Автор: Усимова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №18
Населённый пункт: г. о. г. Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования связана с тем, что окружающая среда является
важнейшим фактором становления человеческой личности, а ее социальный
и предметный компонент природы оказывают развивающее воздействие на
ребенка.
Ознакомление детей с окружающей средой является одним из
направлений экологического воспитания и обучения. У дошкольников
формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах
ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение
сравнивать,
анализировать,
устанавливать
простейшие
причинно-
следственные
связи,
выделять
в
предметах
определенные
свойства,
группировать их.
Однако общение детей дошкольного возраста с природой может
проходить не только стихийно, но и при участии воспитателей и родителей, с
целью формирования правильного отношения к растениям и животным.
В частности, задача введения ребенка в мир природы, формирования
реалистических представлений и знаний о ее объектах и явлениях,
воспитания способности видеть красоту родной природы, любви, бережному
и заботливому отношению к ней, принадлежит детским дошкольным
учреждениям.
В дошкольном возрасте психическое и личностное развитие ребенка
является важным периодом. В этом возрасте ребёнок должен уметь
определять что такое «хорошо» и что такое «плохо», оценивать не только
чужое поведение, но и своё. Формируется система мотивов: получение
награды, поощрение; наказание и обещание. Одна из наиболее значимых
становлений
–
самосознание.
Ребенок
контролирует
своё
поведение,
самооценка становится адекватной.
Под руководством взрослого ребёнок может ухаживать за домашними
животными; самостоятельно одеваться, есть. Формируется готовность «во
взрослую жизнь», к обучению в школе. Развивается эмоциональная сфера
ребёнка: он может объяснить свои переживания, оценить настроение другого
человека. Отношения со сверстниками меняются. Формируются такие
качества как: совместная игра, ценность друг друга, обмен впечатлений и
мыслей, справедливость, дружелюбие. Ребёнок становится самостоятельным.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно
поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер
целенаправленной и управляемой деятельности, углубляется, становится
более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер
организованного наблюдения. Поэтому творческие задания на занятиях
окружающего
мира
в
детском
саду
будут
более
эффективны
при
формировании нравственных качеств личности ребенка, его бережном
отношении к природе, чем просто работа по тексту, основанная на вопросах
и заданиях репродуктивного типа, которые преобладают в учебниках.
Как показали исследования О.В. Запорожца и Н.Н. Поддъякова, старшие
дошкольники
могут
выделять
в
процессе
предметно-чувственной
деятельности существенные (основные) связи между явлениями
действительности и воспроизводить их в образной форме – форме
представлений. С помощью этой системы знаний ребенок учится обобщать,
то есть выходить в процессе мышления за пределы конкретного явления.
Осознав потребности живого существа и необходимость его удовлетворения,
дошкольник
будет
способен
установить
экологические
связи
между
неживыми объектами природы (воздухом, почвой, водой) и живыми
существами,
а
также
поймет
взаимозависимость
между
живыми
организмами. Ярким примером таких связей, доступным для восприятия
детьми, являются сезонные изменения в жизни природы: птицы улетают в
теплые края из-за отсутствия корма – насекомых, которые прячутся или
погибают от недостатка растительной еды и тепла. Весной эта цепочка
возобновляется в обратном направлении. Важно, чтобы дети, усваивая такую
информацию,
опирались
на
собственные
органы
чувств:
нашли
и
рассмотрели насекомых, растения, почувствовали температуру воздуха,
воды, почвы и тому подобное.
В дошкольной педагогике имеется ряд исследований, которые
непосредственно посвящены вопросам формирования у дошкольников
правильного отношения к природе на основе определенной системы знаний.
Так, В.Г Грецова группирует весь программный материал по темам:
«Уголок
природы»,
«Огород
и
цветник»,
«Парк»,
«Лес»,
определяя
положительное отношение к природе как «деятельную любовь» к ней,
опирающуюся
на
знания
и
способствующее
формированию
соответствующего поведения дошкольников. Наибольшее затруднение у
детей вызывают вопросы, связанные со стадиями роста объектов живой и
неживой природы. Знания детей не полные, им не понятны промежуточные
варианты роста. Достаточно сложно детям дошкольного возраста рассказать
о явлениях неживой природы, например, зачем нужен дождь, как меняется
небо в зависимости от времени года.
Для формирования гуманного отношения к природе дошкольников важно
не только сформировать знания о живой и неживой природе, но также
сформировать положительное отношение, которое будет в дальнейшем
проявляться в деятельности. Работа с использованием групповых форм
работы, разделение на группы осуществлялось по желанию детей, чтобы
детям было комфортно работать друг с другом.
В процессе диагностики мы выявляем представления детей о природе,
отношение к природе и трудовые навыки. В соответствии с этим на
формирующем этапе наша работа была направлена на формирование этих
компонентов экологического представления.
В работе с детьми необходимо использовать интерактивные методы: игра,
метод проектов, дискуссии, эксперимент, ассоциации. Также различные
средства наглядности в виде картинок, фигурок животных, также и
аудиозаписи для прослушивания звуков природы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В соответствии с теоретическими задачами установлено, что формирование
гуманного отношения детей к природе должно начинаться уже в раннем
дошкольном возрасте, для того чтобы формировать правильное отношение к
объектам
окружающей
среды,
следует
расширять
экологические
представления детей. В дальнейшем с взрослением у детей происходит
расширение знаний, а именно воспитатель знакомит дошкольников со
связями объектов живой и неживой природы, а также формирует знания о
единстве человека и природы, как части экосистемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобылева Л. Н. Интерес к природе как средство экологического
воспитания дошкольников. – М. : Дошкольное воспитание, 2015. – 354 с.
2. Грецова В. Г. Влияние знаний детей о природе на воспитание
положительного отношения к ней: автореф. дис. … канд. пед. наук / Моск.
гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – М., 1969. – 20 с.