения. У дошкольников

формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах

ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение

сравнивать,

анализировать,

устанавливать

простейшие

причинно-

следственные

связи,

выделять

в

предметах

определенные

свойства,

группировать их.

Однако общение детей дошкольного возраста с природой может

проходить не только стихийно, но и при участии воспитателей и родителей, с

целью формирования правильного отношения к растениям и животным.

В частности, задача введения ребенка в мир природы, формирования

реалистических представлений и знаний о ее объектах и явлениях,

воспитания способности видеть красоту родной природы, любви, бережному

и заботливому отношению к ней, принадлежит детским дошкольным

учреждениям.

В дошкольном возрасте психическое и личностное развитие ребенка

является важным периодом. В этом возрасте ребёнок должен уметь

определять что такое «хорошо» и что такое «плохо», оценивать не только

чужое поведение, но и своё. Формируется система мотивов: получение

награды, поощрение; наказание и обещание. Одна из наиболее значимых

становлений

самосознание.

Ребенок

контролирует

своё

поведение,

самооценка становится адекватной.

Под руководством взрослого ребёнок может ухаживать за домашними

животными; самостоятельно одеваться, есть. Формируется готовность «во

взрослую жизнь», к обучению в школе. Развивается эмоциональная сфера

ребёнка: он может объяснить свои переживания, оценить настроение другого

человека. Отношения со сверстниками меняются. Формируются такие

качества как: совместная игра, ценность друг друга, обмен впечатлений и

мыслей, справедливость, дружелюбие. Ребёнок становится самостоятельным.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно

поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер

целенаправленной и управляемой деятельности, углубляется, становится

более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер

организованного наблюдения. Поэтому творческие задания на занятиях

окружающего

мира

в

детском

саду

будут

более

эффективны

при

формировании нравственных качеств личности ребенка, его бережном

отношении к природе, чем просто работа по тексту, основанная на вопросах

и заданиях репродуктивного типа, которые преобладают в учебниках.

Как показали исследования О.В. Запорожца и Н.Н. Поддъякова, старшие

дошкольники

могут

выделять

в

процессе

предметно-чувственной

деятельности существенные (основные) связи между явлениями

действительности и воспроизводить их в образной форме – форме

представлений. С помощью этой системы знаний ребенок учится обобщать,

то есть выходить в процессе мышления за пределы конкретного явления.

Осознав потребности живого существа и необходимость его удовлетворения,

дошкольник

будет

способен

установить

экологические

связи

между

неживыми объектами природы (воздухом, почвой, водой) и живыми

существами,

а

также

поймет

взаимозависимость

между

живыми

организмами. Ярким примером таких связей, доступным для восприятия

детьми, являются сезонные изменения в жизни природы: птицы улетают в

теплые края из-за отсутствия корма – насекомых, которые прячутся или

погибают от недостатка растительной еды и тепла. Весной эта цепочка

возобновляется в обратном направлении. Важно, чтобы дети, усваивая такую

информацию,

опирались

на

собственные

органы

чувств:

нашли

и

рассмотрели насекомых, растения, почувствовали температуру воздуха,

воды, почвы и тому подобное.

В дошкольной педагогике имеется ряд исследований, которые

непосредственно посвящены вопросам формирования у дошкольников

правильного отношения к природе на основе определенной системы знаний.

Так, В.Г Грецова группирует весь программный материал по темам:

«Уголок

природы»,

«Огород

и

цветник»,

«Парк»,

«Лес»,

определяя

положительное отношение к природе как «деятельную любовь» к ней,

опирающуюся

на

знания

и

способствующее

формированию

соответствующего поведения дошкольников. Наибольшее затруднение у

детей вызывают вопросы, связанные со стадиями роста объектов живой и

неживой природы. Знания детей не полные, им не понятны промежуточные

варианты роста. Достаточно сложно детям дошкольного возраста рассказать

о явлениях неживой природы, например, зачем нужен дождь, как меняется

небо в зависимости от времени года.

Для формирования гуманного отношения к природе дошкольников важно

не только сформировать знания о живой и неживой природе, но также

сформировать положительное отношение, которое будет в дальнейшем

проявляться в деятельности. Работа с использованием групповых форм

работы, разделение на группы осуществлялось по желанию детей, чтобы

детям было комфортно работать друг с другом.

В процессе диагностики мы выявляем представления детей о природе,

отношение к природе и трудовые навыки. В соответствии с этим на

формирующем этапе наша работа была направлена на формирование этих

компонентов экологического представления.

В работе с детьми необходимо использовать интерактивные методы: игра,

метод проектов, дискуссии, эксперимент, ассоциации. Также различные

средства наглядности в виде картинок, фигурок животных, также и

аудиозаписи для прослушивания звуков природы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В соответствии с теоретическими задачами установлено, что формирование

гуманного отношения детей к природе должно начинаться уже в раннем

дошкольном возрасте, для того чтобы формировать правильное отношение к

объектам

окружающей

среды,

следует

расширять

экологические

представления детей. В дальнейшем с взрослением у детей происходит

расширение знаний, а именно воспитатель знакомит дошкольников со

связями объектов живой и неживой природы, а также формирует знания о

единстве человека и природы, как части экосистемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобылева Л. Н. Интерес к природе как средство экологического

воспитания дошкольников. – М. : Дошкольное воспитание, 2015. – 354 с.

2. Грецова В. Г. Влияние знаний детей о природе на воспитание

положительного отношения к ней: автореф. дис. … канд. пед. наук / Моск.

гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – М., 1969. – 20 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика