Автор: Герасимова Ксения Владимировна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУДО "ДЮСШ № 2" города Кургана
Населённый пункт: Курган
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Роль тренера-преподавателя в воспитании спортсмена
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа № 2»
города Кургана
Роль тренера-преподавателя в
воспитании спортсмена
Выполнила:
Герасимова Ксения Владимировна,
инструктор-методист
г. Курган, 2025 год
Роль тренера в воспитании спортсмена
Правильно структурированные тренировочные занятия и соревнования развивают у
спортсменов не только физические качества, такие как сила, ловкость, скорость и
выносливость, но и формируют такие важные черты, как товарищество, дисциплина, воля
и умение справляться с трудностями. Неприемлемо, если тренер-преподаватель видит
лишь цифры, секунды и рекорды, не умея находить общий язык с сердцем своего
воспитанника.
Профессиональная компетентность современного тренера-преподавателя предполагает
не только владение методиками обучения и тренировки, но и глубокое понимание
личности каждого воспитанника. Успешная тренерская работа невозможна без
постоянного внимания к жизни учеников, их достижениям и проблемам.
Профессиональный тренер-преподаватель не может ограничиваться исключительно
спортивной подготовкой своих подопечных. Его задача — стать настоящим наставником,
который понимает и поддерживает спортсмена во всех сферах жизни.
Для достижения успеха в воспитании спортсменов тренер-преподаватель должен быть
самокритичным и непрерывно совершенствовать свои навыки. Это позволит ему чётко
формулировать цели, уверенно действовать в сложных ситуациях и находить
оригинальные решения. Только тренер с высоким уровнем профессионализма сможет
эффективно решать задачи, поставленные перед спортивным движением.
Тренер-преподаватель также должен быть принципиальным и требовательным к своим
воспитанникам. Это поможет ему завоевать их доверие и уважение, а также создать
атмосферу, в которой каждый спортсмен будет стремиться к самосовершенствованию и
достижению высоких результатов.
Какие качества должны прививать тренеры-преподаватели спортсменам? Прежде
всего, это патриотизм, высокая сознательность и идейность. Важно воспитывать у
спортсменов уважительное отношение к труду и общественной собственности, а также
чувство товарищества и коллективизма. Необходимо развивать сознательную
дисциплину, уважение к соперникам и стремление к постоянному совершенствованию
своих спортивных достижений.
Процесс повышения спортивного мастерства должен быть неразрывно связан с
повседневной трудовой или учебной деятельностью. Спортсмены также должны активно
участвовать в общественной жизни.
Патриотизм — одно из ключевых моральных качеств граждан. Любовь к Родине,
родному языку и национальным традициям, готовность служить общему делу
строительства современного общества являются высшими и благородными чувствами
человека. Тренер-преподаватель должен всесторонне развивать патриотизм у своих
воспитанников. Это качество помогает спортсменам добиваться успеха на спортивной
арене. Оно придаёт им силы и помогает побеждать серьёзных соперников. Прославлять
свою страну на спортивном поприще — обязанность каждого патриота-спортсмена.
Тренер-преподаватель должен постоянно заботиться о том, чтобы его воспитанники
развивали высокую сознательность и убеждённость в своих идеалах.
Тренер-преподаватель обязан вдохновлять молодёжь на стремление к отличной учёбе и
работе. Он должен объяснять важность труда в нашей стране и формировать правильное
отношение к собственности.
Одним из самых значимых качеств людей является их стремление жить и работать в
гармонии и коллективе.
Дружба — одно из самых возвышенных и благородных чувств, которые могут испытать
люди. Ради дружбы они совершают самоотверженные поступки и идут на подвиги.
Дружба облагораживает, делает людей лучше, отзывчивее и добрее, поэтому в обществе
ценятся настоящие и искренние дружеские отношения.
Каждый человек надеется на открытость, честность и простоту в общении со своим
другом. Важно быть искренним до конца, делиться своими мечтами и сомнениями без
страха, а также выслушивать справедливую критику своих недостатков и принимать
дружеские советы. Не менее важно ощущать, что твой друг относится к тебе с тем же
уважением и искренностью. Разве можно найти что-то более ценное и благородное, чем
такая дружба? Именно она помогает нашим тренерам-преподавателям быстрее исправлять
ошибки и улучшать свою работу. Необходимо активно развивать такие дружеские
отношения среди спортсменов.
В современном мире коллективизм стал неотъемлемой частью жизни. Однако среди
спортсменов мы все еще сталкиваемся с проявлениями индивидуализма, эгоизма, зависти
к успехам других и стремлением выделиться из коллектива.
Чтобы создать здоровый и сплоченный коллектив, тренер-преподаватель должен
использовать актив. Основой такого коллектива должны стать трудолюбие,
взаимопомощь и стремление к высоким спортивным результатам, чтобы прославить свою
страну новыми рекордами.
И еще одно качество необходимо воспитывать изо дня в день — дисциплину.
Дисциплина — это качество, требующее ежедневного развития. Она объединяет людей в
коллектив и направляет их к общей цели. Без дисциплины невозможно сформировать
успешную команду. Когда спортивные секции становятся сплоченными коллективами, их
участники способны справиться с любыми вызовами.
Дисциплина спортсмена — это не только следование правилам спортивной организации.
Это, в первую очередь, осознанная дисциплина, соблюдение порядка и умение
преодолевать трудности и бороться.
Тренер-преподаватель обязан помнить, что формирование морально-волевых качеств у
спортсмена должно базироваться на принципах морали нашего общества. Игнорирование
этого принципа может привести к развитию у молодых людей негативных черт характера,
таких как индивидуализм, эгоизм, самолюбие, высокомерие и пренебрежение к
коллективу.
Тренер-преподаватель несёт огромную ответственность: он формирует будущее
поколение. Однако, чтобы эффективно воспитывать, необходимо самому быть примером
нравственности.
Быть настоящим тренером-преподавателем — это значит относиться к себе с
большой требовательностью, обладать высокими моральными качествами, постоянно
работать над повышением своего идейно-политического и культурного уровня, над
расширением своих общих и специальных знаний.
Большие требования, предъявляемые к спортивным достижениям, обязывают тренера
непрерывно повышать свои знания.
Тренер-преподаватель должен владеть не только методикой обучения и тренировки в
своей спортивной специальности, но и хорошо знать смежные дисциплины:
физиологию, педагогику, психологию.
Перед тренером стоит важная и ответственная задача — воспитывать спортсменов. В
этом ему может оказать значительную помощь общественный актив. Тренеру необходимо
опираться на актив и развивать из его членов своих помощников.
Учебно-тренировочный процесс в спортивной школе должен строиться на принципах
уважения к участникам, коллективизма, гармонии личных и коллективных интересов,
сознательной дисциплины и индивидуального подхода к каждому ученику. Тренер-
преподаватель играет ключевую роль в организации этого процесса, обеспечивая
внимательное и уважительное отношение к каждому занимающемуся.